Столпы хаджа и ’умры
Столпами (арканами) хаджа и ’умры называют те вещи, которые обязательно нужно совершить во время совершения хаджа и ’умры, и нельзя их ничем заменить.
У ’умры три столпа: ″ихрам″, обход вокруг Каабы (тауаф) и бег между холмами (са’и). Эти три столпа являются также столпами хаджа, но помимо них у хаджа есть еще четвертый столп, а это – стояние на’Арафате.
″Ихрам″ - это намерение вхождения в хадж или ’умру. Человек не считается вступившим в ″ихрам″, если не будет намерения в сердце, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, дела с намерениями и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести». аль-Бухари, 1; Муслим, 1907.
Сказал ибн уль-Мунзир: «Ученые единогласны, что тот, кто хотел совершить хадж, но произнес намерение на ’умру, или хотел совершить ’умру, но произнес намерение (тальбию) на хадж, обязывается тем, что намеревался совершить в сердце, а не тем, что произнес языком». См. «аль-Иджма’», стр. 55.
″Тауаф″ - это обход вокруг Каабы во время хаджа после возвращения с ’Арафата и Муздалифы. Аллах Всевышний сказал: «Пусть обойдут вокруг древнего Дома (Каабы)». (Сура аль-Хадж, аят 29)
Сказал ибн Къудама: «Обход вокруг Каабы (тауаф) является столпом хаджа, и хадж не будет завершенным без него. Мы не знаем относительного этого разногласий. Ведь, Аллах Всевышний сказал: «Пусть обойдут вокруг древнего Дома (Каабы)». Сказал ибн Абдуль-Барр: ″Обход вокруг Каабы (тауаф) является обязательной составляющей хаджа, и нет в этом разногласий среди ученых″». См. «аль-Мугъни», 5/311.
Что же касается обхода вокруг Каабы (тауафа) во время ’умры, то это первый обход вокруг Каабы, который совершает человек, совершающий ’умру, сразу как прибыл в Мекку.
Сказал ибн Рушд: «Ученые единогласны в том, что нет на совершающем ’умру ″тауафа″, кроме ″тауафа″ сразу по прибытии в Мекку». См. «Бидаят уль-Муджтахид», 1/344.
В языковом значении слово «’умра» переводится как «посещение». А в шариате «’умра» ― это посещение Каабы для совершения обхода вокруг нее (тауафа) и для бега (са’и) между Сафа и Маруа. Именно так совершал ’умру посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Передают, что ’Амр ибн Динар сказал: «Как-то раз мы спросили ибн ’Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, можно ли мужчине, который приехал в Мекку для совершения ’умры и совершил обход вокруг Каабы, но не выполнил обряд ритуального бега между холмами ас-Сафа и аль-Маруа, спать со своей женой? Ибн ’Умар сказал: ″Приехав в Мекку, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, семь раз обошёл вокруг Каабы, совершил молитву в два раката позади места Ибрахима и семь раз пробежал между холмами ас-Сафа и аль-Маруа, а посланник Аллаха всегда был для вас хорошим примером″». аль-Бухари, 1793; Муслим, 1234.
Бег между холмами ас-Сафа и аль-Маруа во время ’умры совершается после ″тауафа″ вокруг Каабы, как мы видим на примере пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Если человек совершает хадж «ат-таматту’», то бег между холмами ас-Сафа и аль-Маруа совершается им после совершения ″тауафа аль-ифада″.
Если же человек совершает хадж «къиран» или хадж «ифрад» [1], то он может пробежать между холмами ас-Сафа и аль-Маруа либо после ″тауафа аль-къудум″ [2], либо после ″тауафа аль-ифада″ [3]. Если он не пробежал между холмами ас-Сафа и аль-Маруа после ″тауафа аль-къудум″, то обязан сделать это после ″тауафа аль-ифада″.
Аллах Всевышний сказал: «Воистину, ас-Сафа и аль-Марва - одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество (’умру), тот не совершит греха, если пройдет между ними». (Сура аль-Бакара, аят 158)
А посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О люди, пробегайте между ас-Сафа и аль-Маруа, ибо бег между ними предписан вам». ад-Даракъутни, 2/255; аль-Бейхакъи, 5/97. Имам ан-Науауи назвал хадис хорошим. См. «аль-Маджму’», 8/82. А аль-Миззи и ибн ’Абдуль-Хади назвали хадис достоверным. См. «Ируа уль-Гъалиль», 1072.
Также сообщается, что ’Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Аллах не сделает завершённым ни хадж, ни 'умру человека, пока тот не совершит ритуальный бег между ас-Сафой и аль-Марвой!» аль-Бухари, 1790; Муслим, 1277.
Это – три столпа хаджа и ’умры. Относительно того, что ″ихрам″ и ″тауаф″ являются столпами хаджа и ’умры единогласны все ученые. Что же касается бега между холмами ас-Сафа и аль-Маруа, то он является столпом хаджа и ’умры по мнению большинства ученых.
Что же касается хаджа, то у него есть еще четвертый столп, а это стояние на ’Арафате. Аллах Всевышний сказал: «А когда вы вернетесь с Арафата, поминайте Аллаха в Заповедном месте». (Сура аль-Бакара, аят 198) А возвращение с Арафата может быть только после стояния на нем.
Стояние на ’Арафате является столпом хаджа, и если человек упустил этот столп, то он упустил и хадж.
Сообщается, что ’Абду-р-Рахман ибн Йа’мар сказал: «Я присутствовал вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он стоял на ’Арафате. К нему пришли люди из жителей Неджда и сказали: ″О посланник Аллаха, как совершается хадж?″ Он ответил: ″Хадж – это ’Арафат! Кто пришел на ’Арафат до утреннего намаза в ночь, (когда люди ночевали в Муздалифе), тот сделал свой хадж полным″». Абу Дауд, 1949; ибн Маджах, 3015; ат-Тирмизи, 889; ан-Насаи, 3016. Хадис достоверный. См. «Ируа уль-Гъалиль», 1067.
Сказал ибн уль-Мунзир: «Ученые единогласны в том, что стояние на ’Арафате является обязательным. У того, кто упустил это стояние, нет хаджа». См. «аль-Иджма’», стр. 64. [4]
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] — Существуют три вида хаджа: хадж ат-таматту', хадж аль-киран и хадж аль-ифрад.
Хадж ат-таматту' — совмещение большого (хадж) и малого ('умра) паломничества тем, кто хочет совершить умру в один из месяцев хаджа. Сначала человек совершает ’умру, а потом выходит из состояния ихрама. В 8-й день месяца зу-ль-хиджжа паломник снова входит в состояние ихрама уже для совершения обрядов хаджа.
Хадж аль-киран — совершение хаджа и 'умры, когда человек входит в состояние ихрама, после чего отправляется в Мекку и совершает обряды 'умры, а потом дожидается времени совершения хаджа, то есть 8-го дня месяца зу-ль-хиджжа, не выходя из состояния ихрама и избегая всего, что запрещается делать паломникам.
Хадж аль-ифрад— совершение одного только хаджа без совершения 'умры.
В любом случае о каждом из этих трех видов еще будет рассказано более подробно в следующих главах.
[2] — ″Тауаф аль-къудум″ ― это обход вокруг Каабы, который совершается сразу по прибытии в Мекку, но этот ″тауаф″ не является столпом Хаджа.
[3] — ″Тауаф аль-ифада″ ― это обход вокруг Каабы, который является столпом Хаджа. Хадж не будет действительным без совершения этого ″тауафа″. ″Тауаф аль-ифада″ совершается в день Жертвоприношения.
[4] — Прочитав эту главу, мы поняли, что у 'умры три столпа: ихрам, тауаф вокруг Каабы и бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва. Что же касается хаджа, то у него четыре столпа: ихрам, тауаф вокруг Каабы, бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва и стояние на горе Арафат.
Что же касается того, как совершать эти обряды Хаджа и Умры, в каком порядке, и так далее, то всё это будет подробно описано в следующих главах, а целью этой главы было просто оповещение читателя о столпах, а не о том, как и в какой последовательности их совершать, ибо эти вопросы были упомянуты здесь вкратце, но разъяснение их придет далее в более подробной форме.