وَاتَّبَعُواْ مَا تَتْلُواْ الشَّيَاطِينُ عَلَى مُلْكِ سُلَيْمَانَ وَمَا كَفَرَ سُلَيْمَانُ وَلَـكِنَّ الشَّيْاطِينَ كَفَرُواْ يُعَلِّمُونَ النَّاسَ السِّحْرَ وَمَا أُنزِلَ عَلَى الْمَلَكَيْنِ بِبَابِلَ هَارُوتَ وَمَارُوتَ وَمَا يُعَلِّمَانِ مِنْ أَحَدٍ حَتَّى يَقُولاَ إِنَّمَا نَحْنُ فِتْنَةٌ فَلاَ تَكْفُرْ فَيَتَعَلَّمُونَ مِنْهُمَا مَا يُفَرِّقُونَ بِهِ بَيْنَ الْمَرْءِ وَزَوْجِهِ وَمَا هُم بِضَآرِّينَ بِهِ مِنْ أَحَدٍ إِلاَّ بِإِذْنِ اللّهِ وَيَتَعَلَّمُونَ مَا يَضُرُّهُمْ وَلاَ يَنفَعُهُمْ وَلَقَدْ عَلِمُواْ لَمَنِ اشْتَرَاهُ مَا لَهُ فِي الآخِرَةِ مِنْ خَلاَقٍ وَلَبِئْسَ مَا شَرَوْاْ بِهِ أَنفُسَهُمْ لَوْ كَانُواْ يَعْلَمُونَ
102. Они последовали за тем, что читали дьяволы в царстве Сулеймана (Соломона). Сулейман (Соломон) не был неверующим. Неверующими были дьяволы, и они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне – Харуту и Маруту. Но они никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим». Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой, но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха. Они обучались тому, что приносило им вред и не приносило им пользы. Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни. Скверно то, что они купили за свои души! Если бы они только знали!
Ас-Са’ади:
они последовали “они“ - здесь подразумеваются сыны Исраиля. Предмет обсуждения - колдовство (сиhр), кого обсуждаем - сынов Исраиля. Что они сделали? Они отбросили Книгу Аллаха за свои спины.
Урок: тот, кто проигнорирует писание и Истину, тогда он будет занят ложью, фальшивыми знаниями. (А также, если человек не будет занят благими, праведными делами, то он будет занят всякой глупостью и греховными делами). Это мудрость Аллаха что тот, кто оставляет то, что полезно ему, из чего он мог взять пользу, но не сделал этого, то испытание придет к нему, чтобы занять его тем, что принесет ему вред. Пример, тот, кто оставляет поклонение Милостивому, тот получит испытание через поклонение кому-то другому . Тот, кто оставил любовь к Аллаху с надеждой и страхом, будет испытан любовью к другим с надеждой и страхом. Тот, кто нe потратит деньги ради Аллаха, тот потратит их ради шайтана. Тот, кто оставит трепет и смирение перед Аллахом, тот будет трепететь перед людьми. Кто оставит истину, тот будет испытан ложью. Также и иудеи, которые отбросили Книгу Аллаха, стали следовать шайтанам и тому, что они делали во времена Сулеймана (алейхи cсалям).
что читали дьяволы
Ибн Усаймин: تَتْلوا- это нe чтение, в этом аяте не употреблено слово تَقْرَاء, но это здесь означает:تَئْخُذ بِهِ- делали это, (дeлали шаг за шагом).
в царстве Сулеймана.
Они колдовали (сиhр) во времена Сулеймана, сыны Исраиля следовали за дьяволами. Аллах дал Сулейману пророчество и царство (власть). Он - царь, пророк, посланник. Иудеи же говорили, что Сулейман только царь, но он, без всяких сомнений был пророком (после Мусы), царем и посланником.
Сулейман не был неверующим
Ибн Усаймин: Это означает, что Сулейман не был неверующим посредством изучения колдовства или обучeния этoмy других.
Урок: просто изучение или обучение других колдовству (без самого практикования) является неверием كُفْر.
1. но неверующими были дьяволы Почему? ответ в продолжении аята
2. и они обучали людей колдовству Второе предложение - объясняет состояние, полoжение обсуждаемого предмета - колдовствa, т.е. колдовство (сиhр) - это вид неверия. [В этом аяте вновь подтверждается, что обучение колдовству - это неверие].
Ибн Усаймин: السِحْرْ- колдовствo, здесь مَذْموُم- порицаемый сиhр.
пример xадис Пророка (салаллаху алейхи уа салям) о дозволенном колдовстве (сиhре):"إِنَّ مِنَ البَيَانِ لِلْسِّحْر" - "Поистине, в некоторых речах колдовство", т.е. человек околдовывает своими речами. Колдовство - узлы, дутье на них, заговоры - все это порицаемый сиhр. Такое колдовство отражается на теле, на здоровье человека, на которого сделали колдовство, на разум, память, чувства. Некоторые из видов колдовства могут убить человела или сделать больным, свeсти с ума, либо быть как наркотик, либо изменить чувства (например, человeку кажется, что предмет движется, а на самом деле нет, т.е. колдовство с галлюцинациями). Посредством некоторого колдовства человеку может быть навязана любовь или ненависть и т. д. Есть много видов колдовства.
Ас-Са’ади: Почему шайтаны обучали людей колдовству? Потому что, шайтаны хотят навредить людям и причинить зло, сбить их с прямого пути.
Сыны Исраиля следовали:
следовали:
а) что читали дьяволы в царстве Сулеймана(обучались у них)
б) а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне – Харуту и Маруту
Также сыны Исраиля следовали за ангелами Xарутом и Марутом в Вавилоне (в Ираке). То, что было ниспослано этим ангелам (колдовство), было испытанием для рабов Аллаха.
Ибн Усаймин: Харут и Марут - это имена 2 ангелов
Ас-Са’ади: Эти ангелы не обучали других до тех пор, пока они не наставляли:
Но они никого не обучали, не сказав, воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим
Oни говорили, что не следует изучать колдовство, т.к. это неверие. Просто изучение сиhра является неверием. Они останавливали людей от изучения колдовства и предупреждали, что за изучением этого следует неверие. Шайтаны обучали людей колдовству для того, чтобы сбить их с прямого пути. Причина - заблудить человека. Причина обучения людей колдовству этими 2 ангелами - это испытание (причем до этого они предупреждали их, что это неверие). Иудеи следовали сиhру, которому обучали их шайтаны и эти ангелы. Иудеи оставили за спиной знания, дарованные им посредством посланников и пророков и пришли к знанию шайтанов. И каждый человек последовал за тем, что нравится ему.
не становись же неверующим
Ибн Усаймин: посредством изучания колдовства.
Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой
Ас-Са’ади: Аллах сказал, сура Рум, аят 21 - “Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих“. Муж и жена - любовь и милосердие. Это доказательство того, что колдовство реальность и оно может нанести вред, с позволения Аллаха. (Но здесь Аллах не любит этого)
إِذْن- Позволение Аллаха бывает 2-х видов:
قدَري- (qадари - в предопределении) - не всегда Аллах хочет этого.
شَرْعِي- (шар'и- законы шариата) - то, что нравится Аллаху и угодно Ему. Этот аят и подобные ему говорят о том, что путь, способ, какой бы сильный он не был, все равно произойдет только с соизволения Аллаха. Есть два вида колдовства, которые делают между мужем и женой:
1) соединить их (العَطْف)
2) разлучить их (الصَّرْف )
Ас-Са’ади: затем Аллах говорит, что колдовство - 100% вред (مَضَرَّة), не имеет пользы ни в этой жизни, ни в будущей ("приносило им вред и не приносило им пользы"). Все, что Аллах запретил является абсолютным или частичным вредом (например вино). Колдовство - абсолютный вред, без какой бы то ни было пользы (в отличии от вина), хотя оба являются запретными. Некоторые скажут, что есть польза от колдовства в этой жизни, но нет, потому что Аллах указал только на вино и майсир, что от них есть небольшая польза. Лишь только то, что Аллах приказал нам делать есть абсолютное или частичное благо для нас.
но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха, oни обучались тому, что приносило им вред и не приносило им пользы
Ас-Са’ади: Они (иудеи) знали, что тот, кто обучает других или учится сам колдовству является неверующим и нет ему доли в будущей жизни, не будет в Раю. Тем не менее они делали это.
Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни
Они знали - Ибн Усаймин:وَلَقَدْ- и поистине - это слово имеет 3 подтверждения:
1) وَ- клятва, 2) ل - подтверждение,3) قَدْ- поистине.
"они" здесь - любой человек.
Ас-Са’ади: "они", т.е. иудеи. тому, кто приобрел это. Т.е. человек желал колдовства, хотел его так, как он покупает товар, при этом зная, что он не получит Рая. Подобное же чувство испытывали и те иудеи.
Ибн Усаймин: Те, кто изучал колдовство, знали, что изучение и жaжда знания этого лишает их доли в будущей жизни. Откуда они знали это? Xарут и Марут говорили людям: "не становитесь же неверующими".
Скверно то, что они купили за свои души! Ибн Усаймин: وَ لَ- имеется ввиду клятва (وَاللَه لبئس). Они купили что-то (колдовство), а цена их - потеря самих себя в этой жизни и в будущей.
продали. Они продали самих себя, т.к. когда они купили колдовство, то ценой за это была их собственная жизнь, т.к. потеряли самих себя в этой жизни и в будущей. Нет от такой торговли прибыли.
Если бы они только знали!
(Это так ужасно продать себя за сиhр. Если бы они это знали, то не стали бы этого делать). Почему люди обращаются к колдовству? Что-то потеряли и не могут найти? Пусть тогда молятся ночью и просят у Аллаха о богатстве или о прощении, или у жены не складывается с мужем. Пусть раскаится в своих грехах, больше поминает Аллаха и старается приблизиться к Нему посредством благих деяний. Если она хочет, чтобы муж ее любил, она должна помнить, что сердца в руках Всевышнего. Еcли она будет стремиться к Лику Аллаха, то Он полубит ее и скажет Джибриилю полюбить ее, и все ангелы на небе полюбят ее и люди на земле, а ее муж - один из людей.