Конспект по лекции: Тафсир суры «ат-Тарик»,
шейха ибн ‘Усаймина, да помилует его Аллах
وَالسَّمَآءِ وَالطَّارِقِКлянусь небом и ночным путником! Аллах начал эту суру с клятвы. Клятва Аллаха своими созданиями указывает на величие Аллаха, т.к. величие какого либо творения, указывает на величие того кто сотворил его. السماء это все то что находится на верху, и все что находиться над тобой называется: السماء
{والطارق} это второе чем поклялся Аллах, затем Аллах объяснил что такое «ат-Тарик» сказав: {النجم الثاقب} т.е. это: звезда пронизывающая. النجم: имеется в виду:
1) все звезды и «аль-тагриф» в слове «ан-Наджм» указывает на это (т.е. на общность);
2) так же возможно, что это ярко сверкающая звезда, т.к. она пронизывает своим светом мрак.
Но как бы там не было, в любом случаи звезды являются знамением Аллаха, указывающие на совершенство мощи Аллаха, это проявляется:
1) سيرها (в их движении);
2) وانتظامها(их упорядоченности);
3) واختلاف أشكالها (разнообразием их форм);
4) واختلاف منافعها (разнообразием польз, которые они, принося людям).
И польза звезд для людей заключается в следующем:
1) زينة للسماء(они являются украшением неба);
2) ورجوماً للشياطين (ими побиваются «шайтаны»);
3) وعلامات يهتدى بها (являются путеводителями).
وَمَآ أَدْرَاكَ مَا الطَّارِقُ
И откуда тебе знать, что такое ночной путник?
النَّجْمُ الثَّاقِبُ
Это – звезда, пронизывающая [небо своим светом].
إِن كُلُّ نَفْسٍ لَّمَّا عَلَيْهَا حَافِظٌ[Клянусь, что] нет человека, при котором не было бы стража.
{إن} в данном «аяте» выполняет функцию отрицающей частицы, а {لما} содержит в себе смыл частицы (إلا) т.е. «кроме».
Эти стражи записывают дела людей, будь они благи или скверны, а в Судный день люди увидят свои дела в виде написанной книги. Эти стражи записывают:
1) слова людей;
2) дела людей, будь то дела явные или скрытые;
3) даже то, что скрыто в сердцах людей. Аллах сказал:
{ولقد خلقنا الإنسان ونعلم ما توسوس به نفسه ونحن أقرب إليه من حبل الوريد. إذ يتلقى المتلقيان عن اليمن وعن الشمال قعيد. ما يلفظ من قول إلا لديه رقيب عتيد} [ق 16 ـ 18]
«Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена. Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния). Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель.»
И есть еще другие стражи, о которых Аллах упомянул в 11 «аяте» суры «ар-Рагд»:
{له معقبات من بين يديه ومن خلفه يحفظونه من أمر الله}
«Есть у него (человека) ангелы, следующие впереди него и позади него и охраняющие его по повелению Аллаха….»
فَلْيَنظُرِ الإِنسَـنُ مِمَّ خُلِقَ
Пусть подумает человек, из чего он создан.
Частица (اللام) в данном аяте указывает на приказ, т.е.: «пусть задумается человек из чего он создан»
خُلِقَ مِن مَّآءٍ دَافِقٍ
Он создан из изливающейся влаги
, в другом аяте Аллах охарактеризовал эту жидкость тем, что она:
1) презренная, вязкая не похожа на обычную жидкость;
2) является «нутфату» (каплей) т.е. очень малое количество, и это то из чего сделан человек, поэтому является удивительным то, что человек создан из этой ничтожной жидкости, а затем его сердце становиться тверже камня, упаси нас Аллах от этого.
يَخْرُجُ مِن بَيْنِ الصُّلْبِ وَالتَّرَآئِبِ
которая выходит между чреслами и грудными костями.
Речь идет о сперме, которая выходит из области между поясницей и грудью мужчины, это указывает на глубину выхода этой жидкости.
إِنَّهُ عَلَى رَجْعِهِ لَقَادِرٌ
Поистине, Он в силах вернуть его, это произойдет в Судный день
يَوْمَ تُبْلَى السَّرَآئِرُ
в тот день, когда подвергнут испытанию сокровенные мысли. Человек, даже опираясь на свой разум должен признать то что, если Аллах может сотворить человека из презренной жидкости, Он же может вернуть его к жизни второй раз. Расчет с человеком в Судный день будет производится, за то что было в сердце, а расчет в этом мире производится в зависимости от того что он обнародовал из своих дел, поэтому пророк да благословит его Аллах и приветствует, строил взаимоотношение с лицемерами так же как с мусульманами, т.к. они явно показывали ислам. Поэтому нам является необходимым больше уделять внимание делам сердца, чем делам органов. Сказал Хасан аль-Басри да смилуется над ним Аллах: «Клянусь Аллахом, не обогнал их абу Бакр в молитве и посте, поистине он обогнал их тем, что западает в сердце из имана». И если иман западет в сердце, то человек начнет совершать дела поклонения, но, однако только дела поклонения не приведут человека к исправлению сердца. В связи с этим нам необходимо заботится о наших сердцах и также заботится о:
1) وأعمالها (поклонении сердца);
2) وعقائدها («гакыде» которая западает в сердце);
3) واتجاهاتها (заботится о том, куда наши сердца обращены);
4) وإصلاحها (постоянно работать над исправлением наших сердец);
5) وتخليصها من и очищать от примеси:
5.1) الشرك(«ширка»);
5.2) والبدع (нововведений);
5.3) والحقد (ненависти);
5.4) والبغضاء (отвращения);
5.5) وكراهة ما أنزل الله على رسوله (очищение от отвращения к тому, с чем пришел пророк да благословит его Аллах и приветствует);
5.6) وكراهة الصحابة رضي الله عنهم (очищение от отвращения к сподвижникам да будет доволен ими Аллах);
5.7) وغير ذلك مما يجب تنزيه القلب عنه (и других вещей, от которых необходимо очищать сердце).
فَمَا لَهُ مِن قُوَّةٍ وَلاَ نَاصِرٍ
когда не будет у него ни мощи, ни помощника. т.е. в Судный день человек не будет в состоянии что бы защитить себя сам и не кто со стороны не сможет помочь ему.
وَالسَّمَآءِ ذَاتِ الرَّجْعِ
Клянусь возобновляющим [проливные дожди] небом!
Это вторая клятва Аллаха небесами, первая клятва была в начале суры. Первая клятва указывает на то, по причине чего сохраняется Куран во время ниспослания (т.к. подбиванием шайтанов, звездами, во время ниспослания Курана осуществляется его сохранность в момент ниспослания), а вторая клятва указывает на то, что Куран оживляет черствые сердца, т.к под словом الرَّجْعِ имеется в виду дождь. И обще известно, что посредством дождя происходит оживление земли, такую же функцию выполняет Куран в отношении сердца, Аллах сказал:
{وكذلك أوحينا إليك روحاً من أمرنا} [الشورى: 52]
«Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления.»
В этом аяте Аллах назвал Куран словом «рух» (дух), т.к. он («рух») является причинной жизни сердец.
وَالاََرْضِ ذَاتِ الصَّدْعِ
Клянусь раскалываемой [для прорастания растений] землей,
т.е. в этом аяте приводится описание земли тем, что она выводит из себя растения.
إِنَّهُ لَقَوْلٌ فَصْلٌ
что это – слово, различающее [истину от лжи],
{إنه} имеется в виду Куран, {لقول فصل} т.е. отделяет истину от лжи, богобоязненных от несправедливых. Поэтому ты обнаружишь то, что если мусульмане будут оспаривать неверующих Кураном, ты найдешь их победителями, а когда они отворачиваются от Курана, то обязательно терпят поражение, и оказываются в унизительном положении, и степень униженности мусульман напрямую зависит от их отдаленности от Курана. И всякий раз, когда человек отдаляется от Книги Аллаха этим самым от него отдаляется величие и помощь Аллаха, все это продолжается до тех пор, пока он не вернется к Книге Аллаха.
وَمَا هوَ بِالْهَزْلِ
а не шутка.
Т.е. Куран не является забавой или вздором, напротив это истина, все слова Курана истина, все сообщения правда, постановления справедливы, чтение - награда.
إِنَّهُمْ يَكِيدُونَ كَيْداً* وَأَكِيدُ كَيْداً
Они замышляют козни, и Я замыслил козни
. إِنَّهُمْ т.е. неверующие, они замышляют козни против пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и тех кто последовал за ним.
فَمَهِّلِ الْكَـفِرِينَ أَمْهِلْهُمْ رُوَيْداً.
Дай же неверным отсрочку недолгую!
В этом аяте содержится устрашение курайшитам, и поддержка пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и обещание победы. И все произошло так как обещал Аллах. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует ушел от них к мухаджиром, затем произошли между ними сражения, и во втором году хиджры были убиты главари курайшитов в их числе абу Джахль, затем меньше чем через восемь лет пророк, да благословит его Аллах и приветствует зашел в Мекку победителем и сказал, держась за боковую часть двери Каабы, а курайшиты находились в низу: «Как вы думаете что я с вами сделаю?», они сказали: «Великодушный брат, сын великодушного брата», и тогда пророк да благословит его аллах и приветствует сказал: «Я скажу вам так, как сказал Йусуф своим братьям»:
لا تثريب عليكم اليوم يغفر الله لكم وهو أرحم الراحمين
«Сегодня я не стану укорять вас. Да простит вас Аллах, ибо Он – Милосерднейший из милосердных. «(Йусуф, 92).