ВЪЕЗД В МЕККУ И СОВЕРШЕНИЕ ОБХОДА КААБЫ (ТАУАФ)
19 - Когда мы вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошли к Дому (Аллаха) [рано утром четвертого числа месяца Зу-ль-Хиджа [Муслим, Абу Нуайм, Абу Дауд, Ибн Маджа, ат-Тахауи, ат-Тайалиси, Ибн Са’д, аль-Байхаки, Ахмад]].
В другой версии хадиса сообщается: "Мы вошли в Мекку, когда солнце уже поднялось достаточно высоко".
20 - Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подъехал к воротам (Заповедной) Мечети, поставил на колени верблюдицу, а затем вошел в Мечеть [Ибн Хузайма, аль-Хаким, аль-Байхаки]).
21 - Он прикоснулся к углу (Каабы) 1. В другой версии хадиса сообщается: "к Черному камню" [Ахмад, Ибн аль-Джаруд] 2.
22 - [а затем пошел от него (т.е. от Черного камня – прим. редактора) вправо [Муслим, ан-Наса’и, Ибн аль-Джаруд, аль-Байхаки]]
23 - и обошел (Каабу), [возвращаясь к нему [Ахмад]], три круга быстрым шагом (ар-рамль) 3, а (остальные) четыре – обычным шагом, [спокойно [ат-Тахауи]] 4.
24 - Затем он подошел к месту (стояния) Ибрахима, мир ему, (макам Ибрахим) и прочитал, [возвысив свой голос настолько, что его слышали люди [ан-Наса’и]]:
"Сделайте же место (стояния) Ибрахима местом моления"
2:125
"Уа-ттахизу ми-м-маками Ибрахима мусалла"
25 - Он встал так, что место (стояния) Ибрахима оказалось между ним и Каабой [и совершил намаз в два рак’ата [аль-Байхаки, Ахмад]].
26 - Джабир сказал [ан-Наса’и, ат-Тирмизи]: "Он прочитал в двух рак’атах (суру, начинающуюся со слов): "Скажи: "Он, Аллах, Один ..."" и (суру, начинающуюся со слов): "Скажи: "О вы, неверные! ..."" 5.
В другой версии хадиса сообщается: "(Суру, начинающуюся со слов): "Скажи: "О вы, неверные! ..."" и (Суру, начинающуюся со слов): "Скажи: "Он, Аллах, Один" ...".
Сноски №№: 1, 2
1 - То есть потер его своей рукой. Это действие относится к сунне во время совершения каждого обхода Каабы, о чем сказал ан-Науауи в "Шарх Сахих Муслим". (В "Комментарии к "Сахиху" Муслима").
2 - Во время этого обхода Каабы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также дотронулся до Йеменского угла, как об этом передается в хадисе Ибн Умара. Следует отметить, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не целовал этот угол. При каждом обходе Каабы он, да благословит его Аллах и приветствует, целовал только Черный камень.
Целование Черного камня относится к сунне. Если нет возможности это сделать, то достаточно прикоснуться к нему рукой, а затем поцеловать ее. Если же и это затруднительно, то можно прикоснуться к нему, к примеру, палочкой, которую затем следует поцеловать. В противном же случае, следует просто указать рукой в его сторону. Однако ничего из этого нельзя делать с другими углами Каабы. Что касается Йеменского угла, то желательно всего лишь прикоснуться к нему рукой.
В соответствии с Сунной при прохождении каждого круга во время обхода Каабы следует возвеличивать Аллаха, (говоря: "Аллаху Акбар!"), находясь напротив Черного камня.
Так, Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал: "Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил обход Дома (Аллаха), сидя верхом на верблюде. Каждый раз, подходя к углу Каабы (т.е. к тому углу, где находится Черный камень - прим. редактора), он указывал на него тем, что было в руках, и возвеличивал Аллаха". Этот хадис привел аль-Бухари.
Что касается произнесения при этом слов "Бисми-Ллях" ("Во Имя Аллаха!"), то я не встретил ни одного хадиса, который мог бы быть непосредственно возведен к пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
Существует всего лишь достоверное предание о том, что Ибн Умар, каждый раз прикасаясь к Черному камню, говорил: "Бисми-Ллях, уа Аллаху Акбар!". Это предание привели аль-Байхаки (5/79) и другие (мухаддисы) через иснад, который был назван достоверным имамом ан-Науауи и Ибн Хаджаром аль-Аскалани.
Ибн аль-Каййим, да будет милостив к нему Аллах, ошибся, приписав версию этого предания, которую привел ат-Табарани, посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
На самом деле, ат-Табарани, также как и аль-Байхаки, привел эту версию предания в форме "маукуф" (т.е. слов и действий, которые относятся к кому-либо из сподвижников, но не к пророку – прим. редактора). На это указал знаток хадисов (аль-хафиз) Ибн Хаджар в своем труде "Ат-Талхис".
Необходимо различать между хадисами в форме "марфу" (т.е. возведенными к пророку – прим. редактора) и "маукуф" (т.е. возведенными к кому-либо и сподвижников – прим. редактора), дабы не приписать Пречистой Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то, что не имеет к ней прямого отношения.
Сноски №№: 3, 4
3 - Ан-Науауи указал, что ученые дали следующее определение слову "ар-рамль": "Это ускоренное передвижение быстрыми, маленькими шажками, словно рысью".
4 - В других хадисах сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал этот первоначальный обход Каабы (т.е. тауаф аль-кудум – прим. редактора), обнажив правое плечо (мудтабиан).
Согласно определению "Аль-Камуса" ("Толкового словаря арабского языка") "аль-идтиба’" (т.е. обнажение правого плеча при обходе Каабы паломником-мужчиной – прим. редактора) означает следующее: "Просунуть один конец риды (верхней накидки паломника) под подмышкой правой руки и забросить его на левое плечо, тем самым, обнажив правое плечо и покрыв левое".
Правое плечо следует держать обнаженным вплоть до завершения обхода Каабы. Не следует руководствоваться мнением аль-Асрама о том, что правое плечо надо прикрывать уже по завершении третьего круга в силу наличия ясного хадиса по данному вопросу, как указал Ибн Кудама в "Аль-Мугни".
Сноска №5
5 - Прим. редактора: т.е. в первом рак’ате Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал суру "Искренность (веры)" №112, а во втором – "Неверные" №109.
19 - Когда мы вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошли к Дому (Аллаха) [рано утром четвертого числа месяца Зу-ль-Хиджа [Муслим, Абу Нуайм, Абу Дауд, Ибн Маджа, ат-Тахауи, ат-Тайалиси, Ибн Са’д, аль-Байхаки, Ахмад]].
В другой версии хадиса сообщается: "Мы вошли в Мекку, когда солнце уже поднялось достаточно высоко".
20 - Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подъехал к воротам (Заповедной) Мечети, поставил на колени верблюдицу, а затем вошел в Мечеть [Ибн Хузайма, аль-Хаким, аль-Байхаки]).
21 - Он прикоснулся к углу (Каабы) 1. В другой версии хадиса сообщается: "к Черному камню" [Ахмад, Ибн аль-Джаруд] 2.
22 - [а затем пошел от него (т.е. от Черного камня – прим. редактора) вправо [Муслим, ан-Наса’и, Ибн аль-Джаруд, аль-Байхаки]]
23 - и обошел (Каабу), [возвращаясь к нему [Ахмад]], три круга быстрым шагом (ар-рамль) 3, а (остальные) четыре – обычным шагом, [спокойно [ат-Тахауи]] 4.
24 - Затем он подошел к месту (стояния) Ибрахима, мир ему, (макам Ибрахим) и прочитал, [возвысив свой голос настолько, что его слышали люди [ан-Наса’и]]:
"Сделайте же место (стояния) Ибрахима местом моления"
2:125
"Уа-ттахизу ми-м-маками Ибрахима мусалла"
25 - Он встал так, что место (стояния) Ибрахима оказалось между ним и Каабой [и совершил намаз в два рак’ата [аль-Байхаки, Ахмад]].
26 - Джабир сказал [ан-Наса’и, ат-Тирмизи]: "Он прочитал в двух рак’атах (суру, начинающуюся со слов): "Скажи: "Он, Аллах, Один ..."" и (суру, начинающуюся со слов): "Скажи: "О вы, неверные! ..."" 5.
В другой версии хадиса сообщается: "(Суру, начинающуюся со слов): "Скажи: "О вы, неверные! ..."" и (Суру, начинающуюся со слов): "Скажи: "Он, Аллах, Один" ...".
Сноски №№: 1, 2
1 - То есть потер его своей рукой. Это действие относится к сунне во время совершения каждого обхода Каабы, о чем сказал ан-Науауи в "Шарх Сахих Муслим". (В "Комментарии к "Сахиху" Муслима").
2 - Во время этого обхода Каабы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также дотронулся до Йеменского угла, как об этом передается в хадисе Ибн Умара. Следует отметить, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не целовал этот угол. При каждом обходе Каабы он, да благословит его Аллах и приветствует, целовал только Черный камень.
Целование Черного камня относится к сунне. Если нет возможности это сделать, то достаточно прикоснуться к нему рукой, а затем поцеловать ее. Если же и это затруднительно, то можно прикоснуться к нему, к примеру, палочкой, которую затем следует поцеловать. В противном же случае, следует просто указать рукой в его сторону. Однако ничего из этого нельзя делать с другими углами Каабы. Что касается Йеменского угла, то желательно всего лишь прикоснуться к нему рукой.
В соответствии с Сунной при прохождении каждого круга во время обхода Каабы следует возвеличивать Аллаха, (говоря: "Аллаху Акбар!"), находясь напротив Черного камня.
Так, Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал: "Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил обход Дома (Аллаха), сидя верхом на верблюде. Каждый раз, подходя к углу Каабы (т.е. к тому углу, где находится Черный камень - прим. редактора), он указывал на него тем, что было в руках, и возвеличивал Аллаха". Этот хадис привел аль-Бухари.
Что касается произнесения при этом слов "Бисми-Ллях" ("Во Имя Аллаха!"), то я не встретил ни одного хадиса, который мог бы быть непосредственно возведен к пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
Существует всего лишь достоверное предание о том, что Ибн Умар, каждый раз прикасаясь к Черному камню, говорил: "Бисми-Ллях, уа Аллаху Акбар!". Это предание привели аль-Байхаки (5/79) и другие (мухаддисы) через иснад, который был назван достоверным имамом ан-Науауи и Ибн Хаджаром аль-Аскалани.
Ибн аль-Каййим, да будет милостив к нему Аллах, ошибся, приписав версию этого предания, которую привел ат-Табарани, посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
На самом деле, ат-Табарани, также как и аль-Байхаки, привел эту версию предания в форме "маукуф" (т.е. слов и действий, которые относятся к кому-либо из сподвижников, но не к пророку – прим. редактора). На это указал знаток хадисов (аль-хафиз) Ибн Хаджар в своем труде "Ат-Талхис".
Необходимо различать между хадисами в форме "марфу" (т.е. возведенными к пророку – прим. редактора) и "маукуф" (т.е. возведенными к кому-либо и сподвижников – прим. редактора), дабы не приписать Пречистой Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то, что не имеет к ней прямого отношения.
Сноски №№: 3, 4
3 - Ан-Науауи указал, что ученые дали следующее определение слову "ар-рамль": "Это ускоренное передвижение быстрыми, маленькими шажками, словно рысью".
4 - В других хадисах сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал этот первоначальный обход Каабы (т.е. тауаф аль-кудум – прим. редактора), обнажив правое плечо (мудтабиан).
Согласно определению "Аль-Камуса" ("Толкового словаря арабского языка") "аль-идтиба’" (т.е. обнажение правого плеча при обходе Каабы паломником-мужчиной – прим. редактора) означает следующее: "Просунуть один конец риды (верхней накидки паломника) под подмышкой правой руки и забросить его на левое плечо, тем самым, обнажив правое плечо и покрыв левое".
Правое плечо следует держать обнаженным вплоть до завершения обхода Каабы. Не следует руководствоваться мнением аль-Асрама о том, что правое плечо надо прикрывать уже по завершении третьего круга в силу наличия ясного хадиса по данному вопросу, как указал Ибн Кудама в "Аль-Мугни".
Сноска №5
5 - Прим. редактора: т.е. в первом рак’ате Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал суру "Искренность (веры)" №112, а во втором – "Неверные" №109.