Аллах сказал (перевод смысла):
«Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах – Могущественный, Прощающий» (35:28)
Уляма (обладатели знания) боятся Аллаха. Структура этого предложения такая, что слово Аллах находится в мафуль мукаддам (т.е. обьект упоминается до субъекта) указывает на то, что никто другой не боится Аллаха, кроме тех кто имеет знание.
…Шейх уль Ислам ибн Теймия сказал в отношении этого аята:
«Этот аят показывает на то, что боящийся Аллаха обладает знанием, но это не значит, что каждый у кого есть знание боится его» Маджму аль Фатава 7:539
Смотри также тафсри аль Байдави, 4:418, Фатх аль Кадир 4:494
Этот аят также указывает на то, что обладающие знанием бояться Аллаха, и кто не боится Аллаха, у того нет знания.
Ибн Кясир сказал:
«Те кто боятся Его, как следует Его бояться – это те у кого есть знания о Нем, потому что чем больше человек знает о Всемогуществе и Мощи Аллаха, тем больше он боится Его».
Али ибн Абу Тальха передал, что ибн Аббас сказал относительно этого аята: «те кто знают, что Аллах способен на каждую вещь…»
Саид ибн Джубейр сказал: «Страх удерживает тебя от ослушания Аллаху. Аль Хасан аль Басри сказал: «Тот у кого есть знание это, тот кто боится Милостивого наедине, и стремится к тому, что Аллах хочет и устраняется от того, что вызывает гнев Аллаха. Затем аль Хасан прочитал аят: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах – Могущественный, Прощающий»
Передано от ибн Масуда: «Признаком знания не является цитирования множества хадисов, знаком является сильный страх перед Аллахом»
Суфьян ас Саури передал от Абу Хаййан аль Тайми, что некто сказал: «Обладающие знанием делятся на три типа:
те, у кого есть знание об Аллахе и знание о приказах Аллаха,
те, у кого есть знание об Аллахе, но нет знания о Его приказах,
и те, у кого есть знание о приказах Аллаха, но нет [u]знания об Аллахе. [/u]
....Тот, у кого есть знание об Аллахе и Его приказах тот по настоящему боится Аллаха и знает обязательства и ограничения.
Тот, у кого есть знание об Аллахе, но нет знаний о его приказах, тот боится Аллаха, но не знает о приказах и запретах Аллаха.
И тот, у кого есть знание о приказах Аллаха, но нет знания об Аллахе, тот знает ограничения и обязательства, но не боится Аллаха»
Тафсир ибн Кясир (4:729)
Шейх уль Ислам ибн Теймия сказал в Маджму аль Фатава 17:21:
«Значение аята «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах – Могущественный, Прощающий», то что Его не боится никто кроме того кто обладает знанием. Аллах сообщает нам, что каждый кто боится Аллаха имеет знание, и Он говорит в другом аяте (перевод смысла):
«Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом.» (39:9)»
АсСаади сказал: «Чем больше человек знает Аллаха, тем больше он будет бояться Его, и страх пред Аллахом удержит его от грехов и подготовит к встречи с Тем Кого он боится. Люди которые боятся Аллаха это те кому Аллахом будет оказан почет, как Аллах сказал (перевод смысла):
«Их воздаянием у их Господа будут сады Эдема, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно.» (98:8)
Всевышний Аллах сказал:
«И говори: “Господь мой, прибавь мне знания”» (Та ха, 114).
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В этом аяте содержится указание на достоинство знания, ибо Аллах не повелел Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) просить прибавить что-либо, кроме знания! И под «знанием» подразумевается шариатское знание”. См. “Фатхуль-Бари” (1/141).
«Требование знания является обязанностью для каждого мусульманина! А тот, кто дает это знание не заслуживающим его, подобен тому, кто надевает на свиней алмаз, жемчуг и золото»
Нет сомнения в правильности смысла данного хадиса, однако ученые разошлись относительно его достоверности.
Вот слова имамов :
передал аль-Мунауи в "Файдуль-Къадир" 3/372-373:
Имам аль-Байхакъи сказал: "Смысл этого хадиса известный и распространенный, однако все его версии слабые".
Хафиз Ибн Абдуль-Барр сказал: "Этот хадис передается многими путями, но в каждом из них есть проблемы. Однако смысл его правильный".(подр. см. http://salaf-forum.ru/viewtopic.php?f=11&t=296#p1162 ).
Шейх Ибн Баз ,рахимахуЛлах:
Молю Аллаха о том, чтобы Он даровал нам, вам и всем нашим братьям еще больше полезного знания, сделал праведными наши сердца и все наши дела и уберег нас, вас и всех мусульман вообще от заблуждений, связанных со смутами, и наущений шайтана. Поистине, лучше всего обращаться просьбами к Аллаху.
Мир вам, милость Аллаха и Его благословения».(«Собрание фетв шейха Абд аль-Азиза бин Абдуллаха Ибн База» 8/245-246.)