Конспект по лекции: Тафсир суры «аль-Маун»,
шейха аль- ‘Усаймина, да помилует его Аллах
أَرَءَيْتَ الَّذِى يُكَذِّبُ بِالدِّينِ1. Видел ли ты того, кто считает ложью воздаяние? Эти люди говорят:
أإذا متنا وكنا تراباً وعظاماً أإنا لمبعوثون. أوءاباؤنا الأولون
Неужели мы будем воскрешены после того, как умрем и станем прахом и костями? (ас-Саффат, 16)
فَذَلِكَ الَّذِى يَدُعُّ الْيَتِيمَ2. Это – тот, кто гонит сиротуوَلاَ يَحُضُّ عَلَى طَعَامِ الْمِسْكِينِ3. и не побуждает накормить бедняка. Эти люди собрали в себе два качества:
1) сами не милосердны;
2) и других не побуждают к милосердию.
فَوَيْلٌ لِّلْمُصَلِّينَ4. Горе молящимсяарабское слово «ويل» очень часто встречается в Куране, используется для угрозы («كلمة وعيد»)
الَّذِينَ هُمْ عَن صَلاتِهِمْ سَاهُونَ5. которые небрежны к своим намазам, эти люди совершают намаз, однако они [небрежны к своим намазам] т.е. беспечны и небрежны по отношению к ним, не совершают их должным образом, отсрачивают их, не совершают «рукуг» (поясной поклон), «суджуд» (земной поклон), «кыям» (стояние во время намаза), «кугуд» (сидение во время намаза) должным образом, не читают в намазе то, что является обязательным в нем, будь это Куран или «зикр». Нет сомнения в том что все это является порицаемым.
Однако есть отличие между двумя выражениями:
1) «الساهي في صلاته» т.е. «небрежен в совершении намаза»
2) «الساهي عن صلاته» т.е. «небрежен к намазу»
Что касается первого, то это не является порицаемым, т.к. ошибки по забывчивости допускает каждый человек, даже пророк, да благословит его Аллах и приветствует. А что касается вторых, то именно их касается угроза, содержащаяся в данном аяте.
الَّذِينَ هُمْ يُرَآءُونَ6. которые лицемерят т.е. они в основе совершают благие дела ради Аллаха, однако при этом желают, чтобы их похвалили люди.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
من سمَّع سمَّع الله به، ومن راءى راءى الله به
«Аллах опорочит того, кто будет рассказывать (людям о своих благих делах), и выставит напоказ того, кто будет (поклоняться Ему) напоказ другим». (Бухари)
وَيَمْنَعُونَ الْمَاعُونَ7. и отказывают даже в мелочи! Отказ в мелочи бывает двух видов:
1) грехом. Например: человек просит воды, и если ему откажут, то он умрет от жажды, в данном случаи отказ в мелочи является грехом.
2) не является грехом, однако потеря награды.
Является обязательным для каждого мусульманина заглянуть себе душу и посмотреть, не описан ли он чем-либо из выше перечисленных качеств. И если он обнаружит в себе что-либо из того о чем было описано в этой суре, то ему необходимо покаяться перед Аллахом и исправиться.
Лектор Абу Бакр Татарстани. Подготовил абу Исмагиль