3. Отстранение от зависти.Шейх Мухаммад ибн Абдуль‘азиз аль-Мани‘ сказал: «Некоторые качества делают учащегося отвратительным, лишают его света знания, достоинства и совершенства, по их причине он теряет свое знание и не может ни воспользоваться им сам, ни принести пользу другим.
Таковыми являются брань, клевета, сплетни, нашептывание с целью посеять раздор (намима) и другие низменные и порочные качества, а
наиотвратительнейшим из них является зависть, да упаси нас Аллах от этого. Ведь зависть, как говорится в «Гиза аль-альбаб», причиняет вред как
вере человека, так и его мирской жизни. Что касается вреда, причиняемого вере человека, то ведь завистник негодует по поводу неотвратимой воли Всевышнего Аллаха и отвергает
милость, которую Он оказывает своим рабам. А ведь это соринки, которые затмевают его веру. И этому человеку достаточно уже того (вреда), что он уподобился в своей зависти Иблису и
отклонился от пути пророков, желавших добра всем людям.
Как прекрасно сказал поэт: А не сказать ли тому, кто завидует мне: Ты кого осуждаешь, не меня ли?Осуждаешь Всевышнего ты, что по воле своей рассудил,Ты ведь то, что Он мне подарил, отвергаешь!И воздаст мой Господь тебе тем, что прибавитМне (щедрот Он своих), а тебе преградитПуть молитв и прошений твоих, (Ни к нему ль ты всегда вопрошаешь?).Что же касается вреда, причиняемого мирской жизни человека, то ведь завистник страдает и непрестанно испытывает муки.
Оставь завистника и что его печалит,Достаточно тебе того, что пламя в сердце у него пылает.Коль выскажешь ему ты порицание – печаль его развеешь,Но заставишь страдать, коль промолчишь – боль сам себе он причиняет.Aль-Асма‘и сказал: «Я слышал, как один бедуин говорил: “Я никогда не видел обидчика,
более похожего на обиженного, чем завистник: неотвратимая печаль, постоянная зависть, рассеянный ум и непроходящая боль».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Ибн Хазм сказал: «Удивительным проявлением зависти являются слова завистника, услышавшего человека, который говорит много нового по какой-то из отраслей знания: “Это несерьезно, поскольку к этому никто не приступал и не говорил до него”. А если он услышит,
как кто-то разъясняет слова, сказанные кем-то другим до него, то говорит: “Это несерьезно, это уже было сказано до него”. Такие люди – кучка злодеев, которые посвятили себя тому, чтобы
стоять на пути знания, отвращая от него людей, чтобы приумножить число таких же невежд, как они сами».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Иршад ат-туллаб, с. 94 – 95.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Аль-ахлак ва-с-сийар, с. 87.