«ДYA — ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ»
Этот достоверный хадис, рассказанный ат-Тирмизи, указывает на то, что зов (намаз) — один из наиболее важных видов поклонения, но нельзя, чтобы намаз был совершен посланнику или святому. Также нельзя взывать к посланнику или святому помимо Аллаhа.
1. Мусульманин, говорящий: «О посланник Аллаhа, выручай» или «О люди святые, люди сокровенного мира, помогите и спасите!» является поклоняющимся не Аллаhу, даже если бы он и имел в виду, что Аллаh — спаситель. Он — человек, придающий Аллаhу сотоварищей, но говорящий при этом: «Я имею в виду, что божество — одно». Такое утверждение у него не принимается, так как его действие и намерение расходятся с его словами. Слова должны соответствовать намерению и вере. В противном случае имеет место многобожие или неверие, которые Аллаh простит только через покаяние.
2. Если же данный мусульманин утверждает, что он имел в виду взять посланников в качестве посредников в обращении к Аллаhу, подобно королю или эмиру, к которому можно попасть только через посредника, то он позволяет себе уподобление Всевышнего Создателя Его грешным неправедным созданиям, к которым доступ возможен только через посредника. Подобное уподобление — проявление неверия.
Всевышний сказал, очищая Себя, Свои атрибуты и Свои действия(перевод смысла):
«...нет ничего, подобного Ему. Он — Слышащий, Видящий!» (Совет, аят 11). Если уподобить Аллаhа Его праведному творению, то это тоже было бы неверием и многобожием. Как еще можно расценивать это, когда ты сравниваешь Аллаhа с грешным неправедным человеком? Превыше же Аллаh того, что о Нем говорят неправедные, на великую высоту!
3. Многобожники во времена Посланника (да благословит его Аллаh и приветствует) были убеждены, что Аллаh — создатель и благодетель, но взывали при этом к своим святым, воплощенным в идолах, как к посредникам между ними и Аллаhом. Аллаh не только отверг подобное посредничество, но и объявил это неверием, сказав(перевод смысла):
«А те, которые взяли себе авлияъ [помощников], кроме Него, и говорили: «Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаhу близостью». Аллаh рассудит между ними в том, в чем они расходятся! Поистине, Аллаh не ведет прямым путем того, кто лжив и неверен!» (Толпы, аяты 4-5).
Аллаh Всевышний — Близок, Слышащий и не нуждается в посредничестве(перевод смысла):
«А когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я — близок...» (Корова, аят 186).
4. Многобожники времени Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует) призывали в случае беды только одного Аллаhа, в связи с чем Всевышний сказал(перевод смысла):
«...И пошла на них волна со всех сторон, и подумали они, что погибли, — тогда они взывают к Аллаhу, очищая пред Ним свою веру, не придавая Ему сотоварища: «Если Ты спасешь нас от этого, мы непременно будем благодарными» (Йунус, аят 22).
В благополучные же времена они взывали к своим идолам, что Кораном квалифицируется как неверие. О чем только думают некоторые мусульмане, просящие о спасении и помощи не Аллаhа, а посланников и праведников, как в периоды бед и трудностей, так и в периоды благополучия?! Разве они не читали слова Всевышнего(перевод смысла):
«Кто более заблуждается, чем тот, кто призывает помимо Аллаhа тех, что не ответят им до дня Воскресения: они [идолы] небрегут их зовом. А когда собраны будут люди, они [идолы] окажутся им врагами и будут отказываться от их [людей] поклонения им [идолам]» (Пески, аяты 5-6).
5. Многое полагают, что многобожники, упоминаемые в Коране, молились идолам, сделанным из камня. Однако это — ошибка, так как идолы, о которых идет речь в Коране, не что иное, как праведники.
Аль-Бухари приводит следующие слова Ибн Аббаса (да будет доволен Аллаh ими обоими) в связи с фразой из суры «Нух»:
«...и сказали [многобожники]: «Не оставляйте никак ваших богов, не оставляйте никак Вадда и Суваъ, и Йагуса, и Йаука, и Насра!» (Нух, аят 23).
Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал, комментируя этот аят Корана:
«Это — имена праведных мужей из народа Нуха».
Когда эти праведные мужи погибли, шайтан внушил их соплеменникам, чтобы те водрузили памятники вместо них в местах своих собраний и назвали их именами тех мужей. Соплеменники Нуха выполнили данное внушение шайтана, однако они не поклонялись этим идолам. Когда же соплеменники исчезли с лица земли, и забылось то, для чего были сооружены памятники, последующие поколения начали непосредственно им поклоняться.
6. Аллаh Всевышний сказал, порицая тех, кто молится пророкам и святым (перевод смысла):
«Скажи: «Взывайте к тем, кого вы утвердили помимо Него: они не в состоянии отвратить от Вас зло или переменить!» Те, к которым они взывают, сами ищут пути приближения к их Господу, кто из них ближе, и надеются на Его милость и боятся Его наказания. Поистине, наказания твоего Господа надо остерегаться!» (Перенес ночью, аяты 56-57).
Комментируя данный аят, Ибн Касир пишет о том, что он был ниспослан по поводу группы людей, поклонявшихся джиннам, а не Аллаhу. И джинны приняли Ислам.
Другие же утверждают, что здесь идет речь о людях, поклонявшихся Исе (Иисусу) и ангелам. И этот аят порицает тех, кто поклоняется кому-либо, кроме Аллаhа, даже если это — пророк или святой.
7. Некоторые заявляют, что просьба о помощи кого-либо, кроме Аллаhа, позволительна, так как в действительности помощь оказывает Аллаh. Обращение за помощью к посланнику или святому позволительно в таком же образном смысле, когда мы говорим, что нас излечили лекарство или врач. Однако подобные оправдания не могут быть приняты, о чем свидетельствуют слова Ибрахима (да будет мир над ним), приведенные в Коране(перевод смысла):
«[Аллаh], который меня создал, и Он меня ведет по прямому пути, Он, который меня кормит и поит, а когда я заболею, Он меня лечит...» (Поэты, аяты 78-80).
В каждом аяте Корана личным местоимением «Он» утверждается, что ведущим по прямому пути, благодетельствующим и лечащим является только Аллаh, и что лекарство — причина выздоровления, а не лекарь.
8. Многие не различают между обращением с просьбой о помощи к живому и обращением с таковой к мертвому. А между тем Аллаh Всевышний говорит(перевод смысла):
«Не сравнятся живые и мертвые...» (Ангелы, аят 22).
Всевышний также говорит (перевод смысла):
«...И взывал к нему [Мусe] о помощи тот, что из его сторонников, против того, что из врагов» (Рассказ, аят 15).
Это — рассказ о человеке, призывающем Мусу защитить его от врага, и Муса откликнулся на этот зов:
«И ударил его кулаком Муса и покончил с ним...» (Ангелы, аят 22).
Что же касается мертвого, то к нему нельзя обратиться с просьбой о помощи, так как он не слышит зова, а если бы и слышал, то не смог бы ответить, ввиду своей неспособности. Всевышний сказал(перевод смысла):
«Если вы зовете их, они не слышат вашего зова, а если бы слышали, то не ответили бы вам, а в день Воскресения они [мертвые или идолы ] отвергнут то, что вы их придавали Ему в сотоварищи» (Ангелы, аят 14).
Данный аят ясно указывает на то, что обращение к мертвым — многобожие.
Еще Всевышний говорит(перевод смысла):
«А те, кого они призывают вместо Аллаhа, не творят ничего, и сами они сотворены. Мертвые они, не живы, и не знают ничего, когда будут воскрешены» (Пчелы, аяты 20, 21).
9. Согласно достоверным хадисам, в день Воскресения люди придут к пророкам, чтобы просить у них заступничества. Придут они и к Мухаммаду (да благословит его Аллаh и приветствует) с просьбой заступиться пред Аллаhом за них и освободить их от мучений выжидания свершения над ними Страшного Суда, и он скажет: «Я сделаю это». Затем склонится под Аршем (Божиим Троном) и попросит Аллаhа о милости и об ускорении Суда. Что касается этого заступничества пред Аллаhом, то это у него попросят, когда он будет жив, будет разговаривать с людьми, и они с ним. и он заступится за них пред Аллаhом и помолится за них об облегчении (да благословит его Аллаh и приветствует и станут мои родители выкупом за него).
10. Наибольшим свидетельством различия между просьбой к живому и таковой к мертвому является то, как поступил Омар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллаh), когда наступила засуха. Он попросил аль-Аббаса, дядю Посланника (да благословит его Аллаh и приветствует), чтобы тот помолился за них, но не обратился к покойному Посланнику (да благословит его Аллаh и приветствует), который уже отправился к своему Всевышнему Аллаhу.
11. Некоторые улемы (мусульманские богословы и правоведы) полагают, что ат-тавассул (мольба) подобна аль-истигаса (зову о помощи). Однако разница между ними велика. Ат-тавассул — это просьба к Аллаhу о чем-либо через посредника ради чего-то или ради кого-то. Например, ты говоришь: «О Боже! Ради любви Твоей и нашей к посланнику Аллаhа избавь нас!» Подобная фраза разрешена. А зов о помощи — просьба непосредственно к кому-либо, кроме Аллаhа. Так, ты говоришь: «О посланник Аллаhа, избавь нас». Эта фраза непозволительна. Это — проявление величайшего ширка (язычества). Ведь Всевышний сказал(перевод смысла):
«И не призывай помимо Аллаhа ничего из того, что не принесет тебе ни пользы, ни вреда. А если ты это сделаешь, то ты будешь тогда неправедным [многобожником]» (Йунус, аят 106).
Аллаh приказывает Своему посланнику Мухаммаду (да благословит его Аллаh и приветствует), чтобы он говорил людям:
«Скажи: «Я не располагаю для вас ни злом, ни прямым путем» (Джинны, аят 21).
Скажи: «Я взываю к Господу своему и не придаю Ему в сотоварищи никого!» (Джинны, аят 20).
Мухаммад (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал:
«Если просишь, то проси Аллаhа, а если обращаешься за помощью, то обращайся к Аллаhу». (Об этом рассказал ат-Тирмизи и сказал, что хадис хороший, достоверный).
Поэт сказал:
Только Аллаhа я прошу избавить нас от нашей печали,
И печаль сотрет только Аллаh.
Из книги "НАСТАВЛЕНИЯ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА"
Мухаммад Джамиль Зину
Последний раз редактировалось: UmmFatima (Пн 02 Авг 2010, 22:11), всего редактировалось 2 раз(а)