[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
этикет чтения Корана
этикет чтения Корана
Всевышний Аллах предписал правоверным читать священный Коран определенным способом, как его читал пророк Мухаммад, саллаЛЛАгу алейги ва саллям. В священном Коране по этому поводу говорится: «И читай Коран размеренным чтением».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Аллах велел читать Коран степенно, без спешки, размышляя над его смыслом, правильно выговаривая звуки и отчетливо произнося слова, дабы его можно было легче понять, усвоить и запомнить. Безусловно, достичь этой прекрасной цели можно только, соблюдая правила чтения Корана, которые называются «таджвид». Этим правилам сподвижники научились у Пророка, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , а затем они передали их последующим поколениям. Они дошли до нас в хадисах через множество путей, что не позволяет нам усомниться в их достоверности. А наряду с этими правилами мусульманские богословы определили общие предписания, которые следует соблюдать при чтении Корана. Эти предписания, которые также опираются на коранические аяты и достоверные хадисы, можно назвать этикетом чтения Корана.
1. Поскольку священный Коран является самым лучшим из поминаний Аллаха, и известно, что Пророку, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , не нравилось поминать Господа без омовения, читать Коран следует в состоянии ритуального очищения. Однако нам следует более подробно остановиться на некоторых вопросах.
Во-первых, богословы разошлись во мнениях относительно законности чтения Корана в состоянии полового осквернения и во время менструаций. Большинство богословов, в том числе имам аш-Шафии, считали, что в состоянии полового осквернения категорически запрещается читать коранические откровения, даже если они представляют собой всего один аят или часть аята. Абу Ханифа считал, что в состоянии полового осквернения разрешается произносить менее одного аята, потому что отрывок аята нельзя назвать Кораном. Некоторые богословы ханифитского толка считали, что разрешается произносить часть аята, если человек произносит эти слова без намерения читать Коран.
Передают, что Али рассказывал: «Пророк, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , обучал нас Корану, когда он не находился в состоянии полового осквернения».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Передают, что Абу аль-Гариф аль-Хамадани рассказывал: «Однажды мы находились на открытой местности вместе с Али, и вдруг он направился на край поля. Клянусь Аллахом, я не знаю, он отправился помочиться или справить большую нужду. Затем он вернулся и попросил принести ему кружку воды. Затем он помыл кисти рук, сжал их в кулак и прочел немного из Корана. Затем он сказал: «Читайте Коран, если вы не находитесь в состоянии полового осквернения. Но если вы оказались в состоянии полового осквернения, то не читайте даже одной буквы из Корана».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Имам аш-Шаукани и многие знатоки хадисов отмечали, что нет ни одного достоверного хадиса о том, что пророк Мухаммад, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , запрещал читать Коран в состоянии полового осквернения или во время менструации. Что же касается мнения Али, то известно, что не все сподвижники разделяли его. Аль-Бухари сообщил, что Ибн Аббас не считал предосудительным читать Коран в состоянии полового осквернения.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Это мнение усиливается хадисом Аиши о том, что посланник Аллаха, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , поминал Аллаха в любое время.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Этот хадис имеет самый широкий смысл и конкретизировать его можно только при наличии достоверных хадисов от имени Пророка, саллаЛЛАгу алейги ва саллям . Ибн Хаджар сообщил, что аль-Бухари, ат-Табари и Ибн аль-Мунзир разрешали читать Коран в состоянии полового осквернения, опираясь на хадис Аиши. Однако ранее мы уже сказали, что лучше поминать Аллаха и читать Коран после очищения как от полового, так и от малого осквернений, ибо это свидетельствует о богобоязненности раба. Всевышний сказал: «Вот так! И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Во-вторых, читать Коран в состоянии малого осквернения также не запрещается, поскольку Пророк, , поминал Аллаха в любом состоянии, хотя лучше так не поступать. Передают, что аль-Мухаджир б. Кунфуз рассказывал, что однажды он поприветствовал пророка, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , когда тот совершал омовение. Он не ответил на его приветствие до тех пор, пока не завершил омовение, и только после этого он поприветствовал его. А затем он сказал: «Я не стал отвечать на твое приветствие только потому, что не люблю поминать Аллаха без ритуального очищения».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] В версии Абу Давуда сообщается, что в это время посланник Аллаха, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , мочился.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
В-третьих, между богословами существуют разногласия по поводу законности прикосновения к свитку Корана в состоянии полового осквернения. Передают, что Абдуллах б. Абу Бакр рассказывал, что в послании, которое посланник Аллаха, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , отправил Амру б. Хазму, было сказано: «Пусть к Корану не прикасается никто, кроме чистых».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Аш-Шаукани писал: «Этот хадис свидетельствует о том, что прикасаться к свитку Корана разрешается только чистым. Однако чистым можно назвать любого правоверного. Чистым также можно назвать того, кто очистился полового или малого осквернения. Чистым также можно назвать того, на чьем теле нет нечистот. В пользу первого толкования свидетельствует коранический аят: «Воистину, многобожники являются нечистыми».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Кроме того, Пророк Мухаммад, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , обращаясь к Абу Хурейре, сказал: «Правоверный не может быть нечистым». В пользу второго толкования свидетельствует следующее кораническое откровение: «А если вы находитесь в состоянии полового осквернения, то очиститесь».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] В пользу третьего толкования свидетельствуют слова Пророка, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , сказанные о кожаных носках: «Не снимай их, потому что я надел их на чистую ногу». А в пользу четвертого толкования свидетельствует единое мнение людей, согласно которому все, что очищено от материальных или духовных нечистот, можно назвать чистым. Некоторые богословы считали, что необходимо руководствоваться всеми толкованиями одновременно. Однако по этому поводу существуют известные разногласия. Тем не менее, богословы единодушны в том, что к свиткам Корана нельзя прикасаться в состоянии полового осквернения. И только Давуд не разделял этого мнения. Богословы, которые запрещали прикасаться к свиткам Корана при половом осквернении опирались на следующее кораническое откровение: «Воистину, это – благородный Коран,находящийся в хранимом Писании.К нему прикасаются только очищенные».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку][size=12] Однако этот довод можно считать убедительным только в том случае, если местоимение в последнем аяте относится к Корану. Однако совершенно очевидно, что оно относится к сокровенному писанию [/size]– Хранимой скрижали, поскольку это существительное ближе к местоимению. А это значит, что очищенными являются ангелы. И если мы признаем это толкование неочевидным, то предыдущее толкование окажется всего лишь предположением. Но даже в этом случае утверждения о том, что человек не может дотрагиваться до Корана в состоянии полового осквернения, являются необоснованными. Очищенным считается тот, кто не является нечистым. А известно, что правоверного нельзя называть нечистым, поскольку в хадисе говорится: «Правоверный не может быть нечистым». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Несправедливо утверждать, что очищенными являются только те, которые очистились от полового осквернения, или менструации, или малого осквернения, или нечистот. Напротив, очищенными считаются те, которые не являются многобожниками. Об этом свидетельствуют коранический аят «Воистину, многобожники являются нечистыми» и упомянутый выше хадис. Об этом также свидетельствует хадис, в котором запрещается брать в дорогу коранический свиток, если мусульманин отправляется во вражескую страну. Следовательно, правоверные всегда являются чистыми, и содержащийся в хадисе запрет не распространяется на них, даже если они находятся в состоянии полового или малого осквернения, страдают менструальным кровотечением или запачканы нечистотами. По словам великого богослова Мухаммада б. Ибрахима аль-Вазира обратные утверждения недопустимы ни в прямом, ни в переносном смысле и не подтверждаются канонами арабского языка. Кто-то может спросить: «Если чистыми являются все, кроме многобожников, то как вы объясните хадис, переданный аль-Бухари и Муслимом со слов Ибн Аббаса, в котором сообщается о послании Пророка Мухаммад, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , правителю Византии Ираклию? В этом послании говорилось следующее: «От раба и Посланника Аллаха Мухаммада повелителю Рима Ираклию. Мир всем, кто следует верным путем! Я предлагаю тебе принять Ислам. Прими Ислам, и ты обретешь спасение, а Аллах дарует тебе двойное вознаграждение. Если же ты откажешься, то на тебя лягут и грехи твоих хлебопашцев». Далее в этом послании было упомянуто следующее откровение: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Как объяснить это послание византийцам, которые были поражены нечистью многобожия и полового осквернения, если совершенно очевидно, что они дотрагивались до коранических аятов?» Я считаю, что это предписание касается одного-двух коранических аятов. Многобожникам позволительно прикасаться к такому количеству аятов, если из этого можно извлечь пользу, например, обратить этих многобожников в Ислам. Также можно сказать, что в этом послании коранические аяты были перемешаны с другими словами, и поэтому многобожникам было позволено прикасаться к ним. Это распространяется на толкования священного Корана, в которых не приводятся только аяты и хадисы. Из всего сказанного следует, что священные тексты однозначно запрещают прикасаться к кораническим свиткам только многобожникам. О разногласиях по поводу мусульман в состоянии полового осквернения мы уже упомянули. Похожие разногласия также существуют по поводу мусульман в состоянии малого осквернения. Ибн Аббас, аш-Шааби, ад-Даххак, Зейд б. Али, Давуд и некоторые другие богословы разрешали прикасаться к свитку Корана в состоянии малого осквернения. Имам Йахйа и большинство богословов не разрешали поступать таким образом. При этом они опирались на доводы, которые мы перечислили выше».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
2. Перед чтением Корана желательно почистить зубы и ротовую полость мисваком – веточкой дерева арак, которую используют в качестве зубочистки. Тем самым, человек проявит уважение к Слову Аллаха, которое он намеревается прочесть. Передают, что Зейд б. Халид рассказывал, что посланник Аллаха, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , сказал: «Если бы я не боялся обременить моих последователей, то отложил бы вечерний намаз до конца первой трети ночи и приказал бы им использовать зубочистку перед каждым намазом».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Имам ан-Навави сказал: «Использовать зубочистку желательно в любое время, но особенно желательно в пяти случаях: перед намазом, независимо от того, водой очистился человек или песком или же вообще не очистился, не найдя ни воды, ни песка; при омовении; перед чтением Корана; после просыпания ото сна; при изменении запаха или вкуса во рту».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
3. Читать Коран следует в чистой одежде и в чистом месте. Безусловно, самым лучшим местом для поклонения Аллаху являются мечети. Тем не менее, чтение Корана дома также является одним из богоугодных занятий, приносящих пользу рабам не только после смерти, но и в мирской жизни. Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что пророк, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , сказал: «Не превращайте свои дома в кладбища! Поистине, сатана избегает дома, в котором читают суру «аль-Бакара».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] А в другом хадисе говорится: «Дом, в котором поминают Аллаха, и дом, в котором не поминают Аллаха, подобны живому и мертвому».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
4. Для чтения Корана желательно по мере возможности повернуться в самом лучшем направлении – лицом к кибле.
5. Перед чтением Корана желательно попросить Аллаха о защите от проклятого сатаны, поскольку Всевышний сказал: «Когда ты читаешь Коран, то ищи защиты от изгнанного и побиваемого сатаны у Аллаха».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
6. Также желательно произнести слова «Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим», которые означают «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» В хадисе, переданном со слов Абу Хурейры, сообщается, что пророк, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , сказал: «Любое важное дело, которое не начинается именем Аллаха, будет лишено благого конца».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Достоверных хадисов на эту тему нет. Тем не менее, богословы считали такой поступок желательным, особенно, если человек собирается читать Коран с начала какой-либо суры.
7. При чтении писания Аллаха следует проявлять смирение и покорность, размышляя над Его словами и задумываясь над их глубоким смыслом. В этом заключается величайшая цель чтения Корана, и благодаря этому облагораживаются души и просветляются умы. Всевышний сказал: «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] В другом аяте говорится: «Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Читающий Коран не должен отвлекаться на праздные разговоры и занятия, смотреть по сторонам и забавляться. Ему надлежит задумываться над тем, что он произносит, вникать в смысл аятов и содержащихся в них повелений и запретов, размышлять над своими поступками. Вспоминая совершенные ранее грехи, он должен просить прощения и каяться, а, читая о праведных поступках, которые он еще не совершает, он должен утверждать в своей душе намерение восполнить это упущение в ближайшее время. Читая аяты о милости и прощении Аллаха, ему следует радоваться и обращаться к Нему с молитвами и просьбами, а, читая откровения о наказании и мучениях в Аду, он должен трепетать и молить Аллаха о защите. Встречая аяты о совершенных и возвышенных качествах Господа, он должен славить Его, подчеркивая Его абсолютное совершенство, а, читая аяты с молитвами, он должен смиряться и проникаться ими всем сердцем.
Безусловно, справиться с этой задачей может только мусульманин, знающий арабский язык и понимающий значения аятов, и поэтому правоверным следует уделять должное внимание изучению арабского языка. А наряду с этим следует читать и даже заучивать краткие и достоверные толкования Корана, позволяющие ощутить дух небесного писания при его чтении. Одним из таких толкований является великолепный труд «Облегчение от Великодушного и Милосердного» шейха Абд ар-Рахмана б. Насира ас-Саади, переведенный на русский язык.
8. Читать Коран надлежит степенно, неторопливо, произнося звуки и слова отчетливо, поскольку Всевышний сказал: «Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Он также сказал: «…И читай Коран размеренным чтением».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Такое чтение пробуждает сердца, готовит их к восприятию откровения и заставляет их преклоняться перед Аллахом. Оно позволяет вникнуть в смысл аятов и задуматься о них.
9. Читающий Коран должен проявлять усердие и украшать свое чтение голосом. Передают, что Абу Хурейра слышал, как посланник Аллаха, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , сказал: «Аллах ничему не внимает так, как внимает обладающему красивым голосом пророку, который вслух читает Коран нараспев».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Имам Ахмад говорил: «Читать Коран нужно красиво, выражая грусть и задумчивость. Именно в этом состоит смысл слов «Аллах ничему не внимает так, как внимает обладающему красивым голосом пророку, который вслух читает Коран нараспев».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] В хадисе Башира б. аль-Мунзира сообщается, что пророк, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , сказал: «Не относится к нам тот, кто не читает Коран нараспев».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
В хадисе, переданном со слов аль-Бары б. Азиба, сообщается, что пророк, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , сказал: «Украшайте Коран своими голосами».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] В другом хадисе, переданном с его же слов, говорится: «Я слышал, как во время вечернего намаза пророк, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , читал: «Клянусь смоковницей и оливой…», – и не приходилось мне слушать человека с более приятным голосом, чем у него».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Красивый голос – это милость, которую Аллах дарует тем из рабов, кому пожелает. Однако лишь немногие из тех, кому оказывается такая милость, благодарят за нее своего Господа и пользуются ею так, как Ему угодно. Передают, что Абу Муса рассказывал, что однажды пророк, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , сказал ему: «О Абу Муса, тебе дарована одна из свирелей семейства Давуда!»[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Таким эпитетом Пророк, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , охарактеризовал прекрасный голос славного сподвижника.
Посланнику Аллаха, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , нравилось слушать, как его сподвижники читают Коран, и это также относится к богоугодным поступкам. Сообщается, что Абдуллах б. Масуд рассказывал: «Однажды пророк, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , сказал мне: «Почитай мне Коран!» Я сказал: «Как же я буду читать его тебе, когда он был ниспослан тебе?!» Он же сказал: «Я люблю слушать его от других». Я стал читать ему суру «ан-Ниса», а когда я дошел до слов «Что же произойдет, когда Мы приведем по свидетелю от каждой общины, а тебя приведем свидетелем против этих?»[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] – он сказал: «Довольно!» Я повернулся к нему, и оказалось, что глаза его были переполнены слезами».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Однако богословы отмечали, что читать Коран нараспев не означает распевать его так, как поют песни. Кадий Ийад сказал: «Богословы разошлись во мнениях относительно мелодичного чтения Корана. Малик и большинство богословов считали это нежелательным, поскольку это отдаляет человека от основной цели Корана – смирения и размышления. Но Абу Ханифа и некоторые ранние богословы, опираясь на хадисы, разрешали читать Коран нараспев, поскольку это смягчает сердца, порождает страх и привлекает людей».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] А шейх-уль-ислам Ибн Теймиййа писал: «Мелодичное чтение Корана, подобное распеванию песен, нежелательно и является ересью, о чем говорили Малик, аш-Шафии, Ахмад б. Ханбал и другие имамы».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
10. Однако стремление приукрасить чтение голосом не должно мешать соблюдению всех правил чтения Корана. Читающий откровения должен удлинять звуки там, где их следует удлинять, и выполнять все остальные предписания таджвида. Передают, что Анаса б. Малика спросили: «Как читал Коран пророк, саллаЛЛАгу алейги ва саллям ?» Он сказал: «Он удлинял определенные звуки». После этого он прочитал: «Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим», протяжно прочитав слова «би-сми-лляхи», и слово «ар-рахмани», и слово «ар-рахим».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
«На пути к Корану» Кулиев Э. Р.
----------------------------------------------
- Вложенные файлы
- 01_na_puti_k_koranu.doc
- У вас нет прав скачивать вложенные файлы.
- (1.9 Мб) Скачиваний: 3