بسم الله الرحمان الرحيم
Конспект по лекции: Тафсир суры «аль-Агля»,
шейха ибн ‘Усаймина, да помилует его Аллах
سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الاََعْلَى
Славь имя Господа твоего Всевышнего, обращение в данном аяте адресовано пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Обращение к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, бывает трех видов:
1) обращение к пророку, которое ограничивается только на нем, да благословит его Аллах и приветствует, т.к. нет «далиля» (указания) на всеобщность данного обращения, например:
ألم نشرح لك صدرك. ووضعنا عنك وزرك
«Разве Мы не раскрыли твою грудь? И не сняли с тебя ношу»
2) обращение к пророку да благословит его Аллах и приветствует, однако включает всех людей, например:
يا أيها النبي إذا طلقتم النساء فطلقوهن لعدتهن
«О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока», в данном аяте есть указание на всеобщность данного обращения, т.к. Аллах сказал:
إذا طلقتم
«Когда вы даете женам развод»
3) обращение словом только к пророку да благословит его Аллах и приветствует, «хукм» (постановление) для всех, включая пророка, да благословит его Аллах и приветствует, например:
سبح اسم ربك الأعلى
{سبح} يعني نزه الله عن كل ما لا يليق بجلاله وعظمته، فإن التسبيح يعني التنزيه
Славь, т.е. отдали и очисть Аллаха от всего, что не подобает Его величию. Т.к. Аллах описан таким «сыйфатом» как жизнь. Жизнь Аллаха лишена недостатков, а жизнь людей ограничена тем что:
1) существованию любого человека предшествовало небытие;
2) жизнь любого создания не вечна и имеет завершение.
«Тасбих» (отдаление и очищение от всех недостатков) Аллаха бывает трех видов:
1) сердцем;
2) словами;
3) словами и сердцем.
{ربك} т.е. Господь, Господом является тот кто:
1) الخالق (творит из небытия)
2) المالك (всем владеет)
3) المدبر لجميع الأمور (всем управляет)
Арабы многобожники признавали это, однако они не поклонялись только одному лишь Аллаху, причиной этого был их «джахль» (невежество). И всякий кто признает то что, Аллах все сотворил, всем владеет, и всем управляет, обязан поклоняться только одному Аллаху, т.к. Аллах сказал:
اعبدوا ربكم الذي خلقكم
{الأعلى} Высочайший, возвышенность Аллаха включает в себя два вида:
1) علو صفة (возвышенность качеств (т.е. полноценность), которыми описан Аллах)
2) وعلو ذات (возвышенность Аллаха своей сущностью, т.е. Аллах находится над своими рабами, возвышенный над троном)
И является великой мудростью Аллаха то что, человек во время земного поклона говорит: «Субхана Рабиль Агля», и его самое почетная честь тела (лицо) находится в самом низком месте, которое топчут люди своими ногами, и находясь в таком положении человек произносит своими устами и сердцем то, что Аллах далек от всех недостатков, пороков и находиться вверху над всем сущим
الَّذِى خَلَقَ فَسَوَّى
Который сотворил и всему придал соразмерность, {خلق} т.е Аллах сотворил создания из небытия.
{فسوى} т.е сделал человека самым прекрасным из всех творений, голова человека находится на верху, сердце в груди, внешность прекрасна.
وَالَّذِى قَدَّرَ فَهَدَى
Который предопределил всему судьбу и направил к ней, {فهدى} включает в себя две составляющие:
1) الهداية الكوني имеется в виду то что Аллах направил все свои творения к тому в чем они нуждаются. Например: когда рождается младенец и выходит из чрева матери, он нуждается в питании, тогда Аллах направляет его к груди матери. Или другой пример: муравьи строят свои жилища на возвышенности для того чтобы вода не попала в их дома, так же муравьи, делая припасы, отгрызают часть зерна, для того что бы оно не проросло.
2) الهداية الشرعية «хидаяту шарига» бывает двух видов:
а) «хидаяту иршад», т.е. когда до человека доходит знание о прямом пути (это соответствует аяту:
وأما ثمود فهديناهم فاستحبوا العمى على الهدى
«Что же касается самудян, то Мы указали им на прямой путь, но они предпочли слепоту верному руководству...» («Фуссылат», 17)
б) «хидаяту тауфик», т.е. Аллах помогает идти по прямому пути (это соответствует аяту:
«Ты не ведешь по прямому пути того кого любишь, однако Аллах ведет по прямому пути кого пожелает» («аль-Касас», 56).
وَالَّذِى أَخْرَجَ الْمَرْعَى
Который взрастил пастбища,
فَجَعَلَهُ غُثَآءً أَحْوَى
а потом превратил их в темный сор.
سَنُقْرِئُكَ فَلاَ تَنسَى إِلاَّ مَا شَآءَ اللَّهُ إِنَّهُ يَعْلَمُ الْجَهْرَ وَمَا يَخْفَى
Мы велим тебе прочесть [Коран], и ты не забудешь [ничего], кроме того, что пожелает Аллах: ведь Он знает и явное, и сокровенное.
وَنُيَسِّرُكَ لِلْيُسْرَى
Мы облегчим тебе путь к легкому.
فَذَكِّرْ إِن نَّفَعَتِ الذِّكْرَى
Наставляй же людей, если напоминание это принесет пользу. Т.е. увещевай и напоминай людям об аятах Аллаха, и о судном Дне.
سَيَذَّكَّرُ مَن يَخْشَى
Воспримет его тот, кто страшится, в данном аяте Аллах разделил людей, после их увещевания на две категории:
1) Воспринимающие увещевание, это те, которые страшатся Аллаха опираясь на знания.
2) Отворачивающиеся от увещевания.
وَيَتَجَنَّبُهَا الاَْشْقَى
и отвернется от него несчастнейший,
الَّذِى يَصْلَى النَّارَ الْكُبْرَى
который войдет в огонь величайший. Имеется в виду огонь Ада, а что касается огня этой жизни, то он является малым огнем по отношению к огню Ада, как приводится в сборнике достоверных хадисов «сахих Муслим», то что огонь Ада в семьдесят раз превосходит огонь мирской жизни.
ثُمَّ لاَ يَمُوتُ فِيهَا وَلاَ يَحْيَا
Не умрет он в нем и не будет жить. «Не умрет» - т.е. он пожелает смерти, чтобы избавиться от наказания, но не сможет умереть, «не будет жить» - т.е. не будет жить счастливой жизнью.
قَدْ أَفْلَحَ مَن تَزَكَّى
Преуспел тот, кто очистился, преуспеяние это: получение желаемого и избавление от погибели. Слово: «очистился» включает в себя три составляющие:
1) Очиститься от «ширка» (многобожия) и поклоняться только Аллаху, тем самым выполнить право Аллаха;
2) Очистится от «бидага» (нововведений, ереси в религии), будь то в убеждениях или в словах или в делах и последовал только за пророком, да благословит его Аллах и приветствует, тем самым выполнил право пророка, да благословит его Аллах и приветствует;
3) Отчистится от скупости, злобы, ненависти к мусульманам. Необходимо совершать те дела, которые приводят к любви между мусульманами, к этому относиться распространение «салямя». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вы не войдете в Рай до тех пор, пока не уверуете и вы не уверуете (полноценным образом) до тех пор, пока не будите любить друг друга. Не указать ли вам на то дело, совершив которое вы полюбите друг друга? Распространяйте «салям» между собой» («сахих Муслим»). Распространение «саляма» порождает любовь между мусульманами.
وَذَكَرَ اسْمَ رَبِّهِ فَصَلَّى
поминал имя своего Господа и совершал Намаз.
بَلْ تُؤْثِرُونَ الْحَيَوةَ الدُّنْيَا
Но нет же! Вы предпочитаете жизнь здешнюю,
وَالآخرة خَيْرٌ وَأَبْقَى
хотя Будущая жизнь – лучше и дольше.
إِنَّ هَـذَا لَفِى الصُّحُفِ الاُْولَى
Поистине, это записано в свитках прежних [пророков], имеется в виду в свитках прежних пророков записано то, что человек забывает о Будущей жизни, отдает предпочтение мирской жизни.
صُحُفِ إِبْرَهِيمَ وَمُوسَى
В свитках Ибрахима и Мусы.
Данная сура является «Меканнской» т.е. ниспосланной до хиджры (переселение). Т.к. сподвижник Бараа ибн Газиб да будет доволен им Аллах говорил: «Я читал эту суру до переселения пророка да благословит его Аллах и приветствует к нам в Медину». (сахих Бухари)
Контексты в которых она упоминается:
1) От Нугмана ибн Башира, да будет доволен им Аллах: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал эту суру во время пятничной молитвы и двух праздничных молитвах – в первом ракагате, и суру «аль-Гашийа» во втором ракагате» (ибн Маджа)
2) От Али ибн абу Талиб, да будет им доволен Аллах: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал эту суру в намазе витр – в первом ракаате, во втором – «аль-Кафирун», в третьем – «аль-Ихлас»». (муснад имама Ахмада)
3) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал своему сподвижнику Муазу, да будет доволен им Аллах, читать эту суру. (сахих Бухари, Муслим)
4) После ниспослания этой суры мусульмане начали говорить в земных поклонах: «субхана раббиль агля» (см. тафсир ибн Кассир)
Конспект собрал и подготовил Роберт абу Исмагиль.Сами лекции можно прослушать здесь
http://salaf-forum.ru/viewtopic.php?f=18&t=3968