Красота и достоинство таухида
ФОРУМ ЗАКРЫТ!!
Красота и достоинство таухида
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Красота и достоинство таухида

Мудрые высказывания
Путешествие в поисках знания E39450899e0f2c8023ea26ab83e884cd
Са’ид ибн Джубайр, Хасан аль-Басри и Суфьян ас-Саури говорили: “Не будут приняты слова, кроме как с делами. И не будут приняты слова и дела, кроме как с правильными намерениями. И не будут приняты слова, дела и намерения, кроме как в соответствии с Сунной”. аль-Лялякаи в “И’тикъаду ахли-Ссунна” 1/57, Ибн аль-Джаузи в “Тальбису Иблис” 9, аз-Захаби в “Мизануль-и’тидаль” 1/90


Шейх Ибн Къасим говорил:
“В призыве к Аллаху (да’уа) необходимы два условия: первое, чтобы призыв совершался только ради Аллаха, и второе, чтобы призыв соответствовал Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). И тот, кто испортил первое, стал многобожником, а тот, кто испортил второе, стал приверженцем нововведений!” См. “Хашия Китаб ат-таухид” 55.


Имам Малик говорил:
“Клянусь Аллахом истина лишь одна и два противоречащих друг другу мнения, одновременно правильными быть не могут!” См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/82.


Имам аш-Шафи’и:
“Тот, кто требует знание без доказательств, подобен тому, кто собирает ночью дрова, который вместе с дровами берет и змею, жалящую его!” аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 1/211.


Шейх Ибн аль-Къайим сказал:
“Известно, что когда произносится ложь и умалчивается истина – это порождает незнание истины и приводит к заблуждению людей!” См. “ас-Сау’аикъуль-мурсаля” 1/315.

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Путешествие в поисках знания

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

Введение.
1. Приверженность предшественников путешествиям.
2. Польза путешествий.
3. Правила поведения в пути.

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

Введение

«Ученые, как в прежние времена, так и сегодня, все продолжают путешествовать по странам, пересекать пустыни и бороздить моря, разыскивая благородное знание там, где его можно найти, и приобретая его там, где оно есть»1.

Искатель знания! Посмотри, сколько путешествовали твои предшественники в поисках знания, сколько они претерпели. Описывая их, они сказали, что это «люди, которые предпочли пересекать пустыни праздному удовлетворению своих пристрастий и желаний. Все тяготы пути им были только в радость, когда они общались с обладателями знания и преданий. Собирая хадисы и предания, они довольствовались куском хлеба и обносками… Мечети стали для них домами, (место на полу под основанием) колонн – скамьями, а циновка (на полу) – постелью… Они отказались от всех мирских услад. Пищей для них стало письмо, вечерними беседами – споры (по вопросам знания). Отдыхом для них стали обсуждения, благовониями – чернила, а сном – бессонные ночи. Они согревали себя светом (от лампы), подушкой для них стали камни. Переносить тяготы, но вместе с тем обладать выдающимися иснадами, они считали для себя роскошной жизнью, а без того, к чему они стремились, – несчастьем…».2

1 Иршад ат-туллаб, с. 61.
2 Отрывки из введения к книге аль-Хакима «Ма‘рифат ‘улум аль-хадис». Также см. «Ар-Рихла фи талаб аль-хадис» под редакцией Нураддина ‘Итра, с. 220.

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

1. Приверженность предшественников к путешествиям

Я всю страну объезжу вдоль и поперек,
Чтоб знание найти иль умереть там, на чужбине.
И если пропаду, то жизнь прожита мной,
И я о ней нисколько не жалею.
А коли суждено в живых остаться мне,
То я домой вернусь и непременно вскоре.


Аш-Ша‘би сказал: «Если человек проедет от самого отдаленного местечка в аш-Шаме до самого отдаленного местечка в Йемене, чтобы услышать одно мудрое слово, то я считаю его поездку не напрасной».

Катада сказал: «Если бы кто-нибудь мог удовлетвориться своим знанием, то удовлетворился бы и Муса, мир ему. Однако он сказал: Могу ли я следовать за тобой, чтобы ты научил меня тому, что сообщено тебе о прямом пути?» («Пещера», 66).

Абу-ль-‘Алийа сказал: «Мы слушали хадисы, рассказываемые людьми со слов сподвижников посланника Аллаха, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , в Басре, но не удовлетворялись этим, пока сами не приезжали в Медину, чтобы услышать из их уст».

Абу Киляба сказал: «Я находился в Медине три дня, куда приезжал только для того, чтобы (найти какого-нибудь) человека, знающего хадис, который рассказал мне его, а я послушал».

Макхул сказал: «Я объездил весь мир в поисках знания… Я был в Египте и не оставил там никакого знания без того, чтобы не вобрал его в себя везде, где думал, что смогу его найти. Затем я прибыл в Ирак, затем в Медину и не оставил там никакого знания без того, чтобы не вобрал его в себя везде, где думал, что смогу его найти. Затем я прибыл в аш-Шам и буквально «пропустил его через сито».

Йахья ибн Му‘ин сказал: «Не следует просить наставления у четверых людей: стерегущего дорогу, глашатая судьи, сына мухаддиса и человека, записывающего (хадисы) у себя в городе и не выезжающего в поисках хадисов».

Имама Ахмада спросили: «Считаешь ли ты, что человек должен отправляться в путь в поисках знания?» Он ответил: «Да, ведь и сподвижники посланника Аллаха, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , и те, кто жили после них, выезжали (ради этого)».

Кроме того, многие предшественники отправлялись в путь, чтобы услышать всего один хадис, и о них упомянул аль-Хатиб аль-Багдади в своей книге «Ар-Рихла фи талаб аль-хадис» («Путешествие в поисках хадиса»).

Аль-Бухари сказал: «Джабир ибн Абдуллах отправился к Абдуллаху ибн Анису, пройдя расстояние, равное месяцу пути, ради всего лишь одного хадиса».1

Са‘ид ибн аль-Мусаййиб сказал: «Я путешествовал днями и ночами, чтобы найти всего лишь один хадис».

Абу Аййуб аль-Ансари отправился к ‘Укбе ибн ‘Амиру в Египет ради следующего хадиса и не расседлал своего верблюда до тех пор, пока не вернулся домой: «Кто покроет своего брата в этом мире, того покроет Аллах в мире следующем».2

В «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим»3 приводится хадис аш-Ша‘би, переданный им от Абу Бурды со слов Абу Мусы, что пророк, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , сказал: «Три категории людей получат двойное вознаграждение: подневольный раб, который исполнял свои обязанности по отношению к Аллаху и по отношению к своим хозяевам; человек из числа обладателей Писания, который уверовал в своего пророка и уверовал в меня; и человек, у которого была рабыня, и он дал ей хорошее воспитание, затем освободил ее и женился на ней». Затем аш-Ша‘би сказал: «Я передаю тебе его просто так, тогда как люди отправлялись за подобными (хадисами) в Медину (т.е. из Куфы)».

1 См. Фатх аль-бари, Книга знания (Китаб аль-‘ильм), (1/208, 13/461).
2 Речь идет о том, что не следует рассказывать людям о прегрешениях своего брата-мусульманина, разоблачая его, а следует лишь дать ему доброе наставление, сказав об этом ему самому.
С упоминанием о поездке Абу Аййуба этот хадис не раз передал Ахмад, например (4/66, № 16578). Этот же хадис без упоминания о поездке передал Муслим (2590 – 72) со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, а также аль-Бухари (2442) со слов Ибн Омара, да будет доволен Аллах ими обоими.

3 Аль-Бухари (3011), Муслим (154).

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

3. Польза путешествий

Путешествия в поисках знания приносят много пользы. Расскажем о наиболее важных из них.С этих слов и до конца главы текст взят из введения к книге доктора Нуруддина ‘ Итра «Ар-Рихла фи талаб аль-‘ильм», с. 22, 24 – 30.

1) Знакомство с образом жизни современных авторов и составителей книг

Если бы люди и искатели знания задались именно этой целью в отношении современных книг и обратились к источнику заветной мысли (автору), интересуясь его образом жизни, как это делали предшественники, то увидели бы, что многие авторы не достойны того, чтобы их книги читали1, и тогда бы они оградили себя от многих зол. Но домоседство (людей) и стремление к комфортной жизни стали причиной невиданной доселе силы типографий и коммерческой рекламы издателей, приобретших надуманную популярность и незаслуженно громкие имена, в то время как путешествия, имевшие целью встретиться с этими мужами, давали людям возможность узнать их со всех сторон.

2) Усвоение различных сторон знания

Ведь человек подвержен влиянию собственного окружения и среды, и бывает, что он руководствуется теми традициями, среди которых вырос. Уехав же и попав в другую среду, он сталкивается с новыми проблемами, которые там изучают, или новыми мнениями относительно тех вопросов, которые он уже изучал. Таким образом, разбираясь с новыми вопросами или мнениями, он расширяет свой кругозор и круг самостоятельных суждений, и зачастую это приводит к тому, что он меняет свои взгляды и суждения, которым неуклонно следовал в течение какого-то промежутка времени.2

Выдающийся ученый Ибн Халдун показал это преимущество (путешествий) в специальной краткой главе, которую мы приводим его же словами. (Речь идет о том), что путешествия в поисках знаний и встречи с шейхами делают учебу более полноценной. Ибн Халдун, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Причина этого кроется в том, что люди черпают знания, нравственные качества, выбирают свой путь и приобретают добродетели то благодаря (теоретическому) знанию, обучению и чтению лекций, то путем прямого подражания и объяснения. Но только навыки, приобретенные путем прямого общения и непосредственного восприятия, более прочны и устойчивы. Приобретение же человеком навыков и их прочность зависит от того, насколько много у него было шейхов. Кроме того, специальные выражения и термины в процессе обучения представляются обучающимся довольно запутанными, и многие из них даже решили, что они являются частью знания. И от подобной трудности его избавит только непосредственное ознакомление с различными подходами учителей к ним. И встречи с людьми, обладающими знанием, и учеба у разных шейхов помогут ему ориентироваться в этих терминах благодаря тому, что он видит их разнообразные подходы к ним. Так он освободит знание от этих терминов и поймет, что они не часть его, а лишь разные стороны процесса обучения и методы передачи знания. Это пробудит в нем силы, способные укрепить и упрочить приобретенные навыки, скорректирует его познания и поможет выделить эти термины среди всего остального, развивая вместе с тем его способности благодаря беспрестанному прямому общению и частому непосредственному объяснению шейхов при их большом количестве и разнообразии. И все это для того, кому Аллах облегчил путь к знанию и истинному руководству.

Путешествия же в поисках знания необходимы для извлечения пользы и достижения совершенства благодаря встречам с шейхами и непосредственному общению с учеными мужами. «Аллах выводит, кого пожелает, на прямой путь».

3) Распространение знания, приобретенного ученым
Ведь часто бывает так, что ученый созревает в каком-нибудь городе, где ему трудно проявить свои способности, поскольку для этого нет соответствующих условий или его жители мало интересуются этой областью знания или специальностью. Тогда он уезжает в другой город с более широкими возможностями для серьезных взглядов или с большими потребностями в его знании, где он займет более важное положение, и польза от его мудрости будет более значительной.3 И если бы не поездка, то он не приобрел бы такой важности и плоды его выдающегося знания не были бы столь многочисленными.

Вот шейх ‘Иззуддин ибн ‘Абдуссалам, уезжая из аш-Шама, держал дорогу через Кирк, где встретил управителя этого города, который попросил его остаться у него. Но шейх ответил ему: «Твой город слишком мал для моего знания»,- и направился в Каир.

Иногда поездка ученого или писателя может стать причиной обнаружения его знания или литературных способностей и их распространения по всему свету.

4) Повышение уровня общего развития

Ведь человек часто встречается с новыми людьми, знакомится с их обычаями, культурой, мудрыми высказываниями, поговорками и забавными историями. Это производит на него впечатление и оставляет след в его душе, так что после каждого путешествия и после каждой встречи он приобретает что-то полезное, запоминает какое-нибудь мудрое слово или забавную историю или с ним происходит какой-нибудь интересный случай. Все это остается у него в памяти и превращается в тот багаж знаний, используя который в своих рассказах, он притягивает к себе людей. Люди же любят знакомиться с жизнью других народов, узнавать об их необычных делах. Поэтому путешественники всегда были в центре внимания на собраниях и притягивали к себе людей рассказами о своих научных путешествиях, о жизни своих шейхов и учителей, о своих наблюдениях за событиями, происходящими в обществе, мудрыми изречениями и забавными историями, которые они слышали, рассказами об удивительных случаях, с которыми им пришлось столкнуться.

5) Воспитание в себе достоинств и совершенных качеств
Именно это и было целью путешественников, отправлявшихся к достойным людям, чтобы познакомиться с их образом жизни и их качествами. Ученый имам, отрешенный хафиз, Ахмад ибн Фарах аль-Ишбили сказал об имаме ан-Навави: «Имам Мухйиддин поднялся до трех степеней, и если бы кто-нибудь добился хотя бы одной из них, то к нему бы устремились люди. Это – знание, отрешенность (от мирских благ), побуждение к одобряемому шариатом и удерживание от порицаемого им».

Великий имам, хафиз Йахья ибн Йахья ибн Бакир ат-Тамими отправился к имаму Малику ибн Анасу, чтобы приобрести у него знание. Когда же он его приобрел, то остался у Малика и сказал: «Я остался, чтобы научиться его нравственным качествам».

А также во время путешествия меняются обычаи и привычки человека, и взамен прежних он приобретает новые хорошие качества, которые закладывает в нем путешествие: например, терпение, проявляемое путником, часто переживающим как физическую усталость, так и душевную боль, расставаясь с любимыми людьми. Или обходительность, поскольку человек, находящийся вдали от родины, чувствует в этом большую необходимость, нежели тот, кто живет среди людей своего народа, которые знают о его знатном происхождении и положении его семьи, и поэтому его прямоту они выслушивают снисходительно.

Подобное восприятие достоинств великих людей раскрывает сердца, делая их более вместительными для того, что разнится. И никто не винит другого за его направление или самостоятельные суждения и взгляды и не торопится выступить с нападками или обвинить в измышлении нововведений (бид‘а) или в заблуждении того, кто от него отличен.

6) Приобретение искренней дружбы

Искренняя дружба является одним из самых сладких удовольствий, которыми наслаждается человек в этом мире. И Всевышний Аллах среди услад обитателей Рая упомянул любовь, которую они испытывают друг к другу: «И мы очистили их сердца от ненависти…»

Путешествие – это полезное средство для приобретения новых друзей, с которыми знакомится (искатель знания) и знакомит с ними жителей своего города, рассказывает на собраниях об их достоинствах и хороших качествах. Все это ведет к знакомству народов друг с другом и их взаимной любви. И ведь мусульмане сильно любили друг друга и помогали друг другу, когда исламские страны были открыты для любого мусульманина, где они не чувствовали себя в стеснении, жизнь не была для них тяжелой, и они не были унижены. Вот литературные произведения. В них представлена обширная переписка друей, писавших друг другу прозой и поэтическими касыдами.

В путешествиях есть и много другой пользы, о которой еще больше сможет рассказать тот, кто испытал, вкушая ее прелесть, заключенную в совершенствовании личности и новом видении жизни.

1 Абу-ль-‘Алийа сказал: «Бывало ,я отправлялся к какому-нибудь человеку, проходя расстояние, равное нескольким дням пути, чтобы получить у него знание, и первое, на что я обращал внимание, – это его молитвы. И если я находил, что он их совершает, то оставался и брал у него знание. Но если я видел, что он их оставляет, то возвращался, не взяв у него ничего и говоря самому себе: «Другие дела он оставляет еще легче»

2 Аййуб сказал: «Ты никогда не поймешь ошибок своего учителя, пока не посидишь в обществе другого»

3 Автор «Иршад ат-туллаб» сказал: «Подобно тому, как ученые путешествуют в поисках знания, они также отправляются в путь для его распространения и обучения. Бывает так, что ученый живет среди людей, которые не понимают добра и не принимают его, или среди завистников, соперничающих с ним, и это заставляет его покинуть свою родину и расстаться со своей семьей и соседями. Ученые говорили: «Меньше всех с ученым видятся его соседи и его семья», с. 65.

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

4. Правила поведения в пути

1) (Искатель знания) прежде должен учиться у ученых своего города и лишь затем отправляться путешествовать по свету. Это легче, менее обременительно и дает ему большие возможности для прочного усваивания приобретаемого знания, его записывания, уточнения и пересмотра того, что осталось неясным.

Искатель знания не должен пренебрегать учителями, живущими в его городе, ведь среди нерадивых людей есть такие, кто считают дирхем в доме своего соседа лучше, чем динар в своем собственном доме. Когда же он закончит приобретать знание у ученых своего города, тогда ему следует вознамериться совершить путешествие и встать на этот путь.

2) (Искатель знания должен) хорошенько выбрать место для своего путешествия, чтобы там жили какие-нибудь ученые или достойные люди, от которых можно получить пользу. Ученые (всегда) внимательно относились к этому вопросу и спрашивали по этому поводу совета…

Передают со слов Ахмада ибн Ханбаля, что один человек спросил его: «У кого, ты считаешь, следует записывать хадисы?» Он ответил: «Иди к Ахмаду ибн Йусуфу, ведь, поистине, он шейху-ль-Ислам».

Передают, что Му‘аммар сказал: «Аййуб сказал мне: “Если ты поедешь к кому-либо, то отправляйся к Ибн Тавусу, в противном случае, продолжай заниматься своей торговлей”.

3) Необходимо уделять внимание изучению как можно большего числа предметов и предпочесть это большому числу учителей. Ибн Хаджар в «Шарх ан-нухба» сказал: «Затем он (должен) отправиться в путь и во время путешествия приобрести то новое, чего у него нет. И большое число наук должно заботить его больше, нежели большое число шейхов».

В «Шарх аш-шарх» говорится: «Потому что основная цель первостепенна, это – (хорошее) знание, а не простая передача сообщений. Да, бывает необходимо и большое количество передаваемых сообщений для корректировки обучения».

4) (Искатель знания) должен уделять внимание повторению вместе с теми, кто бы его проверил, чтобы суметь углубиться в знание. Для этого он должен сформулировать свои взгляды и видение решения проблем из области знания, к которым он пришел, и высказать их людям, способным проверить все тонкости и разобраться в них, а также представить им те трудные вопросы, с которыми он столкнулся. Так он придет к новым взглядам, что позволит ему еще больше укрепиться и углубиться (в знании) или решить те трудности, которые ему повстречались. Это – большая польза, благодаря которой ученый совершенствуется и растет, и этим не следует пренебрегать. Он должен стремиться к большому числу учителей, которым бы он представил все эти вопросы, если будет необходимо, подобно тому, как исследователь, столкнувшись с неясными вопросами, обращается к многочисленным письменным источникам, чтобы разрешить их. А живые источники (учителя) при решении возникших проблем для нас важнее книг, поскольку они могут до конца проследить за ходом мыслей и обсудить их.

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения