3. Польза путешествий
Путешествия в поисках знания приносят много пользы. Расскажем о наиболее важных из них.С этих слов и до конца главы текст взят из введения к книге доктора Нуруддина ‘ Итра «Ар-Рихла фи талаб аль-‘ильм», с. 22, 24 – 30.
1) Знакомство с образом жизни современных авторов и составителей книг
Если бы люди и искатели знания задались именно этой целью в отношении современных книг и обратились к источнику заветной мысли (автору), интересуясь его образом жизни, как это делали предшественники, то увидели бы, что многие авторы не достойны того, чтобы их книги читали1, и тогда бы они оградили себя от многих зол. Но домоседство (людей) и стремление к комфортной жизни стали причиной невиданной доселе силы типографий и коммерческой рекламы издателей, приобретших надуманную популярность и незаслуженно громкие имена, в то время как путешествия, имевшие целью встретиться с этими мужами, давали людям возможность узнать их со всех сторон.
2) Усвоение различных сторон знания
Ведь человек подвержен влиянию собственного окружения и среды, и бывает, что он руководствуется теми традициями, среди которых вырос. Уехав же и попав в другую среду, он сталкивается с новыми проблемами, которые там изучают, или новыми мнениями относительно тех вопросов, которые он уже изучал. Таким образом, разбираясь с новыми вопросами или мнениями, он расширяет свой кругозор и круг самостоятельных суждений, и зачастую это приводит к тому, что он меняет свои взгляды и суждения, которым неуклонно следовал в течение какого-то промежутка времени.2
Выдающийся ученый Ибн Халдун показал это преимущество (путешествий) в специальной краткой главе, которую мы приводим его же словами. (Речь идет о том), что путешествия в поисках знаний и встречи с шейхами делают учебу более полноценной. Ибн Халдун, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Причина этого кроется в том, что люди черпают знания, нравственные качества, выбирают свой путь и приобретают добродетели то благодаря (теоретическому) знанию, обучению и чтению лекций, то путем прямого подражания и объяснения. Но только навыки, приобретенные путем прямого общения и непосредственного восприятия, более прочны и устойчивы. Приобретение же человеком навыков и их прочность зависит от того, насколько много у него было шейхов. Кроме того, специальные выражения и термины в процессе обучения представляются обучающимся довольно запутанными, и многие из них даже решили, что они являются частью знания. И от подобной трудности его избавит только непосредственное ознакомление с различными подходами учителей к ним. И встречи с людьми, обладающими знанием, и учеба у разных шейхов помогут ему ориентироваться в этих терминах благодаря тому, что он видит их разнообразные подходы к ним. Так он освободит знание от этих терминов и поймет, что они не часть его, а лишь разные стороны процесса обучения и методы передачи знания. Это пробудит в нем силы, способные укрепить и упрочить приобретенные навыки, скорректирует его познания и поможет выделить эти термины среди всего остального, развивая вместе с тем его способности благодаря беспрестанному прямому общению и частому непосредственному объяснению шейхов при их большом количестве и разнообразии. И все это для того, кому Аллах облегчил путь к знанию и истинному руководству.
Путешествия же в поисках знания необходимы для извлечения пользы и достижения совершенства благодаря встречам с шейхами и непосредственному общению с учеными мужами. «Аллах выводит, кого пожелает, на прямой путь».
3) Распространение знания, приобретенного ученым
Ведь часто бывает так, что ученый созревает в каком-нибудь городе, где ему трудно проявить свои способности, поскольку для этого нет соответствующих условий или его жители мало интересуются этой областью знания или специальностью. Тогда он уезжает в другой город с более широкими возможностями для серьезных взглядов или с большими потребностями в его знании, где он займет более важное положение, и польза от его мудрости будет более значительной.3 И если бы не поездка, то он не приобрел бы такой важности и плоды его выдающегося знания не были бы столь многочисленными.
Вот шейх ‘Иззуддин ибн ‘Абдуссалам, уезжая из аш-Шама, держал дорогу через Кирк, где встретил управителя этого города, который попросил его остаться у него. Но шейх ответил ему: «Твой город слишком мал для моего знания»,- и направился в Каир.
Иногда поездка ученого или писателя может стать причиной обнаружения его знания или литературных способностей и их распространения по всему свету.
4) Повышение уровня общего развития
Ведь человек часто встречается с новыми людьми, знакомится с их обычаями, культурой, мудрыми высказываниями, поговорками и забавными историями. Это производит на него впечатление и оставляет след в его душе, так что после каждого путешествия и после каждой встречи он приобретает что-то полезное, запоминает какое-нибудь мудрое слово или забавную историю или с ним происходит какой-нибудь интересный случай. Все это остается у него в памяти и превращается в тот багаж знаний, используя который в своих рассказах, он притягивает к себе людей. Люди же любят знакомиться с жизнью других народов, узнавать об их необычных делах. Поэтому путешественники всегда были в центре внимания на собраниях и притягивали к себе людей рассказами о своих научных путешествиях, о жизни своих шейхов и учителей, о своих наблюдениях за событиями, происходящими в обществе, мудрыми изречениями и забавными историями, которые они слышали, рассказами об удивительных случаях, с которыми им пришлось столкнуться.
5) Воспитание в себе достоинств и совершенных качеств
Именно это и было целью путешественников, отправлявшихся к достойным людям, чтобы познакомиться с их образом жизни и их качествами. Ученый имам, отрешенный хафиз, Ахмад ибн Фарах аль-Ишбили сказал об имаме ан-Навави: «Имам Мухйиддин поднялся до трех степеней, и если бы кто-нибудь добился хотя бы одной из них, то к нему бы устремились люди. Это – знание, отрешенность (от мирских благ), побуждение к одобряемому шариатом и удерживание от порицаемого им».
Великий имам, хафиз Йахья ибн Йахья ибн Бакир ат-Тамими отправился к имаму Малику ибн Анасу, чтобы приобрести у него знание. Когда же он его приобрел, то остался у Малика и сказал: «Я остался, чтобы научиться его нравственным качествам».
А также во время путешествия меняются обычаи и привычки человека, и взамен прежних он приобретает новые хорошие качества, которые закладывает в нем путешествие: например, терпение, проявляемое путником, часто переживающим как физическую усталость, так и душевную боль, расставаясь с любимыми людьми. Или обходительность, поскольку человек, находящийся вдали от родины, чувствует в этом большую необходимость, нежели тот, кто живет среди людей своего народа, которые знают о его знатном происхождении и положении его семьи, и поэтому его прямоту они выслушивают снисходительно.
Подобное восприятие достоинств великих людей раскрывает сердца, делая их более вместительными для того, что разнится. И никто не винит другого за его направление или самостоятельные суждения и взгляды и не торопится выступить с нападками или обвинить в измышлении нововведений (бид‘а) или в заблуждении того, кто от него отличен.
6) Приобретение искренней дружбы
Искренняя дружба является одним из самых сладких удовольствий, которыми наслаждается человек в этом мире. И Всевышний Аллах среди услад обитателей Рая упомянул любовь, которую они испытывают друг к другу: «И мы очистили их сердца от ненависти…»
Путешествие – это полезное средство для приобретения новых друзей, с которыми знакомится (искатель знания) и знакомит с ними жителей своего города, рассказывает на собраниях об их достоинствах и хороших качествах. Все это ведет к знакомству народов друг с другом и их взаимной любви. И ведь мусульмане сильно любили друг друга и помогали друг другу, когда исламские страны были открыты для любого мусульманина, где они не чувствовали себя в стеснении, жизнь не была для них тяжелой, и они не были унижены. Вот литературные произведения. В них представлена обширная переписка друей, писавших друг другу прозой и поэтическими касыдами.
В путешествиях есть и много другой пользы, о которой еще больше сможет рассказать тот, кто испытал, вкушая ее прелесть, заключенную в совершенствовании личности и новом видении жизни.
1 Абу-ль-‘Алийа сказал: «Бывало ,я отправлялся к какому-нибудь человеку, проходя расстояние, равное нескольким дням пути, чтобы получить у него знание, и первое, на что я обращал внимание, – это его молитвы. И если я находил, что он их совершает, то оставался и брал у него знание. Но если я видел, что он их оставляет, то возвращался, не взяв у него ничего и говоря самому себе: «Другие дела он оставляет еще легче»
2 Аййуб сказал: «Ты никогда не поймешь ошибок своего учителя, пока не посидишь в обществе другого»
3 Автор «Иршад ат-туллаб» сказал: «Подобно тому, как ученые путешествуют в поисках знания, они также отправляются в путь для его распространения и обучения. Бывает так, что ученый живет среди людей, которые не понимают добра и не принимают его, или среди завистников, соперничающих с ним, и это заставляет его покинуть свою родину и расстаться со своей семьей и соседями. Ученые говорили: «Меньше всех с ученым видятся его соседи и его семья», с. 65.