[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Прежде всего ты должен знать цену тому, чем занимаешься. Ведь ты изучаешь слова Аллаха и слова Его посланника, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , а также то, что помогает тебе понять их смысл. Твоя учеба – это великое поклонение, так ощути же величие, в котором ты пребываешь. Знакомясь с биографиями наших предшественников, мы видим, что они считали лучшим для себя читать хадисы пророка, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , только совершив омовение.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
- Не забывай призывать благословение на пророка, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , произнося слова благословения всякий раз, когда читаешь, и писать эти слова всякий раз, когда пишешь его благородное имя.
Автор книги «Аль-Ба‘ис аль-хасис», рассказывая о правилах записывания хадисов, сказал: «Пусть он всегда восславляет Аллаха и призывает благословение на Его посланника, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , даже если эти слова повторяются многократно, он не должен от этого уставать, поскольку в этих словах содержится большое благо… И пусть он пишет слова благословения и приветствия полностью, а не обозначает условными символами… и пусть не ограничивается словами «‘алайхи-с-салам» («мир ему»), а четко и полностью пишет «салла-л-Лаху ‘алахи ва саллама» («да благословит его Аллах и приветствует»)».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
- Не забывай исправлять опечатки, если в конце книги прилагается список опечаток. Ведь может случится так, что какая-нибудь ошибка, являющаяся всего лишь опечаткой, будет сопровождать тебя долгие годы, особенно это касается правильного прочтения имен собственных.
- Введение к книге и различные еe указатели имеют особую важность. Поэтому тебе следует прочитать введение и указатели прежде основной части. Многие книги содержат особые выражения, свойственные только их авторам, и ты должен разобраться в них прежде, чем приступишь к чтению.
- К вопросу о специальных выражениях (терминах): следуя по пути знания, помни, что многие специальные слова и выражения, встречающие в шариатских текстах, раньше употреблялись не в том значении, в котором мы их понимаем сегодня.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
- Читай медленно, вникая в каждое предложение. Ничто так не вредит искателю знания в наше время, как быстрое чтение («чтение газет»), которое стало всеобщей потребностью.
- Это ни в кое мере не означает, что мы принижаем значение просмотрового чтения. Ведь со многими книгами, особенно с теми, которые содержат указатель с подробным обзором приводимых в них тем, читателю достаточно лишь бегло ознакомиться, а затем (внимательно) прочитать то важное или новое, (что он найдет в них для себя).[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
- Если тебе повстречается какой-нибудь сложный вопрос и ты решишь, что понял его, то не удовлетворяйся лишь собственным предположением, пока, отложив книгу в сторону, не представишь себя в роли учителя, разъясняющего этот вопрос своим ученикам.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
- Чтение вслух – по мере возможности – лучше, чем чтение про себя, поскольку наравне со зрением в работу включается и слух, а чем больше органов чувств задействовано при восприятии речи, тем легче она усваивается и заучивается.
Аль-Хатиб аль-Багдади сказал: «Тому, кто читает книгу, следует читать ее вслух так, чтобы он мог слышать самого себя».
Не менее поучительны слова аз-Зубайра ибн Баккара: «Когда ко мне зашел мой отец, я что-то читал про себя в тетради, и он сказал мне: “Когда ты так читаешь, твое сердце воспринимает (прочитанное) только через твое зрение. Если же ты хочешь читать (по-настоящему), то смотри (в тетрадь) и произноси (то, что видишь), вслух. Так твое сердце будет воспринимать и через зрение, и посредством слуха”.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Один ученый сказал: «Когда учитесь, повышайте голос – это помогает лучше запомнить и лучше отгоняет сон. Чтение про себя (необходимо) для понимания, а чтение вслух – для заучивания и для понимания».
Некоторые ученые читали книгу, а затем учили ее, проговаривая каждую букву, словно повторяли за кем-то.
Аш-Ша‘би сказал: «Когда учащийся учится, он должен повышать свой голос так, чтобы мог слышать самого себя, поскольку то, что слышит ухо, прочно укореняется в сердце. Поэтому человек лучше понимает то, что слышит, нежели то, что читает».
Абу Хилаль аль-‘Аскари после высказывания аш-Ша‘би говорит: «Если предметом изучения является то, что улучшает речь человека, и учащийся постигает его вслух, то он будет изъясняться более правильно».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] И, быть может, это раскрывает нам причину того, почему многие ученые сегодня, хоть и читают множество книг, но не умеют правильно и красноречиво выражаться. Это происходит потому, что они читают глазами, а не языком.
Передают, что один шейх рассказывал:[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] «В одной из набатейских деревень я встретил юношу, который правильно и красноречиво изъяснялся, и я спросил его о том, как он научился так хорошо говорить, когда другие жители его деревни говорили плохо. Он ответил: “Я старался каждый день читать по пятьдесят страниц из книг аль-Джахиза, и я читал их вслух громким голосом. И уже совсем скоро я стал таким, каким ты видишь меня”.
- (Всегда) читай, размышляя. Приучи себя к тому, чтобы во время чтения у тебя в руке всегда была ручка, и, найдя что-нибудь ценное и полезное, записывай, чтобы не забыть, откуда это было взято. В особенности записывай те сведения, которые обнаруживаешь не там, где искал. И не забудь упомянуть источник и номер страницы, «а рядом с тем, что выписал, добавь: “заимствовано”, чтобы не перепутать с тем, что не было заимствовано. Также пиши: “дошел до стр. …”, чтобы пометить то место, до которого дочитал, и впоследствии не пропустить непрочитанного текста».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Не бойся заполнять книгу своими поправками и примечаниями. Некоторые из предшественников говорили: «Книга не станет излучать света до тех пор, пока не потемнеет (от сделанных в ней многочисленных поправок)»[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]. Они считали книгу достоверной, если видели в ней добавления и поправки.
Сколько книг я в жизни прочитал,
Сказав себе: теперь я их исправил.
Затем я вновь их в руки взял
И, прочитав, опять нашел ошибку и поправил.
- У тебя должна быть специальная тетрадь (блокнот или записная книжка), которой ты будешь доверять свои жемчуга и перлы.
И будет лучше, если ты поделишь свой блокнот на (тематические) разделы и составишь оглавление, чтобы легче было с ним обращаться. А то, что не будет подходить ни под один из выделенных тобой разделов, записывай под рубрикой «Разное».
Автор «Тазкират ас-сами‘»[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] сказал: «Он не должен пренебрегать ничем полезным из того, что слышит, и легко относиться к правилам, которые узнает, а пусть побыстрее их запишет».
- Точно так же все мысли и идеи, которые приходят тебе в голову, тебе следует записывать прежде, чем они разбредутся, как это делал Ибн аль-Джаузи в своей книге «Сайд аль-хатир». Не надейся на свою память и не обольщайся своей молодостью. Ведь придет старость, и тогда ты станешь сожалеть. Сколько полезного забывает искатель знания, а затем сожалеет о том, что не записал. Как верно наставление пророка, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , переданное некоторыми его сподвижниками: قَيِّدُوا الْعِلْمَ بِالْكِتَابةِ
«Закрепляйте знание, записывая его».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Имам аш-Шафи‘и сказал: «Знайте, что это знание убегает, как убегают верблюды. Так сделайте же книги его защитниками, а калемы – его пастухами».
Он также сказал: Знание твое – твоя добыча,
А привязь для него – калем, что на бумаге пишет.
Добычу привяжи веревкою покрепче и потуже.
Ведь если ты, поймав газель, отпустишь
Ее на волю погулять, то это глупо!
- Самым полезным чтением является то, когда ты кратко записываешь все, что прочитал. Это станет возможным после того, как ты достигнешь определенных результатов в знании и решишь взяться за чтение книг, написанных великими учеными, такими как Ибн Таймиййа, Ибн аль-Каййим, Ибн Раджаб, ан-Навави и др. Вот тогда старайся кратко записывать содержание каждой книги, которую ты хочешь изучить, и это не так сложно, как может показаться. Более того, подобное конспектирование поможет извлечь наибольшую пользу из прочитанного и избавиться от болезни, на которую жалуются искатели знания, что они много читают, но забывают большую часть прочитанного, словно и не читали вовсе. Ты можешь последовать следующему методу.
Прочитай книгу первый раз, соблюдая все перечисленные выше правила, с тем чтобы понять ее содержание, узнать ее особенности, познакомиться со стилем. Затем возьми ручку и прочитай ее второй раз, вычеркивая то, что можно пропустить: недостоверные сведения, повторяющиеся выражения или значения, то, что неактуально в наше время и т.п. Попутно записывай все сложные моменты и примечания, которые приходят тебе на ум… И испрашивай помощи у Великого и Могущего Аллаха.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] См.: Джами‘ байан аль-‘ильм (2/1217), а также краткое изложение книги аль-Хатиба «аль-Джами‘» под названием «аш-Шихаб аль-лами‘», с. 126.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Автор «Тазкират ас-сами‘» на с. 157 пишет: «И всякий раз, когда он пишет имя Всевышнего Аллаха, пусть добавляет к нему слова, возвеличивающие Его, например, Всевышний, Хвала Ему, Великий и Могущий, Превыше всего Он своим Величием или Святостью и т.п. И всякий раз, когда он пишет имя пророка, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , пусть добавляет слова благословения и приветствия и призывает на него благословение, произнося эти слова также вслух. Как предшественники, так и их последователи взяли за правило писать «салла-л-Лаху ‘алахи ва саллама» («да благословит его Аллах и приветствует»), чтобы эти слова соответствовали, по всей видимости, сказанному Всевышним Аллахом в Его Великой Книге: «Саллу ‘алайхи ва саллиму таслима» («Благословляйте его и приветствуйте [часто]»). Поговорим об этом поподробней. Слова благословения (на пророка саллаЛЛАгу алейги ва саллям ) не должны писаться в книгах сокращенно, даже если они встречаются по нескольку раз на одной строчке, как это делают некоторые люди, лишающие (себя благодати) и считающие написание этих слов для себя обременительным, и пишут лишь их начальные буквы, например: «С.А.А.С.», «А.С.С.». Все это не позволяет отдать должное нашему пророку, саллаЛЛАгу алейги ва саллям . Когда упоминается имя одного из сподвижников пророка, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , особенно из числа наиболее уважаемых из них, то следует писать «радийа-л-Лаху ‘анху» («да будет доволен им Аллах»). Слова же благословения и приветствия должны писаться только после имен пророков и ангелов.
Всякий раз, когда упоминается имя одного из предшественников, следует писать: «рахимаху-л-Лаху» («да смилуется над ним Аллах»), особенно, после имен великих имамов – предводителей исламской уммы.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Например, словом «набиз» («вино») раньше называли настой из фиников или винограда, что отличается от современного понимания этого слова.
Или слово «вали» («покровитель», «угодник», «близкий к Аллаху человек») и другие слова, при глубоком изучении значений которых можно составить отдельную книгу. Выдающийся ученый Салих аль-Мукбили, говоря об особых выражениях, сказал: «Подобное неверное понимание встречаются как в принципиальных вопросах, так и во второстепенных, например, в вопросе предопределения (аль-кадар), когда и му‘тазилиты, и аш‘ариты стали называли друг друга кадаритами, а затем словом «асхаб аль-хадис» («приверженцы хадисов») они назвали самих себя.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Указатели тем и различные каталоги весьма полезны. И искатель знания должен чаще обращаться к ним. Смотри, например, указатель «аль-фаваид» в конце сборника «Сахих Муслим», изданного под редакцией Фу’ада ‘Абдульбаки. Смотри также указатель «Маджму‘ аль-фатава», указатель «аль-Мугни», изданный в двух томах под названием «Му‘джам аль-фикх аль-ханбали».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Мухаммад Шакир. Васайа аль-‘аба‘ ли-ль-‘абна‘, с. 34 (с небольшими добавлениями).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Аш-Шихаб аль-лами‘, с. 52.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Аль-Хасс ‘ала талаб аль-‘ильм, с. 75.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Там же.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 37. Ср.: Тазкират, с. 126, где автор говорит: «Когда он дочитает до определенного места, пусть рядом напишет: «Просмотрено и исправлено».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Искателю знаний полезно будет почитать какую-нибудь интересную книгу о том, как наши предшественники и прежние ученые делали в книгах примечания, иснады, поправки и т.п. См.: Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим, с. 177 – 192.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] с. 133.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] См.: Сахих аль-джами‘ (4434).