Красота и достоинство таухида
ФОРУМ ЗАКРЫТ!!
Красота и достоинство таухида
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Красота и достоинство таухида

Мудрые высказывания
Основные правила чтения и изучения книг, содержащих знание E39450899e0f2c8023ea26ab83e884cd
Са’ид ибн Джубайр, Хасан аль-Басри и Суфьян ас-Саури говорили: “Не будут приняты слова, кроме как с делами. И не будут приняты слова и дела, кроме как с правильными намерениями. И не будут приняты слова, дела и намерения, кроме как в соответствии с Сунной”. аль-Лялякаи в “И’тикъаду ахли-Ссунна” 1/57, Ибн аль-Джаузи в “Тальбису Иблис” 9, аз-Захаби в “Мизануль-и’тидаль” 1/90


Шейх Ибн Къасим говорил:
“В призыве к Аллаху (да’уа) необходимы два условия: первое, чтобы призыв совершался только ради Аллаха, и второе, чтобы призыв соответствовал Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). И тот, кто испортил первое, стал многобожником, а тот, кто испортил второе, стал приверженцем нововведений!” См. “Хашия Китаб ат-таухид” 55.


Имам Малик говорил:
“Клянусь Аллахом истина лишь одна и два противоречащих друг другу мнения, одновременно правильными быть не могут!” См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/82.


Имам аш-Шафи’и:
“Тот, кто требует знание без доказательств, подобен тому, кто собирает ночью дрова, который вместе с дровами берет и змею, жалящую его!” аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 1/211.


Шейх Ибн аль-Къайим сказал:
“Известно, что когда произносится ложь и умалчивается истина – это порождает незнание истины и приводит к заблуждению людей!” См. “ас-Сау’аикъуль-мурсаля” 1/315.

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Основные правила чтения и изучения книг, содержащих знание

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]


Прежде всего ты должен знать цену тому, чем занимаешься. Ведь ты изучаешь слова Аллаха и слова Его посланника, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , а также то, что помогает тебе понять их смысл. Твоя учеба – это великое поклонение, так ощути же величие, в котором ты пребываешь. Знакомясь с биографиями наших предшественников, мы видим, что они считали лучшим для себя читать хадисы пророка, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , только совершив омовение.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]


  1. Не забывай призывать благословение на пророка, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , произнося слова благословения всякий раз, когда читаешь, и писать эти слова всякий раз, когда пишешь его благородное имя.
Автор книги «Аль-Ба‘ис аль-хасис», рассказывая о правилах записывания хадисов, сказал: «Пусть он всегда восславляет Аллаха и призывает благословение на Его посланника, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , даже если эти слова повторяются многократно, он не должен от этого уставать, поскольку в этих словах содержится большое благо… И пусть он пишет слова благословения и приветствия полностью, а не обозначает условными символами… и пусть не ограничивается словами «‘алайхи-с-салам» («мир ему»), а четко и полностью пишет «салла-л-Лаху ‘алахи ва саллама» («да благословит его Аллах и приветствует»)».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]


  1. Не забывай исправлять опечатки, если в конце книги прилагается список опечаток. Ведь может случится так, что какая-нибудь ошибка, являющаяся всего лишь опечаткой, будет сопровождать тебя долгие годы, особенно это касается правильного прочтения имен собственных.
  2. Введение к книге и различные еe указатели имеют особую важность. Поэтому тебе следует прочитать введение и указатели прежде основной части. Многие книги содержат особые выражения, свойственные только их авторам, и ты должен разобраться в них прежде, чем приступишь к чтению.
  3. К вопросу о специальных выражениях (терминах): следуя по пути знания, помни, что многие специальные слова и выражения, встречающие в шариатских текстах, раньше употреблялись не в том значении, в котором мы их понимаем сегодня.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
  4. Читай медленно, вникая в каждое предложение. Ничто так не вредит искателю знания в наше время, как быстрое чтение («чтение газет»), которое стало всеобщей потребностью.
  5. Это ни в кое мере не означает, что мы принижаем значение просмотрового чтения. Ведь со многими книгами, особенно с теми, которые содержат указатель с подробным обзором приводимых в них тем, читателю достаточно лишь бегло ознакомиться, а затем (внимательно) прочитать то важное или новое, (что он найдет в них для себя).[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
  6. Если тебе повстречается какой-нибудь сложный вопрос и ты решишь, что понял его, то не удовлетворяйся лишь собственным предположением, пока, отложив книгу в сторону, не представишь себя в роли учителя, разъясняющего этот вопрос своим ученикам.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
  7. Чтение вслух – по мере возможности – лучше, чем чтение про себя, поскольку наравне со зрением в работу включается и слух, а чем больше органов чувств задействовано при восприятии речи, тем легче она усваивается и заучивается.
Аль-Хатиб аль-Багдади сказал: «Тому, кто читает книгу, следует читать ее вслух так, чтобы он мог слышать самого себя».
Не менее поучительны слова аз-Зубайра ибн Баккара: «Когда ко мне зашел мой отец, я что-то читал про себя в тетради, и он сказал мне: “Когда ты так читаешь, твое сердце воспринимает (прочитанное) только через твое зрение. Если же ты хочешь читать (по-настоящему), то смотри (в тетрадь) и произноси (то, что видишь), вслух. Так твое сердце будет воспринимать и через зрение, и посредством слуха”.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Один ученый сказал: «Когда учитесь, повышайте голос – это помогает лучше запомнить и лучше отгоняет сон. Чтение про себя (необходимо) для понимания, а чтение вслух – для заучивания и для понимания».
Некоторые ученые читали книгу, а затем учили ее, проговаривая каждую букву, словно повторяли за кем-то.
Аш-Ша‘би сказал: «Когда учащийся учится, он должен повышать свой голос так, чтобы мог слышать самого себя, поскольку то, что слышит ухо, прочно укореняется в сердце. Поэтому человек лучше понимает то, что слышит, нежели то, что читает».
Абу Хилаль аль-‘Аскари после высказывания аш-Ша‘би говорит: «Если предметом изучения является то, что улучшает речь человека, и учащийся постигает его вслух, то он будет изъясняться более правильно».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] И, быть может, это раскрывает нам причину того, почему многие ученые сегодня, хоть и читают множество книг, но не умеют правильно и красноречиво выражаться. Это происходит потому, что они читают глазами, а не языком.
Передают, что один шейх рассказывал:[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] «В одной из набатейских деревень я встретил юношу, который правильно и красноречиво изъяснялся, и я спросил его о том, как он научился так хорошо говорить, когда другие жители его деревни говорили плохо. Он ответил: “Я старался каждый день читать по пятьдесят страниц из книг аль-Джахиза, и я читал их вслух громким голосом. И уже совсем скоро я стал таким, каким ты видишь меня”.


  1. (Всегда) читай, размышляя. Приучи себя к тому, чтобы во время чтения у тебя в руке всегда была ручка, и, найдя что-нибудь ценное и полезное, записывай, чтобы не забыть, откуда это было взято. В особенности записывай те сведения, которые обнаруживаешь не там, где искал. И не забудь упомянуть источник и номер страницы, «а рядом с тем, что выписал, добавь: “заимствовано”, чтобы не перепутать с тем, что не было заимствовано. Также пиши: “дошел до стр. …”, чтобы пометить то место, до которого дочитал, и впоследствии не пропустить непрочитанного текста».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Не бойся заполнять книгу своими поправками и примечаниями. Некоторые из предшественников говорили: «Книга не станет излучать света до тех пор, пока не потемнеет (от сделанных в ней многочисленных поправок)»[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]. Они считали книгу достоверной, если видели в ней добавления и поправки.
Сколько книг я в жизни прочитал,
Сказав себе: теперь я их исправил.
Затем я вновь их в руки взял
И, прочитав, опять нашел ошибку и поправил.


  1. У тебя должна быть специальная тетрадь (блокнот или записная книжка), которой ты будешь доверять свои жемчуга и перлы.
И будет лучше, если ты поделишь свой блокнот на (тематические) разделы и составишь оглавление, чтобы легче было с ним обращаться. А то, что не будет подходить ни под один из выделенных тобой разделов, записывай под рубрикой «Разное».
Автор «Тазкират ас-сами‘»[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] сказал: «Он не должен пренебрегать ничем полезным из того, что слышит, и легко относиться к правилам, которые узнает, а пусть побыстрее их запишет».


  1. Точно так же все мысли и идеи, которые приходят тебе в голову, тебе следует записывать прежде, чем они разбредутся, как это делал Ибн аль-Джаузи в своей книге «Сайд аль-хатир». Не надейся на свою память и не обольщайся своей молодостью. Ведь придет старость, и тогда ты станешь сожалеть. Сколько полезного забывает искатель знания, а затем сожалеет о том, что не записал. Как верно наставление пророка, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , переданное некоторыми его сподвижниками: قَيِّدُوا الْعِلْمَ بِالْكِتَابةِ
«Закрепляйте знание, записывая его».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Имам аш-Шафи‘и сказал: «Знайте, что это знание убегает, как убегают верблюды. Так сделайте же книги его защитниками, а калемы – его пастухами».
Он также сказал: Знание твое – твоя добыча,
А привязь для него – калем, что на бумаге пишет.
Добычу привяжи веревкою покрепче и потуже.
Ведь если ты, поймав газель, отпустишь
Ее на волю погулять, то это глупо!


  1. Самым полезным чтением является то, когда ты кратко записываешь все, что прочитал. Это станет возможным после того, как ты достигнешь определенных результатов в знании и решишь взяться за чтение книг, написанных великими учеными, такими как Ибн Таймиййа, Ибн аль-Каййим, Ибн Раджаб, ан-Навави и др. Вот тогда старайся кратко записывать содержание каждой книги, которую ты хочешь изучить, и это не так сложно, как может показаться. Более того, подобное конспектирование поможет извлечь наибольшую пользу из прочитанного и избавиться от болезни, на которую жалуются искатели знания, что они много читают, но забывают большую часть прочитанного, словно и не читали вовсе. Ты можешь последовать следующему методу.
Прочитай книгу первый раз, соблюдая все перечисленные выше правила, с тем чтобы понять ее содержание, узнать ее особенности, познакомиться со стилем. Затем возьми ручку и прочитай ее второй раз, вычеркивая то, что можно пропустить: недостоверные сведения, повторяющиеся выражения или значения, то, что неактуально в наше время и т.п. Попутно записывай все сложные моменты и примечания, которые приходят тебе на ум… И испрашивай помощи у Великого и Могущего Аллаха.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] См.: Джами‘ байан аль-‘ильм (2/1217), а также краткое изложение книги аль-Хатиба «аль-Джами‘» под названием «аш-Шихаб аль-лами‘», с. 126.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Автор «Тазкират ас-сами‘» на с. 157 пишет: «И всякий раз, когда он пишет имя Всевышнего Аллаха, пусть добавляет к нему слова, возвеличивающие Его, например, Всевышний, Хвала Ему, Великий и Могущий, Превыше всего Он своим Величием или Святостью и т.п. И всякий раз, когда он пишет имя пророка, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , пусть добавляет слова благословения и приветствия и призывает на него благословение, произнося эти слова также вслух. Как предшественники, так и их последователи взяли за правило писать «салла-л-Лаху ‘алахи ва саллама» («да благословит его Аллах и приветствует»), чтобы эти слова соответствовали, по всей видимости, сказанному Всевышним Аллахом в Его Великой Книге: «Саллу ‘алайхи ва саллиму таслима» («Благословляйте его и приветствуйте [часто]»). Поговорим об этом поподробней. Слова благословения (на пророка саллаЛЛАгу алейги ва саллям ) не должны писаться в книгах сокращенно, даже если они встречаются по нескольку раз на одной строчке, как это делают некоторые люди, лишающие (себя благодати) и считающие написание этих слов для себя обременительным, и пишут лишь их начальные буквы, например: «С.А.А.С.», «А.С.С.». Все это не позволяет отдать должное нашему пророку, саллаЛЛАгу алейги ва саллям . Когда упоминается имя одного из сподвижников пророка, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , особенно из числа наиболее уважаемых из них, то следует писать «радийа-л-Лаху ‘анху» («да будет доволен им Аллах»). Слова же благословения и приветствия должны писаться только после имен пророков и ангелов.
Всякий раз, когда упоминается имя одного из предшественников, следует писать: «рахимаху-л-Лаху» («да смилуется над ним Аллах»), особенно, после имен великих имамов – предводителей исламской уммы.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Например, словом «набиз» («вино») раньше называли настой из фиников или винограда, что отличается от современного понимания этого слова.
Или слово «вали» («покровитель», «угодник», «близкий к Аллаху человек») и другие слова, при глубоком изучении значений которых можно составить отдельную книгу. Выдающийся ученый Салих аль-Мукбили, говоря об особых выражениях, сказал: «Подобное неверное понимание встречаются как в принципиальных вопросах, так и во второстепенных, например, в вопросе предопределения (аль-кадар), когда и му‘тазилиты, и аш‘ариты стали называли друг друга кадаритами, а затем словом «асхаб аль-хадис» («приверженцы хадисов») они назвали самих себя.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Указатели тем и различные каталоги весьма полезны. И искатель знания должен чаще обращаться к ним. Смотри, например, указатель «аль-фаваид» в конце сборника «Сахих Муслим», изданного под редакцией Фу’ада ‘Абдульбаки. Смотри также указатель «Маджму‘ аль-фатава», указатель «аль-Мугни», изданный в двух томах под названием «Му‘джам аль-фикх аль-ханбали».

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Мухаммад Шакир. Васайа аль-‘аба‘ ли-ль-‘абна‘, с. 34 (с небольшими добавлениями).

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Аш-Шихаб аль-лами‘, с. 52.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Аль-Хасс ‘ала талаб аль-‘ильм, с. 75.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Там же.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 37. Ср.: Тазкират, с. 126, где автор говорит: «Когда он дочитает до определенного места, пусть рядом напишет: «Просмотрено и исправлено».

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Искателю знаний полезно будет почитать какую-нибудь интересную книгу о том, как наши предшественники и прежние ученые делали в книгах примечания, иснады, поправки и т.п. См.: Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим, с. 177 – 192.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] с. 133.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] См.: Сахих аль-джами‘ (4434).

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

В дополнение к сказанному
А) Ознакомление с многотомными трудами великих ученых
Ознакомление с многотомными трудами великих ученых является одним из важнейших дел. Ведь это увеличивает широту познаний, расширяет кругозор, раскрывает тайны, хранящиеся в их уникальных и бесценных знаниях, дает представление о том, где следует искать ответ на тот или иной вопрос, и знакомит с методами, к которым прибегали их авторы при составлении своих сочинений, а также терминами, которые они использовали.
Б) Составление книг
Ан-Навави сказал: «(искатель знания) должен заниматься составлением книг, если готов к этому. Тем самым он познает тонкости и истины, которые хранит в себе знание, и закрепит (то, чему научился). Ведь написание книг заставляет много искать, читать, проверять, обращаться и знакомиться с различными высказываниями имамов: разнящимися и одинаковыми по сути, ясными и не вполне понятными, достоверными и недостаточно убедительными, красноречивыми и слабыми, бесспорными (и встречающими возражения) и т.д. Так он сможет преодолеть в себе закоснелость, основанную на чистом подражании, и подняться до уровня имамов-муджтахидов, (обладающих правом на самостоятельное суждение), или хотя бы приблизиться к ним… Но пусть он всячески остерегается приниматься за составление книг, не имея на то знания. Это лишь нанесет вред его вере, знанию и чести. Он не должен выпускать своей книги до тех пор, пока не исправит в ней все ошибки, несколько раз не проверит и не просмотрит ее. В своей книге он должен стремиться к ясности изложения и краткости речи, не затрудняющей понимание, и касаться новых, актуальных тем, которые будут полезны всем».

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения