Красота и достоинство таухида
***ПРОВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ ВАШЕГО Е-МАЙЛА***

Ассалям алейкум ва рахматуЛЛахи ва баракатух!

Данный форум обучающе-воспитательного характера предназначен ТОЛЬКО для сестёр-мусульманок.

Просьба к братьям:

БОЙТЕСЬ АЛЛАХА И НЕ РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ НА ЭТОМ ФОРУМЕ

Напоминание сёстрам: зарегистрировавшись на данном форуме, вы заключили соглашение на выполнение правил форума. СОБЛЮДАЙТЕ ИХ И

ПРОВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ ВАШЕГО Е-МАЙЛА, УКАЗАННОГО НА ФОРУМЕ!

А также проверяйте спам в ваших е-майлах: часто е-майл, сообщающий об открытии вам доступа к форуму, попадает в спам.

баракаЛЛаху фикум!
Красота и достоинство таухида

Последние темы

» Тестирование приобретённых знаний
автор UmmFatima Сб 24 Ноя 2018, 07:41

» Телеграм-каналы с тестами
автор UmmFatima Сб 24 Ноя 2018, 06:47

» Аудио-Книга «аль-Фауваид»
автор UmmFatima Вс 05 Авг 2018, 08:16

» Украшение искателя знаний
автор UmmFatima Ср 11 Июл 2018, 05:35

» сурат-уль-фииль (105)
автор UmmFatima Вс 01 Июл 2018, 11:41

» сурат-къурейш (106)
автор UmmFatima Вт 05 Июн 2018, 07:41

» сурат-уль-маа*ун (107)
автор UmmFatima Вс 03 Июн 2018, 11:07

» сурат-уль-каусер (108)
автор UmmFatima Вс 03 Июн 2018, 10:10

» Сура аль Фатиха. Тафсир шейха Усаймина (на арабском)
автор UmmFatima Вс 03 Июн 2018, 07:18

» сурат-уль-кафируун (109)
автор UmmFatima Вс 03 Июн 2018, 07:05

» сурат-ун-наср (110)
автор UmmFatima Чт 31 Май 2018, 01:22

» сурат-уль-масад (111)
автор UmmFatima Пн 28 Май 2018, 06:21

Мудрые высказывания
Са’ид ибн Джубайр, Хасан аль-Басри и Суфьян ас-Саури говорили: “Не будут приняты слова, кроме как с делами. И не будут приняты слова и дела, кроме как с правильными намерениями. И не будут приняты слова, дела и намерения, кроме как в соответствии с Сунной”. аль-Лялякаи в “И’тикъаду ахли-Ссунна” 1/57, Ибн аль-Джаузи в “Тальбису Иблис” 9, аз-Захаби в “Мизануль-и’тидаль” 1/90


Шейх Ибн Къасим говорил:
“В призыве к Аллаху (да’уа) необходимы два условия: первое, чтобы призыв совершался только ради Аллаха, и второе, чтобы призыв соответствовал Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). И тот, кто испортил первое, стал многобожником, а тот, кто испортил второе, стал приверженцем нововведений!” См. “Хашия Китаб ат-таухид” 55.


Имам Малик говорил:
“Клянусь Аллахом истина лишь одна и два противоречащих друг другу мнения, одновременно правильными быть не могут!” См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/82.


Имам аш-Шафи’и:
“Тот, кто требует знание без доказательств, подобен тому, кто собирает ночью дрова, который вместе с дровами берет и змею, жалящую его!” аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 1/211.


Шейх Ибн аль-Къайим сказал:
“Известно, что когда произносится ложь и умалчивается истина – это порождает незнание истины и приводит к заблуждению людей!” См. “ас-Сау’аикъуль-мурсаля” 1/315.

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Красота и достоинство таухида » ТРЕБОВАНИЕ ЗНАНИЯ » ЧИСТАЯ СУННА » Рияду-с-Салихин ан-Навави » Шарх «Сады праведных». 1. Книга приказаний » О покаянии (тауба)

О покаянии (тауба)

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

1 О покаянии (тауба) в Сб 25 Май 2013, 05:21

UmmFatima

avatar
Admin
Admin

ГЛАВА – 2



О покаянии (тауба)


‘Уляма говорили: "Следует приносить покаяние за каждый совершённый грех. При этом если прегрешение касается только (совершившего его) раба и Аллаха Всевышнего, а никого из людей это никак не затрагивает, то покаяние должно удовлетворять трём условиям:

Во-первых, человеку следует отказаться от совершения такого греха.
Во-вторых, - раскаяться 1 в том, что он совершил это.
В-третьих, - принять твёрдое решение никогда не совершать подобного впредь.
Если же хоть одно из вышеупомянутых условий соблюдено не будет, то покаяние не может считаться правильным (в полной мере).

В том случае когда грех, совершённый человеком, так или иначе затрагивает другого человека, покаяние должно удовлетворять уже четырём условиям, а именно - трём вышеупомянутым (и ещё одному, суть которого состоит в том), чтобы загладить свою вину перед тем, кто пострадал от его прегрешения. Так, если речь идёт о (присвоенных или украденных) деньгах или иных материальных ценностях, то их следует вернуть 2 владельцу, если дело касается клеветы или любом ином грехе, который, в соответствии с установлениями Корана, подлежит обязательному наказанию (хадд), то виновному следует добровольно дать подвергнуть себя этому наказанию или испросить прощения у потерпевшего, а если это связано с возведением хулы 3, то виновному следует испросить разрешения у потерпевшего 4.
Покаяние следует приносить за все грехи без исключения, если же человек покается только за часть их, то покаяние его, по мнению придерживающихся сунны, может считаться правильным, но он должен будет принести покаяние и за всё остальное, ибо на обязательность покаяния указывают и Коран, и сунна и единодушное мнение улемов
".
_____________________________
1. Иначе говоря, выразить своё сожаление по этому поводу.
2. В случае невозможности вернуть присвоенное как таковое необходимо полностью компенсировать пострадавшему его убытки.
3. Имеются в виду такие высказывания о другом человеке в его отсутствие, слушать которые ему было бы неприятно.
4. То есть: сообщить ему лично о том, что он говорит за его спиной, и испросить его разрешения на то, чтобы отзываться о нём подобным образом.


Доводы из Корана

Аллах Всевышний сказал:


«И обратитесь с покаянием к Аллаху все, о верующие, чтобы вы преуспели!». (“Свет”, 31).

Всевышний также сказал:


«…чтобы вы просили прощения у вашего Господа, а потом приносили Ему покаяние…». (“Худ”, 3).

Всевышний также сказал:


«О те, кто уверовал! Обращайтесь к Аллаху с искренним покаянием…». (“Запрещение”, 8).


Доводы из Сунны


13. Сообщается, что Абу Хурайра сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Клянусь Аллахом, поистине, я прошу Аллаха о прощении и приношу Ему покаяние более семидесяти раз в день”. 5аль-Бухари, 6307.
_____________________________
5. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приносил покаяние не за грехи, от совершения которых он был защищён Аллахом. Причина была в том, что он считал своё поклонение Аллаху недостаточным и несовершенным.


14. Сообщается, что аль-Агарр бин Ясар аль-Музани сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “О люди, приносите покаяние Аллаху и просите Его о прощении, я же, поистине, приношу покаяние по сто раз в день”. Муслим, 2702/42.

15. Сообщается, что слуга посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Абу Хамза Анас бин Малик аль-Ансари сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем любой из вас, когда неожиданно находит своего верблюда, потерянного им в пустыне”. аль-Бухари, 6309; Муслим, 2747.


В версии Муслима (сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): "Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба, который обращается к Нему с покаянием, больше, чем тот из вас, кто (ехал) по пустыне на своей верблюдице, вырвавшейся (и убежавшей) от него (со всеми) его съестными припасами и водой, отчаялся (найти) её, пришёл к какому-то дереву и улёгся в его тени, уже не надеясь (увидеть свою верблюдицу). И когда он находился в подобном положении, вдруг оказалось, что она стоит рядом с ним, и тогда он взял её за повод и сказал: “О Аллах, Ты - раб мой, а я - Твой Господь!”, - допустив ошибку из-за (охватившего его) сильного ликования.



16. Сообщается, что Абу Муса ‘Абдуллах бин Кайс аль-Аш’ари, передал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Поистине, Аллах Всевышний будет протягивать руку Свою ночью 6, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное днём, и будет Он протягивать руку Свою днём, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное ночью, до тех пор, пока солнце не взойдёт оттуда, где оно заходит 7". Муслим, 2759.
_____________________________
6. Это значит, что Аллах постоянно готов принимать покаяние согрешившего.
7. То есть: с запада. Иначе говоря, Аллах будет принимать покаяние Своих рабов вплоть до самого Дня воскресения.


17. Сообщается, что Абу Хурайра сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Аллах примет покаяние того, кто покается прежде, чем солнце взойдёт оттуда, где оно заходит”. Муслим, 2703.
18. Передается от Абу ‘Абд ар-Рахмана ‘Абдуллаха бин ‘Умара бин аль-Хаттаба что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Поистине, Аллах Всемогущий и Великий принимает покаяние раба до тех пор, пока он не начинает издавать предсмертные хрипы". ат-Тирмизи 8; Сахихуль джами’, 1903; Мищка, 2343, 2449.
_____________________________
8. В самом общем виде по степени своей авторитетности все хадисы подразделялись на достоверные (“сахих”), хорошие (“хасан”) и слабые (“да’иф”).


19. Сообщается, что Зирр бин Хубайш сказал: "(Однажды) я пришёл к Сафвану бин Ассалю чтобы задать ему вопрос о протирании обуви 9. Он спросил: “Что привело тебя, о Зирр?”. Я ответил: “Стремление к знанию”. Он сказал: “Поистине, ангелы касаются своими крыльями ищущего знания в знак своего удовлетворения тем, что он ищет!”. После этого я сказал: “Мне не даёт покоя вопрос о протирании обуви после удовлетворения большой и малой нужды, а ты был одним из сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) и поэтому я пришёл спросить тебя, не слышал ли от него что-нибудь об этом?”. Он сказал: “Да. Если мы находились в пути, он говорил нам, что в течение трёх суток нам следует снимать кожаные носки только в случае большого осквернения 10 и не следует делать этого после удовлетворения естественных потребностей или сна”. Затем я спросил: “А не слышал ли, чтобы он говорил что-нибудь о любви?”. Он сказал: “Да. (Однажды) когда мы вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) находились в пути, какой-то бедуин вдруг громко обратился к нему: “О Мухаммад!”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также громко ответил ему: “Я здесь!”. Я сказал ему 11: “Да помилует тебя Аллах, говори потише, ведь ты стоишь перед пророком (мир ему и благословение Аллаха) и тебе запрещается поступать так!”. Однако он сказал: “Клянусь Аллахом, я не буду говорить тише!”, - а потом этот бедуин (обратился к пророку с такими словами): “Человек любит этих людей, но он ещё не присоединился к ним 12”. (На это) пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “В День воскресения этот человек будет с теми, кого он любил”.

(Зирр бин Хубайш сказал): "И он продолжал рассказывать нам 13 до тех пор, пока не упомянул о вратах на западе шириной в (или: "… столь широких, что всаднику пришлось бы преодолевать это расстояние…") сорок (или: "… семьдесят…") лет пути.

Суфьян, один из передатчиков этого хадиса, сказал: "(Эти врата находятся) в направлении Шама 14. Аллах Всевышний создал их открытыми для покаяния в тот же день, когда создал Он небеса и землю, и они не закроются до тех пор, пока не взойдёт оттуда солнце". (ат-Тирмизи; Ируа, 104; хасан).
_____________________________
9. Здесь речь идёт о протирании при совершении частичного омовения (вуду) перед молитвой некоего подобия кожаных или сделанных из какого-нибудь другого материала носков (хуфф), края которых доходили до щиколоток.
10. Молитву можно совершать только в состоянии ритуальной чистоты, утрата которой в результате определённых действий именуется осквернением. Различается большое (джанаба) и малое (хадас) осквернение, что требует, соответственно, полного (гусль) или частичного (вуду) омовения. Полное омовение следует совершать после полового сношения, завершения месячных и в целом ряде иных случаев, которые подробно разбираются в соответствующем разделе мусульманского права (фикха).
11. То есть: бедуину.
12. Бедуин говорит о самом себе, имея в виду, что он любит пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, но ещё не совершает тех же религиозных дел, которыми занимаются они.
13. Имеется в виду, что Сафван передавал Зирру слова пророка (мир ему и благословение Аллаха).
14. Шам - старое название Сирии, Иордании, Палестины и Ливана. Здесь имеется в виду западное направление.



20. Передается от Абу Са’ида Са’да бин Малика бин Синана аль-Худри что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Был среди живших до вас один человек, который погубил девяносто девять душ, а потом стал спрашивать (людей), кто из живущих на земле является самым знающим, и ему указали на одного монаха (из числа сынов Исраиля). И он явился к нему, сказал, что убил девяносто девять человек, и (спросил) принесёт ли ему (пользу) покаяние? Тот сказал: “Нет”, - и тогда он убил (этого монаха), доведя (количество погубленных им душ) до сотни. Потом он снова стал спрашивать (людей) о том, кто из живущих на земле является самым знающим, и ему указали на одного знающего человека. (Встретившись с ним) он сказал, что убил сто человек, и (спросил) принесёт ли ему покаяние (пользу)? Тот сказал: “Да! Кто же мешает кающемуся принести покаяние? Отправляйся в такую-то землю, где живут люди, поклоняющиеся Аллаху Всевышнему, поклоняйся Аллаху вместе с ними и не возвращайся на свою землю, ибо на этой земле (творится) зло!”. И он отправился (туда) 15, но на середине пути его настигла смерть, и из-за него начали спорить между собой ангелы милости и ангелы мук. Ангелы милости сказали: “Он шёл с покаянием, обратившись сердцем своим к Аллаху Всевышнему!”. Что же касается ангелов мук, то они сказали: “Поистине, он никогда не совершал ничего благого!”. И тогда к ним явился ангел в образе человека, которого они избрали судьёй в своём споре. Он сказал: “Измерьте расстояние до двух этих земель, и к какой из них он окажется ближе, той и будет принадлежать. Измерив, они обнаружили, что он ближе к той земле, к которой стремился, и его забрали с собой ангелы милости”. аль-Бухари, 3470; Муслим, 2766.

В другой версии этого хадиса, приводимой в “Сахихе” 16 (сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): "И (поскольку) он оказался на пядь ближе к тому селению(где жили) праведные, то был причислен к жившим там".

В другой версии этого хадиса, приводимой в “Сахихе” 17 (сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): "И Аллах Всевышний внушил (одной части части земли) отдалиться, а другой - приблизиться, после чего сказал:Измерьте (расстояние) до них”. И они обнаружили, что он на пядь ближе к этой 18, и (тогда его прегрешения) были ему прощены".

В другой версии этого хадиса, приводимой в “Сахихе” 19 (сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): " … и сердцем своим он стремился к ней 20".
_____________________________
15. Подразумевается, что он отправился туда после того, как принёс покаяние Аллаху.
16. Имеется в виду “Сахих” Муслима.
17. Имеется в виду “Сахих” аль-Бухари, но данная версия приводится и Муслимом.
18. То есть: к той земле, к которой он стремился.
19. Имеется в виду “Сахих” Муслима.
20. Подразумевается, что он продолжал стремиться к этой земле до самой смерти.


21. Передается от ‘Абдуллаха бин Ка’ба бин Малика, являвшегося тем сыном Ка’ба который стал для него поводырём, когда он ослеп, что он слышал, рассказ Ка’ба бин Малика о том, как он остался (в Медине, не приняв участия) в походе на Табук вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Ка’б сказал: "Я не пропустил ни одного военного похода (в котором принимал участие) посланник Аллаха 21 (мир ему и благословение Аллаха) за исключением похода на Табук. Впрочем, я не был с ним и во время битвы при Бадре 22, однако (тогда) никто из оставшихся не подвергся порицанию, поскольку посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выступил (из Медины) вместе с (другими) мусульманами только для того, чтобы (захватить торговый) караван курайшитов, а Аллах свёл их с врагами (с которыми они не договаривались об этом. Кроме того) я был вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в ночь Акабы 23, когда мы дали клятву на верность исламу, и я бы не променял Акабу на битву при Бадре, несмотря на то, что что битва при Бадре пользуется среди людей большей известностью 24.
Что касается моей истории, когда я не пошёл вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в поход на Табук, то, поистине, никогда я не был столь силён и хорошо обеспечен, как в то время, когда я не пошёл с ним в этот поход. Клянусь Аллахом, до этого никогда не имел я двух верблюдиц, но ко (времени) этого похода они у меня были. Что же касается посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) то желая выступить в поход (против кого-либо), он обязательно скрывал 25 (свои истинные намерения, показывая, что намеревается предпринять) другой поход. (Так было и на сей раз, и это продолжалось) до тех пор, пока не настало время этого похода, в который посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выступил в страшную жару и в котором его ждали дальний путь, безводная пустыня и множество врагов. И он разъяснил мусульманам суть дела 26, чтобы они могли подготовиться к этому походу, а потом объявил им, куда именно он хотел направиться, и с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было так много мусульман, что количество их не поддавалось учёту
".

Ка’б cказал: "Те немногие, кто не пожелал появиться 27, считали, что об этом никто не узнает, однако (это продолжалось лишь) до тех пор, пока о таком человеке не ниспосылалось откровение от Аллаха Всевышнего. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выступил в этот поход в то время, когда плоды уже созрели, а (деревья) давали приятную тень, которая притягивала меня. И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вместе с другими мусульманами готовился (к этому походу), я же начал выходить (из дома) по утрам, чтобы готовиться вместе с ними, однако возвращался, ничего не сделав и говоря себе: “Я могу сделать это, если захочу”. И я продолжал поступать таким образом в то время как другие продолжали серьёзно (готовиться к выступлению). В конце концов посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) утром двинулся в путь вместе с (другими) мусульманами, а я так ничего и не сделал. Тогда я (снова) вышел утром и вернулся, ничего не сделав (для подготовки), и пока я находился в подобном положении (участники похода), которые двигались быстро, успели уйти уже далеко, а я решил двинуться в путь и догнать их. О если бы мне удалось сделать это! Однако это было мне не суждено. И когда после отъезда посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) я появлялся среди людей, меня всегда огорчало то, что я не встречал подобных себе 28, если не считать тех, кого обвиняли в лицемерии, или же тех слабых, которых оправдал Аллах Всевышний.
Что же касается посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) то он не вспоминал обо мне, пока не достиг Табука, а когда он уже находился там и сидел в окружении людей, то спросил: “А что сделал Ка’б бин Малик?”. Один человек из племени бану салима сказал: “О посланник Аллаха, задержали его две его одежды 29 и его высокомерие”. Тогда Му’аз бин Джабаль сказал: “Как плохо ты сказал! Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, нам известно о нём только хорошее!”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ничего не сказал и в этот момент он увидел в полуденном мареве какого-то человека в белых одеждах. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Должно быть, это Абу Хайсама”, - и действительно, это был Абу Хайсама аль-Ансари, тот самый, которого лицемеры стали высмеивать за то, что он пожертвовал только один са’ 30 фиников
". 31

Ка’б сказал: "А когда я узнал о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) уже возвращается из Табука, меня охватила сильная скорбь и я стал придумывать ложные (оправдания), говоря (себе): “Как мне избежать его гнева завтра?”, - и обращаясь за помощью в этом к каждому мудрому из членов своей семьи. Когда же (люди) стали говорить, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) находится уже совсем близко (от Медины, всё) ложное ушло от меня 32, я понял, что мне ни за что не спастись от (его гнева) с помощью лжи, и решил сказать правду.
Утром посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вернулся (в Медину), а когда он возвращался после какой-нибудь поездки, то обычно прежде всего приходил в мечеть, совершал молитву в два рак’ата, а потом (некоторое время) сидел там с людьми. И когда он сделал всё это, к нему явились люди, оставшиеся (в Медине), которые принялись оправдываться, подкрепляя свои оправдания клятвами. Таких набралось более восьмидесяти человек, и он принял их оправдания и клятвы, обратился к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он простил их, и предоставил Аллаху судить об их сокровенных мыслях. А потом к нему подошёл я и когда я приветствовал его, он улыбнулся улыбкой человека, скрывающего свой гнев, и сказал: “Подойди”. И тогда я подошёл (ближе) и сел перед ним, а он спросил: “Что заставило тебя остаться? Разве ты не купил верблюдов
?”.

(Ка’б) сказал: "Я сказал: “О посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, если бы сидел я сейчас перед любым другим человеком, то думаю, что смог бы избежать его гнева с помощью (ложных) оправданий, ибо я наделён красноречием, но, клянусь Аллахом, я понял, что если сегодня я солгу тебе, а ты удовлетворишься этим, то Аллах всё равно сделает так, что уже скоро ты разгневаешься на меня 33. Если же я скажу тебе правду, ты разгневаешься на меня за это (уже сейчас), но я надеюсь, что за это 34 Аллах Всемогущий и Великий (приведёт) меня к благому исходу! Клянусь Аллахом, нет у меня никаких оправданий, и клянусь Аллахом, когда я остался, был я силён и обеспечен как никогда!”.

Ка’б сказал: "Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Что касается этого, то он сказал правду. Вставай же (и жди), пока Аллах не примет о тебе решения”. И (после этого) ко мне устремились люди из племени бану салима, которые последовали за мной и стали говорить мне: “Клянёмся Аллахом, раньше мы не знали за тобой никаких грехов, и ты оказался не в состоянии оправдаться перед посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) так же, как это сделали другие оставшиеся, а ведь для (того, чтобы искупить твой грех) посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) достаточно было бы обращения к Аллаху с мольбой о твоём прощении!”.

(Ка’б) сказал: "И клянусь Аллахом, они продолжали упрекать меня (так сильно, что в конце концов) мне захотелось вернуться к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказать ему, что я говорил неправду, а потом я спросил их: “А случилось ли ещё с кем-нибудь то же, что и со мной?” 35. Они сказали: “Да, ещё двое сказали то же, что говорил ты, и им было сказано то же самое, что сказали тебе”.

(Ка’б) сказал: "Я спросил: “Кто же эти двое?”. Они сказали: “(Это -) Мурара бин Раби’а аль-’Амири и Хиляль бин Умаййа аль-Вакифи”.

(Ка’б) сказал: "(Сказав это) они назвали мне (имена) двух праведных людей, принимавших участие в битве при Бадре, и я сказал: “Мне следует брать с них пример”.

(Ка’б) сказал: "И после того, как они назвали мне (имена) этих двоих, я решил (ничего не менять) 36. Что же касается посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) то изо всех оставшихся (в Медине) он запретил (людям) разговаривать только с нами тремя".

(Ка’б) сказал: "И люди стали сторониться нас (или же он сказал: "…и люди изменили своё отношение к нам…") и даже земля (на которой я жил) стала для меня неузнаваемой, ибо это была не та земля, которую я знал (прежде). В подобном положении мы провели пятьдесят дней. Что касается двух моих товарищей, то они проявляли смирение, сидели у себя дома и плакали, я же был моложе и сильнее их и поэтому я выходил (из дома), принимал участие в молитвах вместе с (другими) мусульманами и ходил по рынкам, и никто не разговаривал со мной! И я подходил к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приветствуя его, когда он сидел среди людей после молитвы, и спрашивая себя: “Пошевелил ли он своими губами в ответ на моё приветствие или нет?”. А потом я молился рядом с ним, украдкой посматривая на него, и когда я был занят молитвой, он смотрел на меня, когда же я поворачивался в его сторону, он отворачивался от меня.
(Однажды) когда я провёл уже много времени, сталкиваясь с подобной отчуждённостью со стороны мусульман, я (вышел из дома и) шёл (пока не добрался до) ограды сада Абу Катады, моего двоюродного брата, которого я любил больше всех людей. Забравшись на эту ограду, я обратился к нему с приветствием, и клянусь Аллахом, он не ответил на моё приветствие! Тогда я сказал ему: “О Абу Катада, заклинаю тебя Аллахом, (скажи) известно ли тебе о том, что я люблю Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует?”. Он промолчал, а я снова стал заклинать его Аллахом, но он хранил молчание. Я ещё раз повторил свои слова, и на этот раз он сказал: “Аллах и Его посланник знают об этом лучше!”. Тогда мои глаза наполнились слезами, и я вернулся, снова перебравшись через ограду.
А проходя по рынку Медины (некоторое время спустя), я вдруг услышал, как один из крестьян Шама, которые были христианами и привозили в Медину продовольствие на продажу, говорит: “Кто отведёт меня к Ка’бу бин Малику?”. И люди указывали ему на меня до тех пор, пока он не подошёл ко мне, вручив послание от правителя из числа гассанидов 37. Я был писцом и прочёл это послание, и оказалось, что там (было написано следующее): “А затем 38: Поистине, дошло до нас, что твой друг 39 стал чуждаться тебя, однако Аллах не допустит, чтобы тобою пренебрегали или ущемляли твои права. Присоединяйся же к нам, и мы утешим тебя!”. Прочитав это послание, я сказал (себе): “И это тоже испытание”, - после чего подошёл к печи и разжёг им в ней огонь.
Откровение Аллаха всё не приходило, а когда прошло сорок дней из пятидесяти, ко мне неожиданно явился посланец от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) который сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велит тебе не приближаться к твоей жене!”. Я спросил: “Я должен развестись с ней? Или мне надо поступить как-нибудь иначе?”. Он сказал: “Нет, просто сторонись её и ни в коем случае не приближайся к ней!”. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) через посланца велел двум моим товарищам сделать то же самое. Тогда я сказал своей жене: “Отправляйся к своим родителям и оставайся у них, пока Аллах не вынесет Своё решение по этому делу”.
А потом к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришла жена Хиляля бин Умаййи, которая сказала ему: “О посланник Аллаха, поистине, Хиляль бин Умаййа - беспомощный старик, так неужели же ты не хочешь, чтобы я служила ему?”. Он сказал: “Нет (ты можешь служить ему), но он ни в коем случае не должен приближаться к тебе!” 40. (На это) она сказала: “Клянусь Аллахом, он ни о чём и не помышляет, и клянусь Аллахом, с тех пор, как это началось и до сих пор он только и делает, что плачет!”.
После этого один из членов моей семьи сказал мне: “Обратился бы и ты к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с просьбой разрешить твоей жене (прислуживать тебе), ведь он разрешил делать это жене Хиляля бин Умаййи”. (В ответ) я сказал: “Не стану я обращаться к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с такой просьбой, ибо не знаю, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) скажет на это, ведь я ещё молод!”.
И я оставался в подобном положении ещё десять ночей, так что когда они истекли, прошло уже пятьдесят ночей с тех пор, как людям было запрещено разговаривать с нами. А после того, как на исходе пятидесятой ночи я совершил утреннюю молитву на крыше одного из наших домов и сидел там, пребывая в том состоянии, о котором упомянул Аллах Всевышний 41, и душа моя сжималась, а земля казалась тесной, несмотря на её обширность, я неожиданно услышал голос человека, забравшегося на гору Саль’ 42 и кричавшего оттуда во весь голос: “О Ка’б бин Малик, радуйся!”. (Услышав это) я склонился в земном поклоне, так как понял, что пришло облегчение. (И действительно, оказалось, что) во время утренней молитвы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) объявил (людям) о том, что Аллах Всемогущий и Великий принял наше покаяние, после чего люди поспешили донести до нас эту радостную весть. (Некоторые из них) направились к двум моим товарищам, а ко мне поскакал всадник. Но ко мне поспешил также и (другой человек) из племени аслам, который взобрался на гору и голос которого оказался быстрее коня. А когда тот человек, голос которого я услышал, сам пришёл ко мне с этой радостной вестью, я снял с себя обе свои одежды и надел их на него в знак благодарности за это. Клянусь Аллахом, в то время у меня ничего другого из одежды не было, и поэтому я одолжил две одежды 43, надел их и отправился к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) а по пути люди встречали меня толпами, поздравляя меня с тем (что Аллах принял моё) покаяние и говоря мне: “Во благо тебе то, что Аллах принял твоё покаяние!”.
Войдя в мечеть, я увидел посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сидевшего там в окружении людей. Что же касается Тальхи бин ‘Убайдаллаха, то он вскочил (со своего места), бросился ко мне и стал пожимать мне руки и поздравлять меня. Клянусь Аллахом, никто из мухаджиров 44, кроме него, не встал, и Ка’б никогда не забудет этого Тальхе
!".

Ка’б сказал: "А после того, как я приветствовал посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) он сказал: “Радуйся лучшему из дней твоих с тех пор, как мать твоя родила тебя!”, - и лицо его при этом сияло от радости. Я спросил: “Это от тебя, о посланник Аллаха, или же от Аллаха?” 45, - (на что) он ответил: “Нет, это - от Всемогущего и Великого Аллаха!”. Когда посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) что-нибудь радовало, лицо его озарялось и становилось подобным кусочку луны, о чём всем нам было известно. Сев перед ним, я сказал: “О посланник Аллаха, в (знак благодарности за то, что) моё покаяние (было принято) я хочу раздать всё своё имущество бедным ради Аллаха и посланника Его!”. (На это) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Оставь часть его себе, ибо это будет лучше для тебя”. Тогда я сказал: “Я оставлю за собой мою долю Хайбара” 46. И я сказал также: “О посланник Аллаха, поистине, Аллах спас 47 меня только благодаря (тому, что я сказал) правду, и (в знак благодарности за то, что) моё покаяние (было принято) я до самой смерти не буду говорить ничего, кроме правды!”.
И клянусь Аллахом, с тех пор, как я сказал это 48 посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) я не слышал о том, чтобы Аллах Всевышний оказал бы кому-либо из мусульман такое же великое благодеяние, какое Он оказал мне 49, и клянусь Аллахом, с тех пор, как я сказал это посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и до сего дня я ни разу не солгал намеренно. И, поистине, я надеюсь, что Аллах Всевышний упасёт меня от этого и в дальнейшем
!".

(Ка’б) сказал: "И Аллах Всевышний ниспослал (такие аяты):

Аллах обратился 50 к пророку, и мухаджирам и ансарам, которые последовали за ним в трудный час 51 после того, как сердца некоторых из них едва не отклонились 52, (однако) потом Он обратился (и) к ним 53. Поистине, по отношению к ним Он - Сострадательный, Милосердный.
(И Он обратился также и к тем) троим, которые были оставлены 54. После того, как (охватила их такая скорбь, что) земля со всеми её просторами стала для них тесной, и сжались их души и они решили, что нет убежища от Аллаха, кроме (обращения) к Нему, Он обратился к ним, чтобы они приносили покаяние (и впредь) Поистине, Аллах - Он Приемлющий покаяние, Милосердный!
О те, кто уверовал, бойтесь Аллаха и будьте вместе с правдивыми
!”. 55

Ка’б сказал: "Клянусь Аллахом, после того, как Аллах указал мне путь к исламу, наибольшим благодеянием, которое Он оказал мне, стало то, что я был правдив с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и не солгал ему (поскольку в таком случае) я бы погиб, как погибли те, которые солгали, ведь, поистине, ниспослав откровение, Аллах Всевышний сказал о лгавших наихудшее из того, что говорил Он о ком бы то ни было.
Аллах Всевышний сказал
:

Они станут клясться вам Аллахом, когда вы вернётесь к ним, чтобы вы отступились от них, так отступитесь же от них, ведь, поистине, они - скверна 56, а убежищем для них станет ад в качестве воздаяния за то, что они совершали.
Они станут клясться вам, чтобы вы остались довольны ими, но если даже вы и останетесь довольны ими, то Аллах, поистине, не будет доволен людьми нечестивыми
!” 57.

Ка’б сказал: "Мы трое были оставлены в отличие от тех, клятвы которых принял посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) когда они клялись ему, и для которых просил прощения у Аллаха. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) откладывал (решение) нашего дела до тех пор, пока Сам Аллах Всевышний не вынес Своего решения об этом, и об этом Аллах Всевышний сказал:

"(И Он обратился также и к тем) троим, которые были оставлены" 58.

(Имеющееся в этом аяте) упоминание о том, что мы были оставлены, касается не того, что мы остались (в Медине и не приняли участия) в походе, а того, что (пророк (мир ему и благословение Аллаха)) оставил нас, отложив решение нашего дела, в отличие от тех, кто клялся ему и оправдывался перед ним и чьи оправдания он принял". аль-Бухари, 4418; Муслим, 2769.

В другой версии (этого хадиса сообщается, что Ка’б сказал): "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выступил в поход на Табук в четверг и он вообще любил отправляться в путь по четвергам".

В третьей версии (этого хадиса сообщается, что Ка’б сказал): "И (пророк (мир ему и благословение Аллаха)) возвращался из своих поездок только днём, а именно - утром (духа) 59".
_____________________________
21. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принимал участие в двадцати семи военных походах мусульман и лично сражался с врагами в девяти сражениях.
22. Бадр - название местности в 150 километрах к юго-западу от Медины, где было несколько колодцев. 15 или 17 марта 624 года там состоялось сражение между мусульманами и превосходящими силами курайшитов, в котором мусульмане одержали свою первую крупную военную победу. Все участники этого сражения в дальнейшем пользовались особым уважением и почётом.
23. Название места в окрестностях Мекки, где в 620 (“первая Акаба”) и в 621 году (“вторая Акаба”) пророк (мир ему и благословение Аллаха) тайно встречался со своими сторонниками (ансарами) из Медины. В данном случае речь идёт о “второй Акабе”.
24. Ка’б ставил участие во “второй Акабе” выше участия в битве при Бадре, поскольку встреча в Акабе состоялась ещё до переселения пророка (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Медину.
25. От врагов.
26. То есть: объявил открыто об истинной цели похода.
27. То есть: принять участие в походе вместе с другими.
28. Иначе говоря, не принявших участие в этом походе.
29. Имеется в виду дорогая одежда.
30. Са’ - мера объёма для сыпучих тел. Канонический са’ равен 4,2125 литра.
31. Лицемеры высмеивали всех бедняков, которые имели возможность делать только скромные пожертвования во время подготовки войска к походу на Табук.
32. Ка’б имеет в виду, что он решил отказаться от ложных оправданий.
33. То есть: Аллах укажет тебе на то, в чём я солгал, и я всё равно не смогу избежать твоего гнева.
34. То есть: за то, что я скажу правду.
35. То есть: а нашлись ли ещё такие люди, которые честно признались, что их поступку нет заслуживающих внимания оправданий?
36. То есть: не отказываться от своих слов.
37. Гассаниды - арабские князья, под властью которых находились земли от Евфрата до Акабского залива на Красном море на территории Шама.
38. Обычно эти слова ставились после приветствий и благопожеланий.
39. Имеется в виду пророк (мир ему и благословение Аллаха).
40. То есть: он не должен спать с тобой.
41. Имеется в виду, что упоминание об этом есть в Коране.
42. Гора Саль’ находится в окрестностях Медины.
43. Ка’б одолжил эти две одежды у вышеупомянутого Абу Катады.
44. Мухаджиры - мусульмане, переселившиеся из Мекки в Медину вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха).
45. Ка’б спрашивает, от кого исходит прощение?
46. Имеется в виду принадлежавший Ка’бу земельный надел в оазисе Хайбар.
47. То есть: избавил меня от клейма позора за то, что я не принял участия в походе без уважительных причин.
48. Имеется в виду обещание Ка’ба говорить только правду.
49. Здесь имеется в виду, что Аллах облегчил Ка’бу выполнение этого обещания.
50. То есть: оказал им милость и принял их покаяние.
51. Речь идёт о походе на Табук, проходившем в трудных условиях.
52. Здесь имеются в виду те люди, которые из-за всевозможных трудностей едва не склонились к тому, чтобы отказаться от участия в походе на Табук.
53. То есть: укрепил их, в результате чего они выполнили свой долг.
54. Имеются в виду Ка’б бин Малик, Хиляль бин Умаййа и Мурара бин ар-Раби’, решение о которых было принято пророком (мир ему и благословение Аллаха) не сразу, а только после ниспослания данного аята, где сообщалось, что Аллах принял их покаяние.
55. “Покаяние”, 117 - 119.
56. Имеется в виду, что такие люди нечисты во всех отношениях.
57. “Покаяние”, 95 - 96.
58. “Покаяние”, 118.
59. Так называется период времени, начинающийся с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья, и продолжающийся почти до полудня.


22. Передается от Абу Нуджайда Имрана бин аль-Хусайна аль-Хуза’и что однажды к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) явилась одна женщина из племени джухайна, забеременевшая в результате прелюбодеяния, которая сказала ему: “О посланник Аллаха, я совершила то, что требует наказания 60, так подвергни же меня (этому наказанию) 61!”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) призвал к себе её опекуна и сказал (ему): “Обращайся с ней хорошо 62, а когда она родит, приведи её ко мне”. (Этот человек так) и сделал, (а когда после родов он привёл её) пророк (мир ему и благословение Аллаха) отдал соответствующее распоряжение 63 и одежду на ней крепко затянули 64, потом по его приказу её подвергли побиванию камнями, а потом он совершил по ней заупокойную молитву. После этого ‘Умар спросил его: “О посланник Аллаха, ты молишься по ней (несмотря на то, что) она совершила прелюбодеяние?!”. (В ответ ему пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Она принесла такое покаяние, которое охватило бы собой семьдесят (человек) из числа жителей Медины 65, будь оно поделено меж ними! Неужели ты считаешь (что она могла сделать нечто) более достойное, чем пожертвовать собой ради Аллаха Всемогущего и Великого 66?!”. Муслим, 1696.
_____________________________
60. Эта женщина имела в виду, что она совершила такое преступление, на которое имеется указание в Коране, в силу чего оно подлежит обязательному наказанию (хадд).
61. Подобная просьба объяснялась тем, что она решила искупить свой грех и понести наказание за него в этом мире, а не в мире вечном.
62. Отдав такое веление, пророк (мир ему и благословение Аллаха) по достоинству оценивший раскаяние этой женщины, оградил её от проявлений гнева её родственников.
63. Имеется в виду распоряжение подготовить её к смертной казни через побивание камнями (раджм).
64. То есть: крепко завязали её концы, чтобы во время казни она не могла раскрыться.
65. Имеется в виду, что покаяние этой женщины было столь искренним, что его хватило бы для того, чтобы искупить грехи семидесяти грешников или лицемеров.
66. То есть: не пожалеть своей жизни, чтобы снискать благоволение Аллаха и заслужить Его прощение.



23. Передается от Ибн ‘Аббаса и Анаса бин Малика что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Если бы заимел человек (целое) вади, полное золота, то пожелал бы иметь ещё два, и никогда не наполнит утробу его ничто, кроме земли, а Аллах примет покаяние тех, кто покается 67". аль-Бухари, 6436, 6437; Муслим, 1049 (от ибн ‘Аббаса); аль-Бухари, 6439; Муслим, 1048 (от Анаса).
_____________________________
67. Имеется в виду, что Аллах простит тех, кто принесёт Ему покаяние за свою алчность и прочие порочные устремления.


24. Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Аллах Всевышний, слава Ему, улыбнётся двоим 68, один из которых убьёт другого (после чего) оба они войдут в рай. Этот 69 станет сражаться на пути Аллаха и будет убит, (а) потом Аллах простит убившего, он примет ислам и погибнет в сражении за веру". аль-Бухари, 2826; Муслим, 1890.

_____________________________
68. То есть: окажет милость Свою.
69. Имеется в виду мусульманин.



Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения