Красота и достоинство таухида
ФОРУМ ЗАКРЫТ!!
Красота и достоинство таухида
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Красота и достоинство таухида

Мудрые высказывания
сура аль-Фатиха (тафсир имама аль-Багауи) E39450899e0f2c8023ea26ab83e884cd
Са’ид ибн Джубайр, Хасан аль-Басри и Суфьян ас-Саури говорили: “Не будут приняты слова, кроме как с делами. И не будут приняты слова и дела, кроме как с правильными намерениями. И не будут приняты слова, дела и намерения, кроме как в соответствии с Сунной”. аль-Лялякаи в “И’тикъаду ахли-Ссунна” 1/57, Ибн аль-Джаузи в “Тальбису Иблис” 9, аз-Захаби в “Мизануль-и’тидаль” 1/90


Шейх Ибн Къасим говорил:
“В призыве к Аллаху (да’уа) необходимы два условия: первое, чтобы призыв совершался только ради Аллаха, и второе, чтобы призыв соответствовал Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). И тот, кто испортил первое, стал многобожником, а тот, кто испортил второе, стал приверженцем нововведений!” См. “Хашия Китаб ат-таухид” 55.


Имам Малик говорил:
“Клянусь Аллахом истина лишь одна и два противоречащих друг другу мнения, одновременно правильными быть не могут!” См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/82.


Имам аш-Шафи’и:
“Тот, кто требует знание без доказательств, подобен тому, кто собирает ночью дрова, который вместе с дровами берет и змею, жалящую его!” аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 1/211.


Шейх Ибн аль-Къайим сказал:
“Известно, что когда произносится ложь и умалчивается истина – это порождает незнание истины и приводит к заблуждению людей!” См. “ас-Сау’аикъуль-мурсаля” 1/315.

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

сура аль-Фатиха (тафсир имама аль-Багауи)

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Гость


Гость

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
سم الله الرحمن الرحيم


Сура аль-Фатиха

(из тафсира имама аль-Багауи, да будет милостив к нему Аллах)


Хвала Аллаху Господу Миров, мир и благие приветствия пророку Его, Мухаммаду, его семье и сподвижникам до Судного Часа.
Сура аль-Фатиха является великой сурой Курана, размышлять о которой велел и призвал нас Господь сказав:
أَفَلَا يَتَدَبَّرُونَ الْقُرْآنَ أَمْ عَلَىٰ قُلُوبٍ أَقْفَالُهَا

Неужели они не размышляют над Кораном ? Или же на их сердцах затворы ?[1]

أَفَلَا يَتَدَبَّرُونَ الْقُرْآنَ وَلَوْ كَانَ مِنْ عِنْدِ غَيْرِ اللَّهِ لَوَجَدُوا فِيهِ اخْتِلَافًا كَثِيرًا

Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий[2]


Всевышний Аллах призывает нас поразмышлять над тем, что ниспослано в Писании Его, чтобы мы познали суть нашего сотворения, познали Аллаха Господа миров, Его имена и качества, Его проявления в этом мире, Его деяния, нашли отражение этого на сердцах наших, узнали о историях пророков, мир им, о праведниках, которые жили и призывали к Господу Миров, призывали к уединению Его в поклонение и запрещали то, что противоречит этому – а это многобожие, которое не прощается Творцом Всемогущим, узнали как предостерегали посланники Аллаха от козней шайтана (дьявола) проклятого.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, лучше всех понимал слова Аллаха, и был тем, кто доносил их, жил в соответствии с ними, разъяснял их людям – это и было его миссией, как об этом сообщил нам Господь, сказав:
وَأَنْزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ

А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались[3]


Так же его разъясняли те, кто принял от него религию Аллаха, те, кто помог на пути призыва, был верным защитником Сунны и законов Господа.
И нам ничего не остается, кроме как воспользоваться толкованиями ученых этой уммы, которые собрали слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его сахабов, тех кто последовал за ними. И в этом нам пример из слов самого посланника, да благословит его Аллах и приветствует, который указал нам на толкователя Курана, ибну Аббаса, да будет доволен им Аллах, сделав за него ду’а:
اللهم علمه الكتاب

«О Аллах научи его Книге !» [4]
То есть пониманию книги, толкованию аятов Писания.
Или как в другом хадисе:
اللهم فقهه في الدين

«О Аллах сделай его разбирающимся в религии !»[5]

А так же Всевышний утвердил то, что сподвижники – они есть те, кто был на высшем уровне понимание и следования в религии Его, сказав:
قُلْ هَٰذِهِ سَبِيلِي أَدْعُو إِلَى اللَّهِ ۚ عَلَىٰ بَصِيرَةٍ أَنَا وَمَنِ اتَّبَعَنِي ۖ وَسُبْحَانَ اللَّهِ وَمَا أَنَا مِنَ الْمُشْرِكِينَ

Скажи: "Таков мой путь, я призываю к Аллаху. И на знание истинном (на понимании правильном) я и те, кто за мной последовал. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников"[6]


В нашей же работе мы обратимся к тафсиру выдающегося ученого, имама аль-Хусэйна ибну Мас’уда аль-Багауи, да будет милостив к нему Аллах, который жил в 5-6 веке по хиджре и умер в 516 году [7].

Сказал шейх, имам аль-Багауи, да будет милостив к нему Аллах:
«Сура аль-Фатиха. У нее есть три известных имени: «Открывающая Книгу», «Мать Курана», «Семь Повторяющихся».
Названа «Открывающая Книгу» – т.к. Аллах с неё начал (открыл чтение) Куран.
Названа «Мать Курана» или «Мать Писания» - т.к. она основа Курана и с нее он начинается. А «мать вещи» – ее основа, и говорится про Мекку – «Мать Селений» (уммуль-кура), т.к. она основа всех городов (стран), с нее расширяется земля. Так же говорят («Мать Писания»), т.к. с нее начинается чтение сур и она предшествует им, с нее начат мусхаф (книга Курана) и с нее начинается чтение в молитве.
Названа «Семь Повторяющихся» - т.к. в ней семь аятов по единогласному мнению ученых, а повторяющиеся потому, что повторяются в молитве, читается в каждом ракаате.
Сказал Муджахид[8] : «Называется она «аль-масаний»[9] , т.к. Аллах избрал ее для этой уммы и приберег для нее».
Сура эта Мекканская, как сказали большинство.
Сказал Муджахид: «Мединская». Так же сказали, что была ниспослана дважды в Мекке и в Медине, и поэтому и называется аль-масания – парная, двойная. Однако первое мнение более верное, а именно то что она Мекканская, т.к. Всевышний Аллах даровав ее посланнику Своему, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
وَلَقَدْ آتَيْنَاكَ سَبْعًا مِنَ الْمَثَانِي وَالْقُرْآنَ الْعَظِيمَ

Мы даровали тебе семь часто повторяемых сур или аятов и великий Коран [10]

И здесь имеется в виду сура Фатиха, Открывающая Книгу, а сура аль-Хиджр Мекканская, и была она дарована до ниспослания (этого аята)».
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ (1)
الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ (2) الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ (3) مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ (4) إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ (5) اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ (6) صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ
[11]

Сказал шейх, имам аль-Багауи, да будет милостив к нему Аллах:
«Слова Всевышнего: بِسْمِ اللَّهِ – «с именем Аллаха», смысл их «начинаю с именем Аллаха». Имя – это то, чем назван имеет сущность [12] , вид, как сказал Всевышний:
يَا زَكَرِيَّا إِنَّا نُبَشِّرُكَ بِغُلَامٍ اسْمُهُ يَحْيَىٰ لَمْ نَجْعَلْ لَهُ مِنْ قَبْلُ سَمِيًّا

О Закарийа ! Воистину, Мы радуем тебя вестью о мальчике, имя которому Яхйа [13]

Мы не создавали прежде никого с таким именем

Поведал нам Аллах что имя его Яхья, затем призвал его по этому имени…
И Всевышний также назвал Себя именем, и если спросят: «А зачем же Аллах начал со Своего имени ?» Ответь: «Это обучение рабов как нужно начинать чтение (писание)»…
Сказал Всевышний: اللَّهِ – «Аллах».
Сказал аль-Халиль и группа ученых, что это имя Аллаха, только Его, не взято не из какого слова (не производное), как имена рабов, кот. не имеют начала (в языке) [14] , как Зейд, ‘Амр.
Другие же сказали, что оно взято из слова, производное. Некоторые сказали, что из слова «иляхатун» (божественность, божество), т.е. то, чему поклоняются, и ибну Аббас даже читал, да будет доволен им Аллах:
وَيَذَرَكَ و إلالِهَتَكَ

Отречься от тебя и твоей божественности [15]


От «поклонение тебе», т.е. он (Фараон) считал, что только он достоин, чтобы ему поклонялись.
Другие же считали что от слова «илях» - божество, что это основа, как сказал Всевышний:
وَمَا كَانَ مَعَهُ مِنْ إِلَٰهٍ ۚ إِذًا لَذَهَبَ كُلُّ إِلَٰهٍ بِمَا خَلَقَ

и нет наряду с Ним другого бога. В противном случае каждый бог унес бы с собой то, что сотворил [16]


Другие сказали, что взято от слова «уилях» - приближение, что «уау» поменялось на «хамзу», и смысл этого, что рабы Аллаха приближаются к Нему, приближаются к Нему в трудности, ищет убежища у Него в нуждах своих, как ищет убежища ребенок у своей матери…

Слова Всевышнего: الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ – ар-Рахмани ар-Рахиим. Сказал ибну Аббас, да будет доволен им Аллах: «Это два имени легких (мягкий, нежных для слуха) и одно легче другого».
И есть разногласие в понимании их. Есть те, кто сказали, что оба они имеют один смысл, а это обладание милостью, и упоминание их одно за другим сделано с целью указать на величие их в сердцах жаждущих приближение к Аллаху, надеющихся на то, что у Него.
Так же сказали, что смысл их, как бы наделение (милостью) после наделения [17].
Другие же разделили и сказали что ар-Рахман – это в общем значении, ар-Рахиим – в частном. Ар-Рахман – это как Дающий Удел (ар-Раззак), в этом мире всем творениям, а ар-Рахиим – Прощающий в том мире, а прощение в том мире, снисходительность только к верующим в частном порядке.
И поэтому говорится в ду’а: يا أرحم الراحمين – «О Милостивый из всех милостивых», т.е. «О Милостивый в этом мире и в том», и ар-Рахман – это когда милость (рахма) идет от Него ко всем творениям в общем, а ар-Рахиим – это когда идет Его милость к некоторым из творений. И поэтому «рахиим» так же говорится и не Аллаху, однако не говорится «Рахман» кому-то кроме Аллаха !
Ар-Рахман – смысл этого (слова) общий, но само качество оно частное (сыфат только для Аллаха), ар-Рахиим – смысл его частный, однако слово применимо в общем (ко всем, т.е. сыфатом таким может быть описан и человек, как например говорится о пророке в Куране).

Ар-рахма [18] (милость) – это желание Аллаха Всевышнего блага тому, кому оно даровано.
Так же говорят, что это оставление наказания тому, кто его заслуживает и дарование блага тому, кто не заслуживает наказания.
И первое [19] - это качество (сыфат) сущности, а второе [20] - качество действия.

И разногласили в описании аята «тасмия» [21].
Чтецы Медины, Басры и ученые-фукаха Куфы склонились к мнению что «басмала» не из Фатихи, и так же не из других сур, а начинают с нее, желая и надеясь на благодать.
Чтецы Мекки, Куфы, ученые-фукаха Хиджаза склонились к мнению, что она из Фатихи, однако не из других сур, а в них они написана для разделения.
Другая же группа ученых сказала, что она из Фатихи и из других сур, кроме суры Тауба. Это мнение ас-Саурий [22], ибнуль-Мубарака [23], аш-Шафи’ий [24], т.к. она, «басмала» была записана как из суры в других свитках Курана [25].

Ученые единогласны, что Фатиха состоит из семи аятов.
И первый аят тех, кто считал его из Фатихи – это:
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

С именем Аллаха Милостивого Обладающего Милостью

Последний же:
صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ

Путем тех, кому Ты даровал Свою милость, не тех, над кем гнев Твой и не тех, кто впал в заблуждение


Те же, кто не считал ее, «басмалу», из Фатихи, первым аятом считали:
الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

Хвала Аллаху Господу Миров

А последним:
غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ

не тех, над кем гнев Твой и не тех, кто впал в заблуждение …» [26]


Сказал шейх, имам аль-Багауи, да будет милостив к нему Аллах:
«Слова Всевышнего: الْحَمْدُ لِلَّهِ – «Хвала Аллаху», это есть сообщение (хабр), в котором сообщается что только Аллах, Он достоин восхваления, Свят Он и Велик. И в нем обучение для творений, смысл которого: «Говорите: Хвала Аллаху».
Хвала бывает со смыслом благодарности (шукр) за милости, а бывает со смыслом восхваление за то, что есть в нем из благого, из качеств похвальных. Например, говорится: «Я похвалил такого-то за то, что даровано ему из милости», или «Я поблагодарил его знание и смелость». Благодарность не бывает кроме как за милость, а хвала более охватывающее, чем благодарность, и поэтому не говорится: «Я благодарю такого-то за его знание». И каждый, кто восхваляет, он же благодарит, но не каждый, кто благодарит, он восхваляет.
Говорят: «Хвала – она языком говорится, а благодарность – делами совершается [27]».
Сказал Всевышний Аллах:
وَقُلِ الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي لَمْ يَتَّخِذْ وَلَدًا

Скажи: "Хвала Аллаху, Который не взял Себе сына [28]

И сказал так же:
اعْمَلُوا آلَ دَاوُودَ شُكْرًا

О род Дауда ! Трудитесь в знак благодарности [29]


Слова Всевышнего: لِلَّهِ – «Аллаху», форма принадлежности, т.е. «для Аллаха» или принадлежит Аллаху, т.к. Он достоин этого. Как если сказать: «Дом Зейда» [30]

Слова Всевышнего: رَبِّ الْعَالَمِينَ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ – «Господу Миров, Милостивому, Обладающему Милостью».
Слово «рабб» (господин) бывает со смыслом «малик» (обладатель), как говорят, например, владельцу дома (маликуд-дар) – «раббуд-дар». И говорят раббу аш-шай (господин вещи), т.е. та вещь, которой он владеет.
Так же слова «рабб» бывает со смыслом воспитание (тарбия) и исправления (ислах). Говорят: «раба фулян…» - «воспитал такой-то пропажу», т.е. заботился о ней, пока она не вернулась (хозяину) и исправлял ее [31], как, например, врач или добродетель. А Аллах Всевышний Властелин Миров, Тот, Кто заботится о них. И поэтому не говорится творению «ар-рабб» определенно, однако говорится «рабб» без определенности и обобщенности, присоединяя к чему-то еще, т.к. определенность (ال) обобщает, а ведь творение не обладает всем.
Что касается слова: الْعَالَمِينَ – «миров», это от ед. числа «мир», и было разногласие по поводу смысла этого. Сказал ибну Аббас, да будет доволен ими Аллах обоими: «Это джины и люди, т.к. они обязаны исполнять приказы, и Всевышний Аллах сказал, обращаясь к ним:
لِيَكُونَ لِلْعَالَمِينَ نَذِيرًا

чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров » [32]

Сказали Катада [33], Муджахид и аль-Хасан [34], что это все творения. Сказал Всевышний:
قَالَ فِرْعَوْنُ وَمَا رَبُّ الْعَالَمِينَ
قَالَ رَبُّ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَمَا بَيْنَهُمَا

Фараон сказал: "А что такое Господь миров?"
Он сказал: "Господь небес, земли и того, что между ними.. [35]

Т.к. берет свое начало от слова «’алям» - имя нарицательное, «’аляма» - знак, называется так, чтобы показать их принадлежность к сотворенному, что они есть сотворенное (Творцом).
Сказал абу ‘Убейда [36]: «Это четыре общины: ангелы, люди, джины и шайтаны (бесы), производное от «’ильм» - знание, и не говорится животным «миры», т.к. нет у низ разума.

И разногласили в количестве этих миров.
Сказал Са’ийд ибнуль-Мусейиб [37]: «У Аллаха тысяча миров. Шестьсот в море и четыреста на суше».
Сказал Мукатиль ибну Хайан [38]: «У Аллаха восемьдесят тысяч миров. Сорок тысяч в море и сорок тысяч на суше».
Сказал Уахб [39]: «У Аллаха восемнадцать тысяч миров, и этот мир один из них, и нет жизни в развалинах, это как палатка в пустыне».
Сказал Ка’б аль-Ахбар [40]: «Никто не знает счет мирам, кроме Аллаха, сказал Всевышний:
وَمَا يَعْلَمُ جُنُودَ رَبِّكَ إِلَّا هُوَ

И никто не знает войска твоего Господа, кроме Него самого [41]
.. »

Сказал аз-Зуджадж [42]: «Смысл слова «миров» - все что сотворил Аллах, подобно тому как сказал Он:
وَهُوَ رَبُّ كُلِّ شَيْءٍ

Он является Господом всякой вещи … [43]


«Слова Всевышнего : مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ- «Царю в День Суда»
Читали ‘Асым, аль-Кисаию Йа’куб: «Маалики», другие же читали: «Малики». Сказали ученые что смысл их один (вне зависимости от чтения) – Господь (Властелин, Царь), как говорят например «раббуд-дар» - господин дома, т.е. его владелец. Так же говорят что аль-Маалик – это тот, Кто способен создать из ничего виды творений разных, и никто не может сделать этого кроме Аллаха.
Сказал абу ‘Убейд: «Маалик – более полное имеет значение и охватывает все, как например Маалик (Властелин) рабов, птиц, животных, и не говорится Малик (Владеющий) этими вещами, т.к. Властелин – Он тот, кто владеет и распоряжается этими вещами, а владеющий (владелец) может не распоряжаться этим».
Другие же сказали: «Малик (владеющий) более охватывающие, т.к. не каждый Маалик (царь) есть Малик (владеющий), не каждый царь властелин, и это соответствует аятам Курана, как например:
فَتَعَالَى اللَّهُ الْمَلِكُ الْحَقُّ

Превыше всего Аллах, Истинный Царь [44]
الْمَلِكُ الْقُدُّوسُ

Властелина, Святого [45]


Сказал Муджахид: «День Суда - день расчета»
Сказал Всевышний:
ذَٰلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ

Такова религия правая [46]

Сказал Муджахид: «Т.е. воздаяния истинного»,
مَلِكِ النَّاسِ

Царя людей [47]

Сказал ибну ‘Аббас, Мукатиль и ас-Саддий: «Царь в День Суда – Судья Дня Расчета».
Сказал Катада: «День воздаяния».
Все будут рассчитаны по благим делам и скверным, как рассчитываются должники.
Сказал Мухаммад ибну Ка’б аль-Куразый [48]: «Царь в День Суда, в котором не принесет пользы ничего кроме религии».
Сказал Йаман ибну Раббаб [49]: «День принуждения» [50].
Говорят: День подчинения, когда все будут принуждены и унижены (перед Господом Миров).
Конкретизация Дня Суда упоминанием Царя (Властелина) его, хотя Он есть Властелин всех остальных дней, сделана потому, что властелины в этот день потеряют то, чем владели и не будет ни у кого власти кроме власти Его. Сказал Аллах Всевышний:
الْمُلْكُ يَوْمَئِذٍ الْحَقُّ لِلرَّحْمَٰنِ

В тот день власть будет истинной и будет принадлежать только Милостивому [51]

Так же слова:
لِمَنِ الْمُلْكُ الْيَوْمَ ۖ لِلَّهِ الْوَاحِدِ الْقَهَّارِ

Кому же принадлежит власть сегодня? Аллаху, Единственному, Всемогущему [52]

Так же слова:
وَالْأَمْرُ يَوْمَئِذٍ لِلَّهِ

и власть в тот день будет принадлежать Аллаху [53]


И читал абу ‘Амр: «ар-Рахманир-Рахими-Малики…» соединяя два аята …» [54]

«Слова Всевышнего: إِيَّاكَ نَعْبُدُ – «Тебе мы только поклоняемся» - т.е. Тебя уединяем, Тебе подчиняемся, будучи униженными (перед Тобой, осознавая свою ничтожность). Поклонение с подчинением вместе с приниженностью, кротостью. И называется раб рабом, т.к. он унижен, принижен, кроток в подчинении.
Говорят: «Дорога проложенная» - т.е. протоптанная, уложенная, приниженная.

Слова Всевышнего: وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ- «и Тебя мы только просим» - просим у Тебя прощения для рабов Твоих, во всех делах наших.
Прошение стоит после поклонения в этом аяте. Так почему оно идет после поклонения, ведь прошение до поклонения ?
И поэтому делают обязательным подчинение до совершения дел те, кто говорят так. А мы, хвала Аллаху, ставим помощь и прошение вместе с совершением дел (и говорим что это так), и нет разницы, что ставить первым, а что вторым.
Говорят что прошение о помощи – это вид поклонения, и поэтому ставят упоминание общего вперед, затем то, что входит в него.

Слова Всевышнего: اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ – «Веди нас прямым путем» - веди нас и наставь нас.
Сказали ‘Алий и абу ибни Ка’б: «Укрепи нас», как говорят тому кто стоит «стой» пока я не упрусь о тебя, т.е. стой, находись в таком положении в каком ты есть.
И это дуа от верующих, которые идут по прямому пути, смысл которого – прошение укрепление в нем, и чтобы Аллах добавил в этом пути, т.к. ведение по прямому пути и следование ему от Аллаха.
Путь – это то, по чему следуют, идут.
Сказали ибну Аббас, Джабир, да будет доволен ими Аллах: «Путь – это Ислам», так же об этом сказал Мукатиль.
Сказал ибну Мас’уд, да будет доволен им Аллах: «Это Куран».
Передается от Али, да будет доволен им Аллах, от пророка, да благословит Аллах и приветствует: «Прямой путь – это Книга Аллаха» [55].
Сказал Са’ийд ибну Джубэйр [56]: «Путь в Рай».
Сказал Сахль ибну абдиЛлях: «Путь Сунны и Джама’а (общины)».
Сказал Бакр ибну ‘абдиЛлях аль-Музаний [57]: «Путь посланника Аллаха, да благословит Аллах и приветствует».
Сказал абу ‘Алия, аль-Хасан: «Путь посланника Аллаха и его сподвижников».


Слова Всевышнего: صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ – «путем тех, кого Ты облагодетельствовал» - т.е. даровал им прямой путь, помог им в этом.
Сказал ‘Икрима: «Одарил их крепостью в вере и в прямом пути, это пророки, мир им».
Так же говорят: «Это все кого Аллах укрепил в вере, как пророки, верующие, которых Аллах упомянул сказав:
فَأُولَٰئِكَ مَعَ الَّذِينَ أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيْهِمْ مِنَ النَّبِيِّينَ وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاءِ وَالصَّالِحِينَ

Те, кому Аллах даровал из блага Своего как пророки, правдивые, шахиды и праведники [58]

Сказал ибну ‘Аббас: «Это народ Мусы и Исы до того как они изменили свою религию».
Сказал ‘абдуРрахман ибну Зейд [59]: «Они – пророк, да благословит Аллах и приветствует, и те, кто был с ним».
Сказал абуль-‘Алия: «Это семья пророка, да благословит Аллах и приветствует, абу Бакра, Умара, да будет доволен ими Аллах, и ахлюль-бейт (обитатели дома пророка, его приближенные)».
Сказал Шахр ибну Хаушаб [60]: «Это сподвижники пророка, да благословит Аллах и приветствует, и его семья (ахлюль-бейт)».

Слова Всевышнего: غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ – «не тех, на кого пал гнев (Твой)» - т.е. не путем, идущие которым под гневом Аллаха. Гнев – это желание отомстить ослушающимся. Что касается гнева Аллаха, то оно не касается верующих, а касается неверных [61].

Слова Всевышнего: وَلَا الضَّالِّينَ – «и не заблудших» - т.е. и не путем заблудших. Основа заблуждения – это гибель и отчуждение.
Частица «ля» тут имеет смысл «кроме» , путь не заблудших, т.е. кроме их пути.
Умар ибнуль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, читал этот аят:
صراط من أنعمت عليهم غير المغضوب عليهم و غير الضالين

Говорят: «Те над кем гнев – это иудеи, а заблудшие – христиане, т.к. Аллах Всевышний постановил что иудеи под гневом, сказал:
مَنْ لَعَنَهُ اللَّهُ وَغَضِبَ عَلَيْهِ

Это - те, кого Аллах проклял, на кого Он разгневался [62]

А так же сказал о христианах, о их заблуждении:
وَلَا تَتَّبِعُوا أَهْوَاءَ قَوْمٍ قَدْ ضَلُّوا مِنْ قَبْلُ وَأَضَلُّوا كَثِيرًا وَضَلُّوا عَنْ سَوَاءِ السَّبِيلِ

и не потакайте желаниями людей, которые еще раньше впали в заблуждение, ввели в заблуждение многих других и сбились с прямого пути [63]


Сказал Сахль ибну абдиЛлях: «Те, на ком гнев по причине новшеств(в религии), и заблудшие – заблудившиеся от Сунны».

Сунной является для того кто прочитает Фатиху сказать «аамиинь», разделив это от самого чтения суры, и дозволено протянуть это слово как говорят об этом ученые в арабском.
Смысл слова «аамиинь» - о Аллах услышь и ответь !
Сказал ибну ‘Аббас и Катада: «Его смысл – «да будет так».
Сказал Муджахид: «Это имя из имен Аллаха».
Говорят так же: «Это то, что следует из дуа». Так же: «Что это то чем заканчивает Аллах Всевышний для своих рабов защищая их от упущений, ошибок. Как завершение книги, когда делается запретным упущение, неправильность [64] и закрывание того, что в ней (в книге) [65]…»

И в конце имам аль-Багауи, рахимаху Ллах, привел иснад хадиса от абу Хурэйры, да будет доволен им Аллах, кот. передал что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
إِذَا قَالَ الإِمَامُ (غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلاَ الضَّالِّينَ) فَقُولُوا « آمِينَ ».فَإِنَّهُ مَنْ وَافَقَ قَوْلُهُ قَوْلَ الْمَلاَئِكَةِ غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ

«Когда закончит имам говорить «Не тех над кем гнев Твой и не заблудших», скажите вы: «Аамиинь». И если у кого-то из вас это слово совпадет со словом ангелов, то будет ему прощено, то, что было из прегрешений» [66]. Сахих».

Перевод выполнен из книги издательства
«дар ат-Тыйба»
Г. Рияд, КСА
------------------------------------------------
15 октяюря 2011 г.м. – 17 Зуль Ка’да 1432 г.х
перевёл абу Зейнаб


----------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Сура Мухаммад, 24
[2] Сура ан-Ниса, 82
[3] Сура ан-Нахль, 44
[4] Хадис передает имам Бухари, 1/169
[5] Хадис передал имам Бухари, 1/244, так же имам Муслим, 2488
[6] Сура Юсуф, 108
[7] Перевод выполнен с сокращениями, с оставлением грамматического разбора слов в некоторых местах, так же с оставлением упоминаний разногласия в чтение, и разногласий в таджуиде. С примечаниями и пояснениями, так же с кратким упоминанием имен ученых.
[8] Муджахид ибну Джабр аль-Меккий – таби’ин, имам в тафсире и в знании, ученик ибну ‘Аббаса, читал ему тафсир 3 раза, умер в 104 году, прожил 83 года.
[9] المثاني – от слова пара اثنين, или как скажет имам Муджахид, от слова استثنى – выделять, исключать.
[10] Сура аль-Хиджр, 87
[11] Сура аль-Фатиха, 1-7
[12] Сущность Аллаха, такая как подобает только Ему, не похожа на сущности Его творений, совершенна, без недостатков, размышление о ней запретно, как привел в имам ибну Батта, да будет милостив к нему Аллаха, в «ибанатуль-кубра», 2524, слова ибну Аббаса, да будет доволен им Аллах:
«Размышление о всем, кроме размышление о сущности Аллаха, и поистине между Троном Его и седьмым небом семь тысяч (расстояние) света, и Он над всем этим».
Так же имам ибну Батта, в «ибанатуль-кубра», 2209, приводит слова Шарийка, да будет милостив к нему Аллах: «Неверие в Аллаха – разговор о сущности Аллаха».
[13] Сура Марьям, 7
[14] Как имя Зейнаб и ему подобные, кот. не образованы от слова, не являются производным слова, как например имя Мухаммад является производным от слова «хвалить» - حمد (хамада).
[15] Сура аль-А’раф, 127
В чтение Курана в передачи Хафс от ‘Асымы, кот. мы читаем приходит:
وَيَذَرَكَ وَآلِهَتَكَ

отречься от тебя и твоих богов

О фараоне и пророке Муса, мир ему.
[16] Сура аль-Муминун, 91
[17] Увеличение милости по отношению к рабам.
[18] Транскрипция слов с арабского сделана для лучшего понимания смысла самого слова, и для правильного произношения его.
[19] Т.е. в имени ар-Рахман
[20] Т.е. в имени ар-Рахиим
[21] Аят «басмала», т.е. бисми Лляхи ар-Рахмани ар-Рахиим
[22] Суфьян ибну Са’ид ибну Масрук ас-Саурий – ученый Куфы, великий имам, факых, хафиз, из числа последователей таби’инов. Умер в 161 г.х., было ему 64 года.
[23] ‘АбдуЛлах ибнуль-Мубарак аль-Маруазий – ученый, имам, факых мира, великий муджахид, в нем собралось много блага. Умер в 181 г.х., ему было 63 года.
[24] Мухаммад ибну Идрис аш-Шафи’ий – ученый Мекки, затем переехал в Миср, имам, муджаддид, факых. Умер в 204 г.х., было ему 54 года.
Здесь была информация об этом великом ученом: viewtopic.php?f=26&t=3272
[25] Т.е. записана руками в других мусхафах.
[26] Далее имам аль-Багауи, да будет милостив к нему Аллах, разобрал доводы сторон в отношение «басмалы», кто желает узнать подробнее этот вопрос, тема обсуждалась тут: viewtopic.php?f=6&t=557
[27] Как делами сердца, так и ответными действиями.
[28] Сура аль-Исра, 111
[29] Сура Саба, 13
[30] Принадлежность частицей «лям» - ل
[31] Т.е. как например, нашедший овцу, заботится о ней, и если она заболеет, то лечит ее, исправляет ее положение и состояние.
[32] Сура аль-Фуркан, 1
Т.е. для миров джинов и людей, т.к. пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказано было ему призывать джинов и людей.
[33] Катада – ученый Басры, опора в знании, из числа таби’инов, говорят родился слепым. Умер примерно в 110 г.х., может позже.
[34] Аль-Хасан аль-Басрий – великий ученый, таби’ин, факых, имам. Умер 110 г.х., было ему около 90 лет
[35] Сура аш-Шу’ара, 23-24.
[36] Абу Убейда ибну ‘абдуЛлах ибну Мас’уд – ученый Куфы, из первых таби’инов, более правильным мнением является что он не слышал от своего отца хадисы. Умер после 80 г.х.
[37] Са’ийд ибнуль-Мусейиб – великий имам, ученый, из первых таби’ин, «один из самых знающих среди них и нет того кто более его обширен был в знание», как сказал ибнуль-Мадиний. Умер после 90 г.х., было ему примерно 80 лет.
[38] Мукатиль ибну Хайан ан-Набтый – ученый, имам, правдивый, из последователей таби’инов. Умер до 150 г.х. на земле Индии.
[39] Уахб ибну Мунаббих ибну Ка’б аль-Йаманий – ученый, имам, из таби’инов. Умер после 110 г.х.
[40] Ка’б аль-Ахбар, Ка’б ибну Мати’ аль-Хумайрий – ученый Шама родом из Йемана, из первых таби’инов. Умер в конце правления ‘Усмана, да будет доволен им Аллах
[41] Сура аль-Мудассир, 31.
[42] Аз-Зуджадж абу Исхак Ибрахиим ибну Мухаммад ас-Сарий – имам в арабском, ученый Басры. Умер в 311 г.х.
[43] Сура аль-Ан’ам, 164.
[44] Сура ТаХа, 114
[45] Сура аль-Хашр, 23
[46] Сура ат-Тауба, 36
[47] Сура ан-Нас, 2
[48] Мухаммад ибну Ка’б, абу Хамза аль-Куразый , аль-Мадиний – ученый, правдивый, надежный в передачи, из числа таби’инов, отец его был из числа тех кто не был наказан из племени бану Курайза. Родился в 40-ом г.х., а умер в 120 г.х. или раньше, жил в Куфе.
[49] Йаман ибну Раббаб – сказал о нем ад-Даракутний: [color=#000080]«Слабый передатчик, из хуариджей»
[50] Т.е. день в котором все будут представлены для Суда, и не кому не будет дана отсрочка.
[51] Сура аль-Фуркан, 26.
[52] Сура Гафир, 16.
[53] Сура аль-Инфитар, 19.
[54] И далее имам аль-Багауи, рахимаху Ллах, разъяснил, как делается идгъам в аятах Курана.
[55] Приводит имам ат-Табари в своем тафсире, 1/181-182, сообщение это назвал слабым шейх Ахмад Шакир в примечание к этому тафсиру.
[56] Са’ийд ибну Джубэйр аль-Асдий, аль-Куфий – ученый, имам, факых, надежный передатчик, твердый в знании, из числа больших таби’инов. Был убит при Хаджадже в 95 г.х., ему не было 50 лет.
[57] Бакр ибну абдиЛлях аль-Музаний – ученый Басры, имам, надежный и стойкий в передаче, из числа таби’инов. Умер в 106 г.х.
Сказал Бакр аль-Музаний про ибну Сийрина: «Кто хочет посмотреть на набожного, богобоязненного из тех кого мы застали, то пусть посмотрит на Мухаммада ибну Сийрина».
[58] Сура ан-Ниса, 69.
[59] абдуРрахман ибну Зейд ибнуль-Хаттаб аль-‘Адауий – родился при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, умер после 60 г.х.
[60] Шахр ибну Хаушаб аль-Аш’арий аш-Шамий – ученый таби’ин, правдивый, умер 112 г.х.
[61] Это из справедливости и мудрости Аллаха, из Его великих и совершенных качеств божественных. Гнев – это качество из качеств, которым Аллах описал Себя, оно совершенно, когда встречает тех, кто достоин его.
[62] Сура аль-Маида, 60.
[63] Сура аль-Маида, 77.
[64] Т.е. когда заканчивает человек книгу, то пишет там о возможных упущениях, чтобы отдалиться от ошибок сделанных им в этой книге и вернуть все к истине, как например: «Все ошибки от меня, а истина от Аллаха».
[65] Чтобы никто уже не смог добавить туда от себя, и это мешает подлогу и т.п.
[66] Хадис сахих, приводят его имам Ахмад, 2/233, имам Бухари, 2/262, имам Муслим, абу Дауд и другие.

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

Ассалям алейкум ва рахматуЛЛаги ва баракатух!

Игроб Суры Аль-Фатиха:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения