Красота и достоинство таухида
***ПРОВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ ВАШЕГО Е-МАЙЛА***

Ассалям алейкум ва рахматуЛЛахи ва баракатух!

Данный форум обучающе-воспитательного характера предназначен ТОЛЬКО для сестёр-мусульманок.

Просьба к братьям:

БОЙТЕСЬ АЛЛАХА И НЕ РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ НА ЭТОМ ФОРУМЕ

Напоминание сёстрам: зарегистрировавшись на данном форуме, вы заключили соглашение на выполнение правил форума. СОБЛЮДАЙТЕ ИХ И

ПРОВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ ВАШЕГО Е-МАЙЛА, УКАЗАННОГО НА ФОРУМЕ!

А также проверяйте спам в ваших е-майлах: часто е-майл, сообщающий об открытии вам доступа к форуму, попадает в спам.

баракаЛЛаху фикум!
Красота и достоинство таухида

Последние темы

» Украшение искателя знаний
автор UmmFatima Ср 11 Июл 2018, 05:35

» сурат-уль-фииль (105)
автор UmmFatima Вс 01 Июл 2018, 11:41

» сурат-къурейш (106)
автор UmmFatima Вт 05 Июн 2018, 07:41

» сурат-уль-маа*ун (107)
автор UmmFatima Вс 03 Июн 2018, 11:07

» сурат-уль-каусер (108)
автор UmmFatima Вс 03 Июн 2018, 10:10

» Сура аль Фатиха. Тафсир шейха Усаймина (на арабском)
автор UmmFatima Вс 03 Июн 2018, 07:18

» сурат-уль-кафируун (109)
автор UmmFatima Вс 03 Июн 2018, 07:05

» сурат-ун-наср (110)
автор UmmFatima Чт 31 Май 2018, 01:22

» сурат-уль-масад (111)
автор UmmFatima Пн 28 Май 2018, 06:21

» сурат-ун-наас (114)
автор UmmFatima Вс 27 Май 2018, 07:07

» сурат-уль-икхляс (112)
автор UmmFatima Вс 27 Май 2018, 02:20

» сурат-уль-фалякъ (113)
автор UmmFatima Пт 25 Май 2018, 11:21

Мудрые высказывания
Са’ид ибн Джубайр, Хасан аль-Басри и Суфьян ас-Саури говорили: “Не будут приняты слова, кроме как с делами. И не будут приняты слова и дела, кроме как с правильными намерениями. И не будут приняты слова, дела и намерения, кроме как в соответствии с Сунной”. аль-Лялякаи в “И’тикъаду ахли-Ссунна” 1/57, Ибн аль-Джаузи в “Тальбису Иблис” 9, аз-Захаби в “Мизануль-и’тидаль” 1/90


Шейх Ибн Къасим говорил:
“В призыве к Аллаху (да’уа) необходимы два условия: первое, чтобы призыв совершался только ради Аллаха, и второе, чтобы призыв соответствовал Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). И тот, кто испортил первое, стал многобожником, а тот, кто испортил второе, стал приверженцем нововведений!” См. “Хашия Китаб ат-таухид” 55.


Имам Малик говорил:
“Клянусь Аллахом истина лишь одна и два противоречащих друг другу мнения, одновременно правильными быть не могут!” См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/82.


Имам аш-Шафи’и:
“Тот, кто требует знание без доказательств, подобен тому, кто собирает ночью дрова, который вместе с дровами берет и змею, жалящую его!” аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 1/211.


Шейх Ибн аль-Къайим сказал:
“Известно, что когда произносится ложь и умалчивается истина – это порождает незнание истины и приводит к заблуждению людей!” См. “ас-Сау’аикъуль-мурсаля” 1/315.

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Красота и достоинство таухида » ТРЕБОВАНИЕ ЗНАНИЯ » ЧИСТАЯ СУННА » 40 хадисов ан-Навави » Справедливость, милость и всемогущество Аллаха Всевышнего

Справедливость, милость и всемогущество Аллаха Всевышнего

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

UmmFatima

avatar
Admin
Admin
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]



[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

UmmFatima

avatar
Admin
Admin
Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), передававший слова своего Всеблагого и Всевышнего Господа, сказал:
«Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела, после чего разъяснил это: "За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела; если (человек) решит (совершить доброе дело) и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя (совершение) от десяти до семисот и многим более таких добрых дел; за тем, кто решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела, а если он решит (совершить дурное дело), и совершит его, Аллах запишет (за ним) одно дурное дело".» (Аль-Бухари и Муслим).
Обрати же на это внимание, о брат мой, да поможет Аллах нам и тебе снискать Его великую милость, и подумай об этих словах.
Его слова «...у Себя...» служат указанием на уделяемое Им этому внимание.
А Его слово «.. .целого...» подтверждает, что Он уделяет этому внимание, и подчёркивает это.
И относительно дурного дела, которое человек решит совершить, а потом откажется от него, Аллах сказал, что Он запишет за это ему у Себя совершение целого доброго дела, подтвердив это тем, что использовал слово "целое." Если же он совершит это дурное дело, то ему и будет записано совершение одного дурного дела, и Oн подтвердил это ограничение использованием слова "одно", не подтвердив этого путём использования слова "целое". Хвала Аллаху, Он является источником милостей, преславен Он, не счесть славословий Аллаху и только Аллах оказывает содействие.



[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

UmmFatima

avatar
Admin
Admin
ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА

Этот священный хадис заключает в себе величайшую радостную весть и внушает великую надежду на милость Аллаха и Его милосердие, которые объемлют собой всё, и луч этой надежды готовит душу к упорному труду, который не останется незамеченным Aллахом, будет осуществляться с Его ведома, под Его властью и попечением и под покровом Его справедливости и милости.

ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ

Введение:
В этом хадисе говорится о записи добрых и дурных дел, а также о решении совершить доброе или дурное дело. Ниже речь идёт о четырёх случаях:
1. Совершение добрых дел.
За каждое доброе дело, совершённое верующим рабом, ему пишется совершение по меньшей мере десяти добрых дел, так как он не ограничился одним только намерением и решимостью, но и осуществил это доброе дело. Указанием на это служат слова Аллаха Всевышнего, который сказал:
"Совершившему нечто благое воздается в десятикратном размере. " "Скот",160.
Что же касается умножения награды более чем в десять раз тем, кому Аллах пожелает её умножить, то на это указывают другие слова Аллаха Всевышнего:
"Расходующие свои богатства на пути Аллаха подобны (тому, кто посеял) зерно, давшее семь колосьев, в каждом из которых по сто зёрен (, ибо) Аллах приумножает, кому пожелает, и Аллах - Объемлющий, Знающий." "Kорова" 261
Сообщается, что Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: "Один человек привёл взнузданную верблюдицу и сказал:
"О посланник Аллаха, (используй) её на пути Аллаха ", - (на что пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
«В День воскресения будет тебе за неё семьсот верблюдиц!» (Муслим.)
Умножение награды более чем в десять раз зависит от того, насколько хорошо человек исповедует ислам, от степени совершенства его искренности, а также от степени достоинства и уместности совершённого дела.

2. Совершение дурного дела.

Каждое дурное дело, которое совершает раб Аллаха, записывается как одно дело и не умножается. Аллах Всевышний сказал:
"...а совершившему нечто дурное воздается только подобным же, и не будут они обижены." "Скот". 160
Однако иногда дурному делу придаётся больше значения ввиду достоинства времени или места его совершения или же с учётом личности того, кто его совершил.
- а - Совершение дурного дела в запретные месяцы является ещё более запретным пред Аллахом, чем в иное время, ввиду того, что Аллах почтил эти месяцы.
Аллах Всевышний сказал:
"Поистине, число месяцев у Аллаха - двенадцать месяцев (, что было записано) в Писании Аллаха в тот день, когда Он создал небеса и землю. Четыре из них являются запретными: таково (установление) правильной религии, так не будьте же несправедливыми по отношению к самим себе в (эти месяцы)..." "Покаяние", 36.
Катада истолковал этот аят следующим образом:
"Знайте, что вытеснение в запретные месяцы является ещё более тяжким грехом, чем в другое время, хотя и в любых других обстоятельствах это недопустимо, однако Аллах Всевышний придаст этому настолько больше значения, насколько пожелает ".
- б - Грех, совершённый на священной территории /харам/, становится ещё более тяжким ввиду достоинства этого места.
Аллах Всевышний сказал:
"Xаджж (совершается в) известные месяцы, и тот, кто решит совершить хаджж в эти месяцы, не (должен) ни сближаться с женой, ни совершать прегрешений, ни вступать в споры во время ( его (совершения)." "Kорова", 197.
Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Совершение прегрешений (
фусук) есть ослушание Аллаха на территории харама ".
Аллах Всевышний сказал:



"...а тому, кто по несправедливости своей захочет отклониться от веры в (хараме), Мы дадим вкусить мучительного наказания." "Хаджж". 25.
Вот почему многие из сподвижников пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и наших праведных предшественников, среди которых были такие люди как Ибн Аббас, Абдуллах бин Амр бин аль-'Ас и Умар бин Абд аль-'Азиз, боялись жить на территории харама, опасаясь совершить там какой-нибудь грех.
Сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:
"Поистине, я лучше согрешу семьдесят раз", - имея в виду любое место, кроме Мекки - "чем совершу один грех в Мекке ".
Сообщается, что Муджахид сказал:
"Дурные дела, совершённые в Мекке, умножаются подобно добрым ".
- в - Дурные дела, совершаемые некоторыми рабами Аллаха, также могут становиться более тяжкими, что объясняется достоинством того, кто их совершил, степенью его познания Аллаха и его близостью к Аллаху Всевышнему, слава Ему.
Аллах Всевышний сказал:
"O жёны пророка! Той из вас, кто совершит явно непристойное, наказание будет удвоено, и это для Аллаха легко.
Той же из вас, которая покорится Аллаху и Его посланнику и будет совершать праведные дела, Мы даруем награду дважды, и Мы уготовали для неё прекрасный удел."
"Cонмы", 30-31.

3. Решение совершить доброе дело

Как уже отмечалось ранее, под решением /
хамм/ подразумевается желание, намерение и решимость, а не просто помысел.
Тому, кто решит совершить доброе дело, Аллах за это запишет у Cебя совершение одного доброго дела. Причина здесь в том, что решение совершить доброе дело является причиной и началом действительного его совершения, а причина блага также является благом. Толкование слова '"решимость" приводится в хадисе, передаваемом Муслимом со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. В этом хадисе со слов пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сообщается, что Аллах Всевышний сказал:
«Если раб Мой скажет, что совершит доброе дело, то Я запишу ему совершение доброго дела».
Передают со слов Хурайма бин Фатика, да будет доволен им Аллах, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Если кто-нибудь решит совершить доброе дело, но не совершит его, и Аллах будет знать, что он уведомил об этом своё сердце и испытал сильное желание сделать это, ему будет записано совершение доброго дела", (Ахмад)
Сообщается, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал:
"Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
«Тому, кто отправляется спать, намереваясь (подняться и) помолиться ночью, но заснет и не проснётся до самого утра, будет записано (совершение) того, что он намеревался совершить». (Ибн Маджа)
Са'ид Ибн аль-Мусаййаб сказал:
"Того, кто решит совершить молитву, или соблюдать пост, или отправиться в хаджж или принять участие в войне за веру, но ему помешает что-нибудь, Аллах Всевышний приведёт к тому, что он намеревался совершить ".




4. Решение совершить дурное дело

Если раб Аллаха решит совершить какое-нибудь дурное дело, но не совершит его, ему будет записано совершение целого доброго дела. В хадисе, приводимом Муслимом со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
«Аллах Всевышний сказал:
". ..он отказался от этого только из-за Меня... "»
А в хадисе, приводимом аль-Бухари, сказано:
«... если он отказался от него ради Меня...»
Это является указанием на то, что отказываться от совершения действия следует ради Аллаха Всевышнего. Человек, поступающий таким образом, заслуживает того, чтобы ему было записано целое доброе дело, так как он стремился совершить праведное дело, а именно - угодить Аллаху Всевышнему путём отказа от совершения дела дурного. Что же касается такого человека, который из страха перед людьми или же напоказ им отказывается от совершения дурного после того, как решится на это, то он недостоин того, чтобы ему было записано совершение доброго дела, так как страх перед людьми он поставил выше страха перед Аллахом, а это запретно. Столь же запретным является и совершение этого напоказ людям.
Кади Иййад считал, что правильным будет связать хадис Ибн Аббаса с хадисом Абу Хурайры, да будет доволен Аллах ими обоими.
Ибн Хаджар сказал:
"Возможно, что доброе дело того, кто отказался (от дурного), не подумав о последствиях этого, меньше, чем доброе дело, совершённое тем, кто об этом подумал. Ранее уже отмечалось, что отказ от греха является прекращением совершения зла, а прекращение совершения зла есть благо. Возможно также, что тому, кто решиться на совершение греха, а потом откажется от него, будет записано одно доброе дело, если же человек откажется от него из страха перед своим Всевышним Господом, слава Ему, то ему будет записано совершение множества добрых дел ".
Аль-Хутаби сказал:
"Доброе дело может быть записано за отказ от дурного, если отказавшийся мог совершить его, но отказался от этого, так как человека можно назвать отказавшимся лишь в том случае, если он мог совершить это. К числу таких людей относится и тот, кому что-то помешало осуществитъ его желание, например, тот человек, который направляется к женщине, чтобы совершить прелюбодеяние, но находит дверь закрытой, а открыть её оказывается для него затруднительно ".

5. Великая милость

В одной из версий этого хадиса, приводимой Муслимом, сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), также сказал:
"..ведь Аллах губит только совсем пропащего".
Сказанное здесь указывает на великую милость Аллаха, который губит лишь того, кто сам приводит себя к гибели, преступая пределы дозволенного, осмеливаясь совершать дурные дела и отказываясь от совершения добрых дел. Вот почему Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: "Горе тому, у кого единичное превысит десятикрaтное ".

6. Осведомлённость ангелов о том, на что решается человек

Ангелы узнают об этом либо благодаря внушению свыше, ибо благодаря тому, что они могут заглядывать в сердца людей. Говорят также, что ангел ощущает отвратительный запах, иходящий от решения совершить что-то дурное, как ощущает он и приятный аромат, исходящий от решения совершить нечто доброе.




7. Достоинство поста

Пост отличается от других видов поклонения тем, что одному лишь Аллаху Всевышнему известно, во сколько раз умножится награда за него.
Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), поведал, что Аллах Всевышний сказал:
«Любое дело человека (совершается им) для себя, кроме поста, ибо (пост) принадлежит Мне, и Я воздам за него». (Аль-Бухари, Муслим.)
Объясняется это тем, что пост является наилучшим из видов проявления терпения, а Аллах Всевышний сказал:
"Поистине, получат терпеливые награду свою сполна без счета." "Толпы", 10.

8. Милость Аллаха по отношению к Его верующим рабам является всеобъемлющей, Его прощение охватывает собой всё, а Его дарам нет пределов.

9. Аллах Всевышний не станет взыскивать с человека за то, что нашёптывает ему душа, и за то, что он думает о совершении греховного, если только это не найдёт своего практического воплощения.

10. Намерения мусульманина совершать благое должны быть постоянными, чтобы это ему записывалась награда. Кроме того, он должен приучать себя совершать благое, если для этого существуют необходимые условия.

11. Искренность в проявлении повиновения и отказе от прегрешений является той основой, которая позволяет надеяться на получение награды, и чем искреннее будет человек, тем больше будет умножаться награда и воздаяние



[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

UmmFatima

avatar
Admin
Admin
bismillah2 

(перевод взят из интернета, внизу приведён оригинал текста)

Передал аль-Бухари в своем «Сахихе» (№ 6491) и Муслим (№ 131) от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал от Великого и Всемогущего Аллаха: «Воистину, Аллах записал благие и дурные дела, после чего разъяснил это. Тому, кто решит совершить благое дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя совершение целого благого дела; если человек решит совершить благое дело и совершит его, то Аллах запишет ему у Себя совершение от десяти до семисот и многим более добрых дел. Тому, кто решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя совершение целого доброго дела, а если он решит совершить дурное дело, и совершит его, то Аллах запишет за ним одно дурное дело».

Передал аль-Бухари (№ 5259) и Муслим (№ 127) хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, Аллах простил моей общине те мысли, которые рождаются в их сознании, пока не станут они воплощать их в поступках или в словах».

Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, сказал:
«Эти тексты содержат четыре категории: записывание благих дел и дурных дел, размышление о совершении благого дела и размышление о совершении дурного дела. Это четыре категории. <…>

Третья категория: размышление о совершении благого дела. За это запишется целое благое дело, даже если человек не совершит его. Как это сказано в хадисе от Ибн ‘Аббаса и других… В хадисе Хурайма ибн Фатика сказано: „…Если человек решит совершить благое деяние и не совершит его, а Аллах знает, что он вознамерился совершить его сердцем и старался его совершить, то ему запишется благое деяние…“ (Ахмад № 18556; аль-Арнаут сказал, что у этого хадиса хорошая цепочка передатчиков; аль-Альбани упомянул этот хадис среди достоверных хадисов). Это указывает на то, что под размышлением совершить здесь подразумевается твердое намерение, решимость совершить дело, подкрепленное стремлением совершить его, а не просто мысль, которая приходит в голову и после исчезает, не укрепившись в виде намерения.

Абу ад-Дарда сказал: „Тому, кто лёг в постель, намереваясь совершить молитву ночью, однако, сон одолел его, и он проспал, проснувшись, лишь тогда, когда рассвело, запишется то, что он намеревался совершить“.

Передается от Са‘ида ибн аль-Мусаййба, что он сказал: „Для того, что решил совершить молитву, или соблюдать пост, или совершить малое или большое паломничество, или выйти в сражение, но что-то ему помешало, Всевышний Аллах доведет (его награду) за то, что он решил совершить“.

Абу ‘Имран аль-Джуни сказал: „Будет призван ангел и ему будет сказано: „Запиши тому-то то-то и то-то“, он воскликнет: „О Господь, он не делал этого“, тогда Он скажет: „Он вознамерился совершить это дело““.

Зайд ибн Аслям сказал: „Один мужчина посещал ученых и говорил им: „Кто укажет мне на дело, которое бы я мог совершать постоянно? Воистину, мне любо совершать праведные деяния ради Аллаха в течение каждого часа дня и ночи“. Ему сказали: „Воистину, ты нашел то, что искал. Делай благие деяния по мере своих возможностей. И если ты оставишь деяние из-за усталости или слабости, вознамерься совершить его. Поистине, человек, вознамерившийся совершить благое деяние, подобен человеку, который совершил его““.

Когда свое намерение человек связывает словом или стремлением (совершить намеренное – прим. пер.), то человека достоверно ждет награда за это, и он считается человеком, который совершил (это благое деяние). Сообщается от Абу Кабши, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
„Поистине, в этом мире есть четыре группы людей.

К первой из них относится раб Аллаха, которому Аллах даровал богатство и знание, (и, обладая этим,) он боится своего Господа, поддерживает родственные связи и знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха – такой в наилучшем положении.

Ко второй относится раб, которому Аллах даровал знание, но не дал богатства. Он говорит: „Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой-то“, будучи искренним в своих намерениях и придерживаясь таких же намерений, как и первый. За это награды их будут равны.

К третьей относится раб, которому Аллах даровал богатство, но не дал знания, и он распоряжается им необдуманно, не боится своего Господа, владея им, не поддерживает родственные связи и не знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха – такой в наихудшем положении.

И, наконец, к четвертой группе относится раб, которому Аллах не дал ни богатства, ни знания, и который говорит: „Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой-то“, придерживаясь таких же намерений, как и третий. За это они понесут равное бремя (грехов)““ (Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджа). Здесь версия ат-Тирмизи. (Аль-Альбани сказал, что это достоверный хадис по причине другого хадиса).

Слова „За это награды их будут равны“ указывают на то, что награда их равна за деяние, но здесь не учитывается увеличение (награды). Награда увеличивается лишь у того, кто совершил деяние, но не у того, кто намерился и не совершил. Если бы они сравнялись во всём, то человеку, который вознамерился совершить благое деяние, но не совершил его, было бы записано десять благих деяний. Однако это противоречит всем текстам из Корана и Сунны. На это указывают слова Всевышнего Аллаха:


فَضَّلَ اللهُ الْمُجَاهِدِينَ بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنْفُسِهِمْ عَلَى الْقَاعِدِينَ دَرَجَةً وَكُلاًّ وَعَدَ اللهُ الْحُسْنَى وَفَضَّلَ اللهُ الْمُجَاهِدِينَ عَلَى الْقَاعِدِينَ أَجْراً عَظِيماً دَرَجَاتٍ مِنْهُ

„Аллах возвысил тех, которые сражаются своим имуществом и своими душами, над теми, которые отсиживаются, на целую степень, но каждому из них Аллах обещал Наилучшее. Аллах возвысил сражающихся над отсиживающимися благодаря великой награде – степенями от Него“ (сура „ан-Ниса“, аяты 95-96).

Ибн ‘Аббас и другие сказали: „Отсиживающиеся, над которыми Аллах возвысил сражающихся на одну ступень, это те, у кого были уважительные причины остаться..».

После этого он сказал:
«Четвертый вид: размышление о совершении дурного деяния, но отсутствие претворения намерения в жизнь. В хадисе от Ибн ‘Аббаса сказано, что человеку будет записано одно благое деяние. Также сказано и в хадисах от Абу Хурайры, Анаса и других: запишется целое благое деяние. В хадисе от Абу Хурайры (дополнительно) сказано: „Воистину, он оставил его ради Меня“ (Муслим № 129). Эти слова указывают, что награда будет тому, кто имел возможность совершить греховное деяние, что намеревался совершить, но оставил это ради Всевышнего Аллаха. Такому человеку, несомненно, будет записано совершение благого деяния, так как оставление греха ради этого есть праведное деяние.

Если же человек вознамерился совершить греховное деяние, но оставил его из страха перед людьми или лицемерия, то, как было сказано, он будет наказан за оставление греха ради этого. Так как испытывать страх перед людьми больше, чем перед Аллахом, запрещено. Также запрещено совершать деяния ради показухи. Если оставление греха будет сопряжено с подобным намерением, то человек будет наказан за оставление греха…

Фудайль ибн ‘Ийад сказал: „Ранее говорили: „Оставление деяния ради людей – показуха, а совершение деяния ради них – многобожие““.

Что же касается человека, который намерился совершить грех и стал прилагать усилия к его совершению, однако не смог совершить его по предопределению Аллаха, то, как сказала группа ученых, он будет наказан за это. На это указывает хадис: „…пока не станут они воплощать их в поступках или в словах“. Человек, который стал прилагать усилия совершить грех, но позже не сумевший совершить его, (считается) совершившим этот грех. На это также указывают и другие слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: „Когда встанут лицом к лицу два мусульманина, (держа наголо) сабли свои, то и убивший, и убитый попадут в Огонь“. Его спросили: „О посланник Аллаха, с убившим понятно, но за что же убитый (будет в Огне)?“ Он ответил: „Он желал убить своего противника“ (аль-Бухари № 31, Муслим № 2888).

Слова „…пока не станут они воплощать их в поступках или в словах“ указывают на то, что человек, который вознамерился совершить грех и рассказал о своем намерении, будет подвергнут наказанию. Так как он совершил грех одним из членов своего тела, в данном случае – языком. На это также указывает и предыдущий хадис (от Абу Кабши), в котором сказано: „Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой-то“, то есть как тот, что ослушается Аллаха в использовании своего имущества. И пророк сказал: „За это они понесут равное бремя (грехов)“».

После Ибн Раджаб продолжил:
«Если же намерение исчезло, а решимость совершить грех без каких-либо причин ушла сама? Будет ли в этом случае наказан человек за намерение совершить грех или нет?

Здесь могут быть две ситуации.
В первом случае человеку неожиданно пришла мысль совершить грех, она не укрепилась в голове, в сердце, напротив, это дело ему ненавистно и отвратительно. Такому человеку будет прощена эта неожиданная мысль, так как это и есть те порочные наущения, о которых был спрошен пророк, да благословит его Аллах и приветствует. И он сказал: „Это и есть настоящая вера“ (Муслим № 132).

Всевышний Аллах ниспослал аят:

وَإِنْ تُبْدُوا مَا فِي أَنْفُسِكُمْ أَو تُخْفُوهُ يُحَاسِبْكُمْ بِهِ اللهُ فَيَغْفِرُ لِمَنْ يَشَاءُ وَيُعَذِّبُ مَنْ يَشَاءُ

„Откроете ли вы то, что в ваших душах, или утаите, Аллах предъявит вам счет за это. Он простит, кого пожелает, и накажет, кого пожелает“ (сура „аль-Бакара“, аят 284), и это стало в тягость мусульманам, так как они решили, что к этому относятся и мгновенные мысли. И после был ниспослан следующий аят:

رَبَّنَا وَلا تُحَمِّلْنَا مَا لا طَاقَةَ لَنَا بِهِ

„Господи наш! Не возлагай на нас то, что нам не под силу“ (сура „аль-Бакара“, аят 286). (Это предание передается у Муслим № 126).


Этот аят разъяснил, что они не будут спрошены за то, что им не под силу (преодолеть), и им не будет вменено в обязанность то, что они не в силах совершить… А также указал, что в первом аяте имеются в виду укрепившаяся решимость совершить какое-то дело…

Второй случай: укрепившиеся в душе человека намерения, о которых он размышляет и обдумывает. Здесь также есть два вида намерений.

А) мысли, которые возникают в душе человека, и которые являются деяниями сердца, например: сомнение в единобожии Творца, в пророчестве, или в воскрешении после смерти, или это может быть любое другое деяние, являющееся неверием и лицемерием, или неверие во все вышеперечисленное. За все подобные мысли человек понесет наказание, и подобные размышления делают его неверующим и лицемером…

К этому же виду относятся другие грехи, связанные с сердцем: например, любовь к тому, что ненавистно Аллаху, или ненависть к тому, что Ему любо, гордыня, самолюбование…

Б) мысли, не являющиеся делами сердца, а мысли о том, что является деянием других членов тела: прелюбодеяние, воровство, распитие спиртных напитков, убийство, обвинение человека в прелюбодеянии и другие. О ситуации, когда человек утвердился в своем намерении совершить подобное деяние, тогда как внешне его желание никак не проявилось, существуют два известных мнения ученых. Одни ученые считали, что он будет спрошен за это. Ибн аль-Мубарак сказал, что он спросил Суфьяна ас-Саури о том, будет ли спрошен раб (Аллаха) за свои намерения? На что он ответил: „Если у него была решимость (совершить деяние), то – да“. Многие ученые: факихи, мухаддисы и другие считали это мнением верным. Они приводили в качестве доказательства слова Всевышнего Аллаха:

وَاعْلَمُوا أَنَّ اللهَ يَعْلَمُ مَا فِي أَنْفُسِكُمْ فَاحْذَرُوهُ

„Знайте, что Аллаху известно о том, что в ваших душах. Остерегайтесь Его“ (сура „аль-Бакара“, аят 235),

وَلَكِنْ يُؤَاخِذُكُمْ بِمَا كَسَبَتْ قُلُوبُكُمْ

„…но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца“ (сура „аль-Бакара“, аят 225). Также в качестве доказательства они упоминали слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: „Греховное – это то, что шевелится в твоей душе, но ты не желаешь, чтобы об этом узнали люди“ (Муслим № 2553), а под словами пророка, да благословит его Аллах и приветствует: „Воистину, Аллах простил моей общине те мысли, которые рождаются в их сознании, пока не станут они воплощать их в поступках или в словах“ они понимали мгновенные мысли. Они сказали: „Человек будет прощен за те мысли, которые укрепились в человеке, и которые он в сердце решился претворить в жизнь; подобные деяния являются деяниями человека и тем, что он приобрел“.


Второе мнение гласит, что человек не будет спрошен только за свое намерение вообще. Это мнение приписывают к аш-Шафи‘и. А также этого мнения придерживался ученый мазхаба ханбалитов Ибн Хамид. В своем мнении он опирался на общий смысл доказательств. Аль-‘Ауфи передал от Ибн ‘Аббаса предание, которое указывает на подобное мнение…» (Джами‘ аль-‘улум уа-ль-хикам. Т. 2. С. 343 – 353). Приводится с сокращениями и незначительными упрощениями.

Вывод.
Человеку, который пожелал совершить благое деяние и в сердце твердо намерился совершить его, будет записана награда за то, что он собирался совершить, даже если он не претворил намеренное в жизнь. Однако, награда человека, который еще и претворил намеренное в жизнь, будет больше.

Человеку, который пожелает совершить дурное деяние, но после оставит его ради Аллаха, будет записано целое благое деяние.

Человеку, который пожелает совершить дурное деяние и оставит его из-за людей, или постарается его совершить, но ему что-то помешает, будет записано одно дурное деяние.

Если же человек пожелает совершить грех, но после решимость пропадет, то, если это была лишь мгновенная мысль, то он не будет спрошен за нее. Если же это дело было деянием сердца, в котором не участвуют другие члены тела, то он будет спрошен за нее. Если же этот грех является деянием других частей тела, и он пожелает его совершить, укрепится в намеренном, то, по мнению большинства ученых, он будет спрошен за это.

Ан-Навави, да помилует его Аллах, после того, как привел мнение, что человек будет спрошен за подобные намерения от аль-Бакылляни, сказал: «Аль-Кады ‘Ийад, да помилует его Аллах, сказал, что большинство праведных предшественников, ученых по фикху и хадису считали верным мнение аль-Кады Абу Бакра, так как хадисы указывают на то, что человек будет спрошен за деяния своего сердца.

Однако, они сказали: „За эту решимость будет записано одно дурное дело, но не то дело, о котором человек помышлял, так как он не совершил его из-за того, что ему помешало что-то, кроме страха перед Всевышним Аллахом. Воистину, сама решимость (совершить грех) является грехом, поэтому будет записан один грех. Если же он совершит его, то ему запишется второй грех. А если он оставит этот грех из боязни Всевышнего Аллаха, то ему запишется одно благое деяние. Как это сказано в хадисе: „Воистину, он оставил его рада Меня“. Оставление греха из страха перед Всевышним Аллахом, борьба с душой, повелевающей дурное, ослушание ее становится для человека благим деянием. 

Что же касается желаний, о которых человек не будет спрошен, то это мысли, которые пришли к человеку на мгновения и не нашли места в душе человека, которые человек не решился и не имел намерения претворить в жизнь“» (Шарх Муслим. Т. 2. С. 151).

Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, сказал, что, если человек совершил грех, то: «…грех записывается без увеличения. Наказание будет только за сам грех. К этому не прибавляется наказание за намерение совершить этот грех. Так как в случае, если, совершив грех, человек получал наказание и за намерение его совершить, то он бы наказывался дважды.

Нельзя сказать, что также должно быть и с совершением благого деяния: что если человек совершает благое деяние его после намерения (его совершить), то якобы получает награду за благое деяние, но не за намерение. Мы считаем, что это не верно. Воистину, человеку, совершившему благое дело, будет записано совершение благого дела и десять подобных. И возможно некоторые из них являются наградой за намерение совершить благое деяние. А Аллаху ведомо лучше».



[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

UmmFatima

avatar
Admin
Admin
روى البخاري في صحيحه (6491) ومسلم (131) عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، فِيمَا يَرْوِي عَنْ رَبِّهِ عَزَّ وَجَلَّ قَالَ : ( إِنَّ اللَّهَ كَتَبَ الْحَسَنَاتِ وَالسَّيِّئَاتِ ثُمَّ بَيَّنَ ذَلِكَ فَمَنْ هَمَّ بِحَسَنَةٍ فَلَمْ يَعْمَلْهَا كَتَبَهَا اللَّهُ لَهُ عِنْدَهُ حَسَنَةً كَامِلَةً فَإِنْ هُوَ هَمَّ بِهَا فَعَمِلَهَا كَتَبَهَا اللَّهُ لَهُ عِنْدَهُ عَشْرَ حَسَنَاتٍ إِلَى سَبْعِ مِائَةِ ضِعْفٍ إِلَى أَضْعَافٍ كَثِيرَةٍ وَمَنْ هَمَّ بِسَيِّئَةٍ فَلَمْ يَعْمَلْهَا كَتَبَهَا اللَّهُ لَهُ عِنْدَهُ حَسَنَةً كَامِلَةً فَإِنْ هُوَ هَمَّ بِهَا فَعَمِلَهَا كَتَبَهَا اللَّهُ لَهُ سَيِّئَةً وَاحِدَةً ) .
وروى البخاري (5269) ومسلم (127) ـ أيضا ـ من حديث أبي هريرة رضي الله عنه ، عن النبي صلى الله عليه وسلم قال : ( إِنَّ اللَّهَ تَجَاوَزَ عَنْ أُمَّتِي مَا حَدَّثَتْ بِهِ أَنْفُسَهَا مَا لَمْ تَعْمَلْ أَوْ تَتَكَلَّمْ ) . 
قال ابن رجب رحمه الله : 
" فتضمنت هذه النصوص أربعة أنواع : كتابة الحسنات ، والسيئات ، والهم بالحسنة والسيئة ، فهذه أربعة أنواع .. " ، ثم قال : 
" النوع الثالث : الهمُّ بالحسنات ، فتكتب حسنة كاملة ، وإنْ لم يعملها ، كما في حديث ابن عباس وغيره ، ... وفي حديث خُرَيْمِ بْنِ فَاتِكٍ : " .. وَمَنْ هَمَّ بِحَسَنَةٍ فَلَمْ يَعْمَلْهَا فَعَلِمَ اللَّهُ أَنَّهُ قَدْ أَشْعَرَهَا قَلْبَهُ وَحَرَصَ عَلَيْهَا كُتِبَتْ لَهُ حَسَنَةً .. " [ رواه أحمد 18556، قال الأرناؤوط : إسناده حسن ، وذكره الألباني في الصحيحة ] ، وهذا يدلُّ على أنَّ المرادَ بالهمِّ هنا : هو العزمُ المصمّم الذي يُوجَدُ معه الحرصُ على العمل ، لا مجرَّدُ الخَطْرَةِ التي تخطر ، ثم تنفسِخُ من غير عزمٍ ولا تصميم . 
قال أبو الدرداء : من أتى فراشه ، وهو ينوي أن يُصلِّي مِن اللَّيل ، فغلبته عيناه حتّى يصبحَ ، كتب له ما نوى ...
وروي عن سعيد بن المسيب ، قال : من همَّ بصلاةٍ ، أو صيام ، أو حجٍّ ، أو عمرة ، أو غزو ، فحِيلَ بينه وبينَ ذلك ، بلَّغه الله تعالى ما نوى .
وقال أبو عِمران الجونيُّ : يُنادى المَلَكُ : اكتب لفلان كذا وكذا ، فيقولُ : يا ربِّ ، إنَّه لم يعملْهُ ، فيقول : إنَّه نواه .
وقال زيدُ بن أسلم : كان رجلٌ يطوفُ على العلماء ، يقول : من يدلُّني على عملٍ لا أزال منه لله عاملاً ، فإنِّي لا أُحبُّ أنْ تأتيَ عليَّ ساعةٌ مِنَ الليلِ والنَّهارِ إلاَّ وأنا عاملٌ لله تعالى ، فقيل له : قد وجدت حاجتَكَ ، فاعمل الخيرَ ما استطعتَ ، فإذا فترْتَ ، أو تركته فهمَّ بعمله ، فإنَّ الهامَّ بعمل الخير كفاعله .
ومتى اقترن بالنيَّة قولٌ أو سعيٌ ، تأكَّدَ الجزاءُ ، والتحقَ صاحبُه بالعامل ، كما روى أبو كبشة عن النَّبيِّ - صلى الله عليه وسلم - ، قال : ( إنَّما الدُّنيا لأربعةِ نفرٍ : عبدٍ رَزَقَهُ الله مالاً وعلماً ، فهو يتَّقي فيه ربَّه ، ويَصِلُ به رَحِمَه ، ويعلمُ لله فيه حقاً ، فهذا بأفضل المنازل ، وعبدٍ رزقه الله علماً ، ولم يرزقه مالاً ، فهو صادِقُ النِّيَّة ، يقول : لو أنَّ لي مالاً ، لعمِلْتُ بعملِ فلانٍ ، فهو بنيتِه ، فأجرُهُما سواءٌ ، وعبدٍ رزقه الله مالاً ، ولم يرزُقه علماً يَخبِطُ في ماله بغير علمٍ ، لا يتَّقي فيه ربّه ، ولا يَصِلُ فيه رحِمهُ ، ولا يعلمُ لله فيه حقاً ، فهذا بأخبثِ المنازل ، وعبدٍ لم يرزقه الله مالاً ولا علماً ، فهو يقول : لو أنَّ لي مالاً ، لعَمِلتُ فيه بعمل فلانٍ فهو بنيته فوِزْرُهما سواءٌ ) خرَّجه الإمام أحمد والترمذى وهذا لفظُهُ ، وابن ماجه [ صححه الألباني لغيره ] . 
وقد حمل قوله : " فهما في الأجر سواءٌ " على استوائهما في أصلِ أجرِ العمل ، دون مضاعفته ، فالمضاعفةُ يختصُّ بها من عَمِلَ العمل دونَ من نواه فلم يعمله ، فإنَّهما لو استويا مِنْ كلِّ وجه ، لكُتِبَ لمن همَّ بحسنةٍ ولم يعملها عشرُ حسناتٍ ، وهو خلافُ النُّصوصِ كلِّها ، ويدلُّ على ذلك قوله تعالى : { فَضَّلَ اللهُ الْمُجَاهِدِينَ بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنْفُسِهِمْ عَلَى الْقَاعِدِينَ دَرَجَةً وَكُلاًّ وَعَدَ اللهُ الْحُسْنَى وَفَضَّلَ اللهُ الْمُجَاهِدِينَ عَلَى الْقَاعِدِينَ أَجْراً عَظِيماً دَرَجَاتٍ مِنْهُ } ، قال ابن عباس وغيره : القاعدون المفضَّلُ عليهم المجاهدون درجة همُ القاعدون من أهلِ الأعذار ، والقاعدون المفضَّل عليهم المجاهدون درجاتٍ هم القاعدون من غير أهل الأعذار " . 
ثم قال رحمه الله : 
" النوع الرابع : الهمُّ بالسَّيِّئات من غير عملٍ لها ، ففي حديث ابن عباس : أنَّها تُكتب حسنةً كاملةً ، وكذلك في حديث أبي هريرة وأنس وغيرهما أنَّها تُكتَبُ حسنةً ، وفي حديث أبي هريرة قال : ( إنَّما تركها مِن جرَّاي ) [ مسلم 129] ، يعني : من أجلي . وهذا يدلُّ على أنَّ المرادَ مَنْ قَدَرَ على ما همَّ به مِنَ المعصية ، فتركه لله تعالى ، وهذا لا رَيبَ في أنَّه يُكتَبُ له بذلك حسنة ؛ لأنَّ تركه للمعصية بهذا المقصد عملٌ صالحٌ .
فأمَّا إن همَّ بمعصية ، ثم ترك عملها خوفاً من المخلوقين ، أو مراءاةً لهم ، فقد قيل : إنَّه يُعاقَبُ على تركها بهذه النيَّة ؛ لأنَّ تقديم خوفِ المخلوقين على خوف الله محرَّم . وكذلك قصدُ الرِّياءِ للمخلوقين محرَّم ، فإذا اقترنَ به تركُ المعصية لأجله ، عُوقِبَ على هذا الترك ...
قال الفضيلُ بن عياض : كانوا يقولون : تركُ العمل للناس رياءٌ ، والعمل لهم شرك . 
وأمَّا إنْ سعى في حُصولها بما أمكنه ، ثم حالَ بينه وبينها القدرُ ، فقد ذكر جماعةٌ أنَّه يُعاقَب عليها حينئذٍ لحديث : ( ما لم تكلَّمْ به أو تعمل ) ، ومن سعى في حُصول المعصية جَهدَه ، ثمَّ عجز عنها ، فقد عَمِل بها ، وكذلك قولُ النَّبيِّ - صلى الله عليه وسلم - : ( إذا التقى المسلمان بسيفيهما ، فالقاتِلُ والمقتولُ في النَّار ) ، قالوا : يا رسول الله ، هذا القاتلُ ، فما بالُ المقتول ؟! قال : ( إنَّه كان حريصاً على قتل صاحبه ) [رواه البخاري 31 ومسلم 2888] . 
وقوله : ( ما لم تكلَّم به ، أو تعمل ) يدلُّ على أنَّ الهامَّ بالمعصية إذا تكلَّم بما همَّ به بلسانه إنَّه يُعاقَبُ على الهمِّ حينئذٍ ؛ لأنَّه قد عَمِلَ بجوارحِه معصيةً ، وهو التَّكلُّمُ باللِّسان ، ويدلُّ على ذلك حديث [ أبي كبشة السابق ] الذي قال : ( لو أنَّ لي مالاً ، لعملتُ فيه ما عَمِلَ فلان ) يعني : الذي يعصي الله في ماله ، قال : ( فهما في الوزر سواءٌ ) . " 
ثم قال رحمه الله : 
" وأمّا إن انفسخت نِيَّتُه ، وفترَت عزيمتُه من غيرِ سببٍ منه ، فهل يُعاقبُ على ما همَّ به مِنَ المعصية ، أم لا ؟ 
هذا على قسمين :
أحدهما : أن يكون الهمُّ بالمعصية خاطراً خطرَ ، ولم يُساكِنهُ صاحبه ، ولم يعقِدْ قلبَه عليه ، بل كرهه ، ونَفَر منه ، فهذا معفوٌّ عنه ، وهو كالوَساوس الرَّديئَةِ التي سُئِلَ النَّبيُّ - صلى الله عليه وسلم - عنها ، فقال : ( ذاك صريحُ الإيمان ) [ رواه مسلم 132 ] ... 
ولمَّا نزل قولُه تعالى : { وَإِنْ تُبْدُوا مَا فِي أَنْفُسِكُمْ أَو تُخْفُوهُ يُحَاسِبْكُمْ بِهِ اللهُ فَيَغْفِرُ لِمَنْ يَشَاءُ وَيُعَذِّبُ مَنْ يَشَاءُ } ، شقَّ ذلك على المسلمين ، وظنُّوا دُخولَ هذه الخواطر فيه ، فنَزلت الآية التي بعدها ، وفيها قوله : { رَبَّنَا وَلا تُحَمِّلْنَا مَا لا طَاقَةَ لَنَا بِهِ } [رواه مسلم 126] ، فبيَّنت أنَّ ما لا طاقةَ لهم به ، فهو غيرُ مؤاخذٍ به ، ولا مكلّف به .. ، وبيَّنت أنّ المرادَ بالآية الأُولى العزائم المصمَّم عليها ...
القسم الثاني : العزائم المصممة التي تقع في النفوس ، وتدوم ، ويساكنُها صاحبُها ، فهذا أيضاً نوعان :
أحدهما : ما كان عملاً مستقلاً بنفسه من أعمالِ القلوب ، كالشَّكِّ في الوحدانية ، أو النبوَّة ، أو البعث ، أو غير ذلك مِنَ الكفر والنفاق ، أو اعتقاد تكذيب ذلك ، فهذا كلّه يُعاقَبُ عليه العبدُ ، ويصيرُ بذلك كافراً ومنافقاً ... 
ويلحق بهذا القسم سائرُ المعاصي المتعلِّقة بالقلوب ، كمحبة ما يُبغضهُ الله ، وبغضِ ما يحبُّه الله ، والكبرِ ، والعُجبِ ...
والنوع الثاني : ما لم يكن مِنْ أعمال القلوب ، بل كان من أعمالِ الجوارحِ ، كالزِّنى ، والسَّرقة ، وشُرب الخمرِ ، والقتلِ ، والقذفِ ، ونحو ذلك ، إذا أصرَّ العبدُ على إرادة ذلك ، والعزم عليه ، ولم يَظهرْ له أثرٌ في الخارج أصلاً . فهذا في المؤاخذة به قولان مشهوران للعلماء : 
أحدهما : يؤاخذ به ، " قال ابنُ المبارك : سألتُ سفيان الثوريَّ : أيؤاخذُ العبدُ بالهمَّةِ ؟ فقال : إذا كانت عزماً أُوخِذَ ". ورجَّح هذا القولَ كثيرٌ من الفُقهاء والمحدِّثين والمتكلِّمين من أصحابنا وغيرهم ، واستدلوا له بنحو قوله - عز وجل - :
{ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللهَ يَعْلَمُ مَا فِي أَنْفُسِكُمْ فَاحْذَرُوهُ } ، وقوله : { وَلَكِنْ يُؤَاخِذُكُمْ بِمَا كَسَبَتْ قُلُوبُكُمْ } ، وبنحو قول النَّبيِّ - صلى الله عليه وسلم - : ( الإثمُ ما حاكَ في صدركَ ، وكرهتَ أنْ يطَّلع عليه النَّاسُ ) [ رواه مسلم 2553 ] ، وحملوا قوله - صلى الله عليه وسلم - : ( إن الله تجاوزَ لأُمَّتي عمَّا حدَّثت به أنفُسَها ، ما لم تكلَّم به أو تعمل ) على الخَطَراتِ ، وقالوا : ما ساكنه العبدُ ، وعقد قلبه عليه ، فهو مِنْ كسبه وعملِه ، فلا يكونُ معفوّاً عنه ... 
والقول الثاني : لا يُؤاخَذُ بمجرَّد النية مطلقاً ، ونُسِبَ ذلك إلى نصِّ الشافعيِّ ، وهو قولُ ابن حامدٍ من أصحابنا عملاً بالعمومات . وروى العَوْفيُّ عن ابنِ عباس ما يدلُّ على مثل هذا القول ... " انتهى ، من جامع العلوم والحكم : شرح الحديث السابع والثلاثين (2/343-353) باختصار، وتصرف يسير . 
والخلاصة : 
أن من هم بالحسنة والخير ، وعقد قلبه وعزمه على ذلك ، كتب له ما نواه ، ولو لم يعمله ، وإن كان أجر العامل أفضل منه وأعلى . 
ومن هم بسيئة ، ثم تركها لله ، كتبت له حسنة كاملة . 
ومن هم بسيئة ، وتركها لأجل الناس ، أو سعى إليها ، لكن حال القدر بينه وبينها ، كتبت عليه سيئة . 
ومن هم بها ، ثم انفسخ عزمه ، بعد ما نواها ، فإن كانت مجرد خاطر بقلبه ، لم يؤاخذ به ، وإن كانت عملا من أعمال القلوب ، التي لا مدخل للجوارح بها ، فإنه يؤاخذ بها ، وإن كانت من أعمال الجوارح ، فأصر عليها ، وصمم نيته على مواقعتها ، فأكثر أهل العلم على أنه مؤاخذ بها . 
قال النووي رحمه الله ـ بعد ما نقل القول بالمؤاخذه عن الباقلاني ـ : 
" قال القاضي عياض رحمه الله عامة السلف وأهل العلم من الفقهاء والمحدثين على ما ذهب إليه القاضي أبو بكر ، للأحاديث الدالة على المؤاخذة بأعمال القلوب . 
لكنهم قالوا : إن هذا العزم يكتب سيئة ، وليست السيئة التي هم بها لكونه لم يعملها وقطعه عنها قاطع غير خوف الله تعالى والإنابة ، لكن نفس الإصرار والعزم معصية ، فتكتب معصية ؛ فإذا عملها كتبت معصية ثانية فان تركها خشية لله تعالى كتبت حسنة ، كما في الحديث إنما تركها من جراي فصار تركه لها لخوف الله تعالى ومجاهدته نفسه الأمارة بالسوء في ذلك وعصيانه هواه حسنة ، فأما الهم الذي لا يكتب فهي الخواطر التي لا توطن النفس عليها ولا يصحبها عقد ولا نية وعزم ) انتهى . 
شرح مسلم (2/151) . 
واختار ابن رجب رحمه الله أن المعصية " إنَّما تكتَبُ بمثلِها من غير مضاعفةٍ ، فتكونُ العقوبةُ على المعصيةِ ، ولا ينضمُّ إليها الهمُّ بها ، إذ لو ضُمَّ إلى المعصية الهمُّ بها ، لعُوقبَ على عمل المعصية عقوبتين ، ولا يقال : فهذا يلزم مثلُه في عمل الحسنة ، فإنه إذا عملها بعد الهمِّ بها ، أُثيب على الحسنة دُونَ الهمِّ بها ، لأنَّا نقول : هذا ممنوع ، فإنَّ من عَمِلَ حسنة ، كُتِبَت له عشرَ أمثالِها ، فيجوزُ أن يكونَ بعضُ هذه الأمثال جزاءً للهمِّ بالحسنة ، والله أعلم " . انتهى
والله أعلم .





[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]



[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Спонсируемый контент


Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения