Красота и достоинство таухида
***ПРОВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ ВАШЕГО Е-МАЙЛА***

Ассалям алейкум ва рахматуЛЛахи ва баракатух!

Данный форум обучающе-воспитательного характера предназначен ТОЛЬКО для сестёр-мусульманок.

Просьба к братьям:

БОЙТЕСЬ АЛЛАХА И НЕ РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ НА ЭТОМ ФОРУМЕ

Напоминание сёстрам: зарегистрировавшись на данном форуме, вы заключили соглашение на выполнение правил форума. СОБЛЮДАЙТЕ ИХ И

ПРОВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ ВАШЕГО Е-МАЙЛА, УКАЗАННОГО НА ФОРУМЕ!

А также проверяйте спам в ваших е-майлах: часто е-майл, сообщающий об открытии вам доступа к форуму, попадает в спам.

баракаЛЛаху фикум!
Красота и достоинство таухида

Последние темы

» Украшение искателя знаний
автор UmmFatima Ср 11 Июл 2018, 05:35

» сурат-уль-фииль (105)
автор UmmFatima Вс 01 Июл 2018, 11:41

» сурат-къурейш (106)
автор UmmFatima Вт 05 Июн 2018, 07:41

» сурат-уль-маа*ун (107)
автор UmmFatima Вс 03 Июн 2018, 11:07

» сурат-уль-каусер (108)
автор UmmFatima Вс 03 Июн 2018, 10:10

» Сура аль Фатиха. Тафсир шейха Усаймина (на арабском)
автор UmmFatima Вс 03 Июн 2018, 07:18

» сурат-уль-кафируун (109)
автор UmmFatima Вс 03 Июн 2018, 07:05

» сурат-ун-наср (110)
автор UmmFatima Чт 31 Май 2018, 01:22

» сурат-уль-масад (111)
автор UmmFatima Пн 28 Май 2018, 06:21

» сурат-ун-наас (114)
автор UmmFatima Вс 27 Май 2018, 07:07

» сурат-уль-икхляс (112)
автор UmmFatima Вс 27 Май 2018, 02:20

» сурат-уль-фалякъ (113)
автор UmmFatima Пт 25 Май 2018, 11:21

Мудрые высказывания
Са’ид ибн Джубайр, Хасан аль-Басри и Суфьян ас-Саури говорили: “Не будут приняты слова, кроме как с делами. И не будут приняты слова и дела, кроме как с правильными намерениями. И не будут приняты слова, дела и намерения, кроме как в соответствии с Сунной”. аль-Лялякаи в “И’тикъаду ахли-Ссунна” 1/57, Ибн аль-Джаузи в “Тальбису Иблис” 9, аз-Захаби в “Мизануль-и’тидаль” 1/90


Шейх Ибн Къасим говорил:
“В призыве к Аллаху (да’уа) необходимы два условия: первое, чтобы призыв совершался только ради Аллаха, и второе, чтобы призыв соответствовал Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). И тот, кто испортил первое, стал многобожником, а тот, кто испортил второе, стал приверженцем нововведений!” См. “Хашия Китаб ат-таухид” 55.


Имам Малик говорил:
“Клянусь Аллахом истина лишь одна и два противоречащих друг другу мнения, одновременно правильными быть не могут!” См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/82.


Имам аш-Шафи’и:
“Тот, кто требует знание без доказательств, подобен тому, кто собирает ночью дрова, который вместе с дровами берет и змею, жалящую его!” аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 1/211.


Шейх Ибн аль-Къайим сказал:
“Известно, что когда произносится ложь и умалчивается истина – это порождает незнание истины и приводит к заблуждению людей!” См. “ас-Сау’аикъуль-мурсаля” 1/315.

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Красота и достоинство таухида » ТРЕБОВАНИЕ ЗНАНИЯ » ЧИСТАЯ СУННА » 40 хадисов ан-Навави » Дела (оцениваются) только по намерениям

Дела (оцениваются) только по намерениям

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

UmmFatima

avatar
Admin
Admin
bismillah2



Последний раз редактировалось: UmmFatima (Сб 03 Сен 2016, 06:48), всего редактировалось 4 раз(а)



[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

UmmFatima

avatar
Admin
Admin
Сообщается, что повелитель правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся».

Этот хадис приводят имамы мухаддисов Абу Абдуллах Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим бин аль-Мугира Ибн Бардиз-бах аль-Бухари и Абу-ль-Хусайн Муслим бин аль-Хаджжадж бин Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури в своих "Сахихах", являющихся наиболее достоверными из тех книг, в которых хадисы распределены по классам



[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

UmmFatima

avatar
Admin
Admin
عن عُمَرَ بْنَ الْخَطَّابِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ : سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ : إِنَّمَا الاعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ ، وَإِنَّمَا لِكُلِّ امْرِئٍ مَا نَوَى ، فَمَنْ كَانَتْ هِجْرَتُهُ إِلَى دُنْيَا يُصِيبُهَا ، أَوْ إِلَى امْرَأَةٍ يَنْكِحُهَا ، فَهِجْرَتُهُ إِلَى مَا هَاجَرَ إِلَيْهِ

Сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:
“Поистине, дела (оценива­ются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) лишь то, что он намеревался (обрести), и (поэтому) пере­селявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел же­ниться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся" (Бухари,Муслим).

Все улемы сходились на том, что этот хадис занимает важное место, имеет большое значение и относится к числу хадисов, которые составляют основу ислама, а наши праведные предшественники и их последователи, да помилует их Аллах, любили начинать свои труды с этого хадиса, желая обратить внимание читателей на важность благих намерений.

Нам передали, что имам Абу Са‘ид ‘Абд ар-Рахман бин Махди, да помилует его Аллах, сказал: «Пусть начинает с этого хадиса каждый, кто пожелает написать книгу».

Абу Сулейман аль-Хаттаби, да помилует его Аллах, сказал: «Каждому начинаемому религиозному делу предшественники из числа наших шейхов любили предпосылать хадис, в котором сказано: “Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям...”, поскольку необходимость в этом ощущается в любом деле».

Дошло до нас, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Человек будет храним (Аллахом) лишь в той мере, в какой намерение его (является благим)». Кто-то другой сказал: «Людям даруется (удел их) лишь в той мере, в какой намерения их (являются благими)».

Нам передали, что Абу ‘Али аль-Фудайл бин ‘Ийад, да будет доволен им Аллах, сказал: «Отказ от совершения дел из-за людей является делом, совершаемым напоказ, совершение дел ради людей есть проявление многобожия, а искренность ты проявляешь тогда, когда Аллах избавляет тебя и от того, и от другого».

Имам аль-Харис аль-Мухасиби, да помилует его Аллах, сказал: «Правдив тот, кто ради сохранения праведности своего сердца не обратит внимания на то, что всякое уважение к нему покинуло сердца людей, не желает, чтобы люди узнавали даже о самых незначительных его добрых делах, и не имеет ничего против того, чтобы они узнавали о его дурных делах».

Хузайфа аль-Мар‘аши, да помилует его Аллах, сказал: «Искренность проявляется в том, что явные дела раба (Аллаха) ничем не отличаются от тайных».

Нам передали, что имам Абу-ль-Касим аль-Кушайри, да помилует его Аллах, сказал: «Искренность есть сознательное проявление повиновения одному лишь Аллаху, когда человек хочет только приблизиться к Аллаху Всевышнему с помощью своего повиновения, проявляя его ни из притворства перед кем-либо из сотворённых существ, ни из-за похвал людей, ни из любви к их восхвалениям, ни из-за чего-либо иного, а только ради того, чтобы приблизиться к Аллаху».

Абу Мухаммад Сахль бин ‘Абдуллах ат-Тустари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Проницательные рассмотрели толкование (понятия) искренность и обнаружили только это: что бы ни делал человек явно или тайно, это следует делать ради Аллаха Всевышнего, а не под влиянием души, страсти или мирских желаний».

Нам передали, что Абу ‘Али ад-Даккак, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Проявлять) искренность, значит беречься от взоров людей, а правдивость есть стремление выйти из повиновения душе. Искренний (человек) ничего не делает напоказ, а правдивый далёк от самолюбования». Сообщается, что Зу-н-Нун аль-Мисри, да помилует его Аллах, сказал: «Есть три признака искренности: одинаковое отношение к похвалам и порицанию простых людей, отказ от обыкновения полагаться на дела , и стремление к получению награды за то, что ты совершаешь, в мире вечном».

Нам передали, что аль-Кушайри, да помилует его Аллах, сказал: «Наименьшее проявление правдивости выражается в отсутствии различий между тайными и явными (делами)».

Сообщается, что Сахль ат-Тустари сказал: «Не ощутит аромата правдивости тот раб, который потворствует себе или другим». Ан-Навави, «аль-Азкар».

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]



[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

UmmFatima

avatar
Admin
Admin
“Поистине, дела (оцениваются)
только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) лишь
то, что он намеревался (обрести), и (поэтому) переселявшийся
ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел
жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся"
_____________________________
1 - Передатчик этого хадиса:

Им
является повелитель правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб бин
Нуфайль бин Абд аль-Узза аль-Кураши аль-Адави, праведный халиф, который
нашел мученическую смерть за веру у михраба во время молитвы в мечети.
Он был лучшим из членов этой общины после Абу Бакра, и являлся одним
из тех десяти, которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует,
порадовал вестью о рае. Он относился к числу наиболее знатных,
влиятельных и известных курайшитов, и Аллах укрепил им ислам, когда он
принял эту религию по призыву посланника Аллаха, да благословит его
Аллах и приветствует, вместе с которым он принимал участие во всех
походах и сражениях. После смерти Абу Бакра он правил халифатом в
течении десяти лет, и за это время было одержано множество побед, а
территория исламского государства значительно расширилась. Он был
лысым, одинаково хорошо владел обеими руками и выделялся среди других
людей высоким ростом и весьма смуглым цветом кожи. В тринадцати случаях
аяты Корана подтверждали правильность высказанного им ранее мнения, что
касается, например, ношения покрывала женщинами, запрета на совершение
молитв за лицемеров, необходимости казни всех взятых в плен во время
битвы при Бадре и избрания места стояния Ибрахима местом молитвы. Сила
его была такова, что шайтан предпочитал не ходить теми путями, которыми
ходил он.
Огнепоклонник Абу Лю’лю’а заколол Умара, да будет доволен им
Аллах, кинжалом, когда за четыре дня до окончания месяца зу-ль-хиджжа
23 года хиджры он проводил с людьми утреннюю молитву. Он скончался от
ран в возрасте шестидесяти трех лет и был похоронен рядом с посланником
Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакром, да будет
доволен им Аллах, в доме Аиши.

2 - Величие этого хадиса:

Все
авторитетные знатоки сунны сходились во мнении о том, что данный хадис
является достоверным. Аль-Бухари начинает свой “Сахих” именно им,
сделав его как бы своим вступительным словом и желая указать на то, что
всякое дело, которое совершается не ради Аллаха, является тщетным и не
принесёт плодов ни в мире этом, ни в мире ином. В этом хадисе
сформулирован один из важнейших принципов религии ислама, а имам
аш-Шафи’и сказал: ”Этот хадис заключает в себе треть знания”.

Имам
Ахмад
сказал: ”Основу ислама составляют собой три хадиса” -, упомянув
этот хадис, тот хадис, который начинается словами: ”Тот, кто внесёт
нечто новое в наше дело...”, а также хадис, начинающийся со слов:
”Дозволенное очевидно...”

Исхак бин Рахавайх сказал: ”Четыре
хадиса составляют собой основу этой религии” - , имея в виду те хадисы,
о которых говорил имам Ахмад, а также тот хадис, который начинается
словами: ”Каждый из вас формируется в утробе своей матери...”

То
же самое говорил и Абу Дауд, считавший, что именно эти четыре хадиса
являются основой сунны пророка, да благословит его Аллах и
приветствует.

3 - Вопросы, затронутые в этом хадисе:

Вопрос первый: что означает “намерение” (нийа) и что под этим подразумевается?

В общеупотребительном смысле слова “намерение” означает “стремление” или “желание”. Аллах Всевышний сказал:

Были среди вас те, кто желал мира этого, и те, кто желал мира вечного. (“Семейство Имрана”, 152.)

Что
же касается слова “намерение” как термина, использовавшегося знатоками
сунны, то под этим понималось различение (“тамййиз”), иначе говоря,
определение для самого себя цели совершения того или иного действия,
что подразумевало собой чёткое представление о том, ради чего оно
совершается: ради Аллаха, ради чего-то иного или же ради того и другого
вместе. В фикхе же под “намерением” понимается отделение одних видов
поклонения от других, примером чему может служить отделение поста в
рамадане от постов, соблюдаемых в любой иной период времени.

Вопрос второй: что подразумевается под делами?

Имеется
в виду совершение или несовершение всех обязательных, желательных,
допустимых, отвергаемых или же запрещаемых шариатом действий.

Зайд аш-Шами сказал:

-
Поистине, хотел бы я, чтобы каждому из моих действий предшествовало
определённое намерение, даже если речь будет идти о еде или питье.

В
обоих “Сахихах” приводятся слова Са’да бин Абу Ваккаса, да будет
доволен им Аллах, сообщившего, что пророк, да благословит его Аллах и
приветствует, сказал:

«Поистине, что бы ни потратил ты ради
Аллаха, ты обязательно получишь за это свою награду, даже если речь
идёт о том кусочке, который положишь ты в рот собственной жены!»

Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, также считал, что под “делами” подразумеваются дела поклонения Аллаху.

Вопрос третий: побуждение к формированию правильного намерения.

Этот
хадис имеет форму сообщения, однако смысл слов пророка, да благословит
его Аллах и приветствует, состоит в том, чтобы обратить внимание на
важность обладания определённым намерением, уделения внимания этому
Вопросу и необходимость стремления к формированию благих намерений, что
может сделать действия, совершаемые человеком, полезными. Таким
образом, смысл этих слов состоит в указании на то, что любое действие
должно преследовать определённую цель и предваряться определённым
намерением.

Вопрос четвёртый: действие следует за намерением, а воздаяние является следствием и того, и другого.

Некоторые
из знатоков сунны считали, что слова пророка, да благословит его Аллах
и приветствует: “...каждому человеку достанется лишь то, что он
намеревался обрести”
-, подтверждают собой то, что было сказано им до
этого, и означают то же самое, однако на самом деле эти слова заключают
в себе новый смысл, а именно: воздаяние, которое получит человек за
свои действия, будет соответствовать его намерениям, в то время как
предыдущие слова указывают на то, что действия связаны с намерениями и
устремлениями.
Таким образом, первые слова как бы указывают на то, что
дел без намерений не бывает, смысл же вторых состоит в том, что
намерениям будет придаваться не меньше значения, чем совершенным
действиям как таковым, и расчет с человеком будет произведён по
намерениям его.

Ибн Абд ас-Салям сказал:

— Первая часть этой
фразы поясняет собой, что именно из относящегося к делам будет
приниматься в расчёт, а вторая -что из этого следует.

Что же касается Ибн ас-Сам’ани, то он сказал:


Вторая часть этой фразы указывает на то, что за действия, не имеющие
отношения к поклонению, награда не полагается, если только совершивший
их не намеревался совершить их в надежде приблизиться к Аллаху.

Вопрос пятый: для того, чтобы дело было принято, оно должно удовлетворять двум условиям.

Человек,
прочитавший этот хадис, может решить, что для того, чтобы дело было
принято, достаточно одного лишь благого намерения, однако это не так,
поскольку в данном случае обязательно нужно помнить о том, что
говорится в другом хадисе, который приводится в обоих “Сахихах”. Аиша,
да будет доволен ею Аллах, передала, что посланник Аллаха, да
благословит его Аллах и приветствует, сказал:

« Любое дело того, кто совершит нечто, не соответствующее нашему делу1, будет отвергнуто ».

Таким
образом, одного лишь благого намерения недостаточно, необходимо ещё,
чтобы дела соответствовали руководству пророка, да благословит его
Аллах и приветствует, на что указывают и слова Аллаха Всевышнего:

И
пусть тот, кто хочет встретиться с Господом своим, вершит благие дела и
не поклоняется никому больше, кроме Господа своего
. (“Пещера”, 110.)

Что
касается “благих дел”, то ими являются такие дела, которые
соответствуют шариату, но можно привести и слова аль-Фудайля бин Ийада,
да помилует его Аллах, который, услышав слова Аллаха Всевышнего:

"... чтобы испытать вас и увидеть, кто из вас лучше по делам своим"
(“Власть”, 2.), — сказал: «Здесь “лучше” означает “искреннее” и “правильнее”».

Вопрос шестой: переселение (хиджра).

В
обычном словоупотреблении слово “переселение” подразумевает собой
покидание или оставление. Если же говорить об этом слове как о термине,
то общим его значением является “оставление страны неверных и
переселение в страну ислама”
, а особым - “отказ от неверия и ослушания,
запрещенных Аллахом, и обращение к тому, что угодно Аллаху”
. Именно на
это указывают слова хадиса, передаваемого со слов Ибн Амра и
приводимого в сборниках аль-Бухари, Абу Дауда, ан-Насаи и Ахмада. В
этом хадисе сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах
и приветствует, сказал:

«...а мухаджиром является лишь отказавшийся от того, что было запрещено Аллахом».

Таким
образом, более подходящим в данном случае является общее значение слова
“переселение”, хотя некоторые знатоки и склонялись к мнению о том, что
более подходящим является особое значение этого слова, поскольку они
принимали в расчёт то, в связи с чем были сказаны эти слова, однако
ниже мы приводим доводы в пользу того, что их соображения были
безоснова-тельными, а Аллах знает об этом лучше.

Вопрос седьмой: стремление к Аллаху едино, а прочие устремления могут быть разнообразными.

Именно
поэтому в первом случае посланник Аллаха, да благословит его Аллах и
приветствует, говорит: “...переселявшийся к Аллаху и к посланнику Его
переселится к Аллаху и посланнику Его...”-, что же касается всего
прочего, то он упоминает о двух мотивах переселения: мирских благах и
женщине, причём, по сути дела, это всего лишь примеры, так как подобных
мотивов или устремлений может быть очень много, ведь одни, переселяясь,
могли стремиться достичь высокого положения, другие - приобрести
известность и так далее. В связи с этим уместно вспомнить о том, что в
обоих “Сахихах” приводится хадис, передаваемый со слов Абу Мусы
аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что однажды
пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили, кто следует
путём Аллаха:

сражающийся ради того, чтобы показать свою
храбрость, сражающийся под воздействием ярости1 или сражающийся из
лицемерия? Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,
ответил: ”Путём Аллаха следует сражающийся ради того, чтобы превыше
всего было слово Аллаха”
— и эту мысль подтверждают также многие другие
хадисы и аяты Корана.

Вопрос восьмой: намерение, объединяющее в себе стремление не только к Аллаху, но и к чему-либо ещё.

Аллах Всевышний сказал:

"Тебе
и тем, кто жил до тебя, было внушено через откровение: ”Если будешь ты
поклоняться и другим богам помимо Аллаха, то тщетными окажутся твои
дела и будешь ты среди потерпевших ущерб"
. (“Толпы”, 65.)

В
“Сахихе” Муслима и “Сунан” Ибн Маджи приводится хадис, передаваемый со
слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, где сообщается, что
пророк,саллаЛЛАгу алейги ва салям , сказал:

«Аллах Всевышний сказал: Я менее чем кто бы то
ни было нуждаюсь в том, чтобы Мне придавали сотоварищей, а поэтому если
кто-нибудь сделает нечто не только ради Меня, но вместе с тем и ради
кого-то другого, Я покину и его, и его многобожие.»

Однако имам ат-Табари, ссылавшийся на мнение предшественников, указывал, что в расчёт следует принимать первоначальное
побуждение, так как если в основе своей намерение было связано только с
Аллахом, то тщеславие и прочие вещи, которые могут примешаться к этому
в дальнейшем, уже не повредят человеку.

Но наиболее
предпочтительным является мнение тех знатоков сунны, которые считали,
что если к первоначальному искреннему намерению в дальнейшем
примешаются и другие побуждения, а человек не отвергнет их, то в
результате дело его не будет иметь успеха.

4 - Причина:

Ибн Хаджар писал:

-
Ибн Дакик аль-Ид сказал: ”Передают, что один человек переселился из
Мекки в Медину не ради достоинства этого переселения (хиджры) как
такового, а для того, чтобы жениться на женщине по имени Умм Кайс, и
поэтому в данном хадисе говорится именно о женщине, а о других
возможных намерениях людей умалчивается”.

Историю человека,
переселявшегося из-за Умм Кайс, приводят также Са’ид бин Мансур и
ат-Табарани, который сказал: ”Однако нет здесь ничего,
свидетельствовающего о том, что именно этот случай побудил пророка, да
благословит его Аллах и приветствует, произнести эти слова, не дают
оснований говорить об этом и иные источники”.

Что же касается Ибн Раджаба, то он сказал:

-
Многие считают, что именно из-за того, кто переселился ради Умм Кайс,
пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
”...переселявшийся же ради мирских благ или ради того, чтобы жениться
на какой-нибудь женщине...”
—, и многие поздние авторы упоминают об этом
в своих книгах, однако мы не считаем, что для этого есть какие-нибудь
основания, а Аллах знает об этом лучше.

Имам Ибн аль-Мунзир
сказал: “Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине,
дела оцениваются только по намерениям»
указывают на все виды деяний, и
нет в этом исключений ни для одного дела, будь оно обязательным или
добровольным”. См. “аль-Аусат” 1/371.

salaf-forum



[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

UmmFatima

avatar
Admin
Admin
Rena пишет::sa2:

Баракалаху фики ухти Сара за тему, у меня тоже есть по теме выложу сюда

СДЕЛАННЫЙ ИБН ‘УСАЙМИИНОМ
(рахима-хуллаах)


Глава 1: О необходимости проявлять искренность (икхляаĉ) ипридерживаться благих намерений (ниййа) во всех делах и словах и в любых обстоятельствах - явных и тайных

Аллâх Всевышний сказал:
«А велено им было только поклоняться Аллâху, храня верность Ему в религии и будучи ханифами, совершать ĉаляат и отдавать закяат. Это и есть правильная религия». («Явное доказательство», 5).

Всевышний также сказал:
«Никогда не достигнет Аллâха ни мясо, ни кровь их, но достигнет Его ваше благочестие». («Хаджж», 37).

Всевышний также сказал:
«Скажи: Станете вы скрывать то, что в сердцах ваших, или обнаружите это, Аллâх это
знает...»
. («Семейство Имрâна», 29).

ШАРХ


Автор (имâм ан-Навави), да помилует его Аллâх, назвал главу «Глава о необходимости проявлять искренность и придерживаться благих намерений во всех делах и словах и в любых обстоятельствах – явных и тайных».

«Ниййа» (намерение) – его место в сердце и не место ему на языке ни в каком деле. Поэтому произносить намерение перед совершением молитвы (ĉаляат) или поста (ĉаум), или хаджа или вудуу', или перед другим делом – это привнесенное новшество (бид'а) в религию Аллâха и не относится к религии. Потому что Пророк (Ĉалл Аллâху ‘Алейхи уа Саллям) совершал омовение и молился, и раздавал милостыню (садаķа), и постился, и совершил хадж, но не произносил ниййа вслух. Он не говорил: «О Аллâх, я намереваюсь совершить омовение», или «О Аллâх, я намереваюсь совершить молитву», или «О Аллâх, я намереваюсь раздать милостыню», или «О Аллâх, я намереваюсь поститься» или «О Аллâх, я намереваюсь совершить хадж». Он не говорил так, и это потому, что место намерения – сердце. Как сказал Аллâх Всевышний в айяте, который привел автор: «Скажи: Станете вы скрывать то, что в сердцах ваших, или обнаружите это, Аллâх
это знает...»
.

И на человеке лежит обязанность (ваджиб) очищать намерение ради Аллâха (Пречист Он и возвышен) во всем поклонении, и он не должен ставить иной цели (ниййа) в своем поклонении, кроме Лика Аллâха и Вечной Жизни.

И это то, что приказал Аллâх в Своих словах: «А велено им было только поклоняться Аллâху, храня верность Ему в религии
(очищая перед Ним религию)»
, т.е. ее для дел: «совершать аĉ-ĉаляат и отдавать закяат. Это и есть правильная религия».


Необходимо придерживаться благих намерений во всех делах поклонения.

Например, человек намерился совершить омовение (вудуу'), и он делает это ради Аллâха и потому, как это приказал Аллâх. То есть, намерение
можно разделить на три вида:

1. намерение на поклонение;
2. намерение, что это ради Аллâха;
3. намерение совершить так, повинуясь приказу Аллâха.


И это совершенные виды нийата. Точно так же и в молитве:


Первое - намерение на молитву Зухр или ‘Аĉр, или Маґриб, или ‘Ишаа, или Фаджр или что-то помимо этого;

Второе - намерение, что будешь молиться ради Аллâха (Пресвят Он и возвышен) и не ради кого-либо, кроме Него, ты не молишься напоказ или для славы, не для того, чтобы тебя восхваляли из-за этого, и не для того, чтобы получить что-либо из имущества и мирского;

Третье - ты молишься, повинуясь приказу Аллâха, потому что Он сказал: «Совершайте ĉаляат (молитву)». «Когда же вы окажетесь в безопасности, то совершайте ĉаляат. Воистину, аĉ-ĉаляат предписан верующим в определенное время». «Совершайте ĉаляат и выплачивайте закяат» и другие приказы.

Автор, да помилует его Аллâх, упомянул несколько айятов, все они указывают на то, что место намерения в сердце, и что Аллâх Субханаху ва Тааля Знающий (Аалим) о намерении раба. Возможно, раб совершает какое-то дело, и люди видят, что это праведное дело, но оно испорченное. Его испортило намерение, потому что Аллâх знает, что в сердце, и человеку воздастся в День Суда только за то, что было в сердце, согласно слова Всевышнего:

«Воистину, Он властен вернуть его. В тот день подвергнут испытанию все тайны, и тогда не будет у него ни силы, ни помощника» (Идущий ночью 8-10), т.е известят тайны – сердца – как в Его словах: «Неужели он не знает, что, когда будет опрокинуто то, что в могилах, и когда обнаружится то, что в груди» (Мчащиеся 100.9-10) и в Акхыра будет награда и наказание исходя из того, что в сердце.

Что касается дунья, то мы судим по тому, что явно видно, и мы относимся к людям исходя из их явных поступков. И если явное совпадает с тем, что скрыто, тогда и то и другое является правильным (салих), и то, что человек скрывал и что показывал. А если они разошлись (явное и скрытое), и сердце поддалось испорченному намерению – мы прибегаем к Аллâха от этого – и что может быть хуже этого убытка!! Человек делает и устает, но нет ему доли в этом деле, как пришло в достоверном хадисе от Пророка (Ĉалл Аллâху ‘Алейхи уа Саллям), который сказал:«Аллâх Всевышний сказал: «Я совершенно не нуждаюсь в том, чтобы Мне придавали сотоварищей (если же) кто-нибудь совершит что-либо не только ради Меня, но и ради кого-то другого, Я откажусь и от него, и от его многобожия!» (Муслим, 2985).

О Аллâх, Аллâх!! О брат с чистым намерением ради Аллâх Субханаху уа Та‘аля!! Знай, что шайтâн придет к тебе в то время, когда ты собираешься совершить хорошее дело, и скажет тебе: «Воистину, ты делаешь это напоказ, поэтому твои стремления пропадут даром», но ты не обращай на это внимания и не следуй ему, а делай, и если он скажет тебе: «Ты, поистине, делаешь это ради показухи и славы», то ты спроси себя: «Разве ты делаешь это сейчас из-за показухи и славы?», ты непременно ответить: «Нет!!».

Тогда это наущения (уасуаса/уась-уась), которые внушает шайтâн твоему сердцу, не оборачивайся на это и делай благое и не говори, что сделал напоказ и тому подобное.



[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

UmmFatima

avatar
Admin
Admin
Нийят (намерение) - одно из двух условий принятия любого акта поклонения.Наличие нията преобразует обычное дело в акт поклонения. Место нийята - сердце,оно не произносится вслух. Произнесение намерения вслух является бид*а!

Совершенный/полноценный ният имеет 3 состовляющие:

1) ният для совершения определённого акта поклонения
2) ният для совершения его только ради Аллаха
3) ният на выполнение приказа Аллаха посредством этого акта поклонения

Шейх Мухаммед ибн Салих аль Утаймин (рахимагуЛЛах):

Имам ан-Навави ,да смилуется над ним Аллах,сказал: "Глава о необходимости проявлять искренность(икхляс)".Место намерению - сердце.И язык не является местом для намерения каким бы ни было дело.И поэтому тот,кто произносит намерение,желая сделать молитву или держать пост,или совершить хадж,или сделать омовение или что -либо еще из дел,является совершающим нововведение.Говоря в религии Аллаха то,чего в ней нет.Так как Посланник Аллаха молился,совершал омовение,давал садаqу,постился,совершал хадж и не произносил никогда намерение вслух.Он не говорил никогда "о Аллах,я намереваюсь совешить омовение,я намериваюсь совершить молитву,я намереваюсь держать пост,я намереваюсь совершить хадж,он никогда не говорил этого.
Всевышний Аллах знает,что в сердце у людей и ничто не скроется от него,как Он сказал:

قُلْ إِن تُخْفُواْ مَا فِي صُدُورِكُمْ أَوْ تُبْدُوهُ يَعْلَمْهُ اللّهُ وَيَعْلَمُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الأرْضِ وَاللّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ


(Скажи: “Станете вы скрывать то, что в сердцах ваших, или обнаружите это, Аллах это знает…

(“Семейство ‘Имрана”, 29).

И человек обязан делать своё намерение искренним ради Аллаха во всеx видах поклонения и не желать в своём поклонении ничего кроме Лика Аллаха и будущей жизни.И это то,что приказал ему Всевышний Аллах. Аллах сказал:


مَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاء وَيُقِيمُوا الصَّلَاةَ وَيُؤْتُوا الزَّكَاةَ وَذَلِكَ دِينُ الْقَيِّمَةِ

(А велено им было только поклоняться Аллаху, храня верность Ему в религии и, будучи ханифами совершать мо

литву и отдавать закят Это и есть правильная религия
( (“Явное доказательство”, 5).

Присуствие намерения необходимо во всех видах поклонения.Eсли человек намеревается совешить такое дело как омовение,он должен при этом помнить о том,что он делает это ради Аллаха,а также не забывать о том,что он выполняет приказ Аллаха.

Т.е. должно быть три вещи: намерение совершить омовение;намерение,чтобы это было ради Аллаха;намерение,что он выполняет приказ Аллаха.Это делает намерение совершенным,полным.

..И воздаяние рабу в Судный День будет за то,что было у него в сердце.Как сказал Всевышний Аллах:

إِنَّهُ عَلَى رَجْعِهِ لَقَادِرٌ

يَوْمَ تُبْلَى السَّرَائِرُ
فَمَا لَهُ مِن قُوَّةٍ وَلَا نَاصِرٍ

Воистину, Он властен вернуть его.
В тот день подвергнут испытанию все тайны,
и тогда не будет у него ни силы, ни помощника.
(86:8-10)


Т.е. когда станет явным скрытое.

Как сказал Всевышний Аллах:
أَفَلَا يَعْلَمُ إِذَا بُعْثِرَ مَا فِي الْقُبُورِ
وَحُصِّلَ مَا فِي الصُّدُورِ



когда будет опрокинуто то, что в могилах,
и когда обнаружится то, что в груди
(100:9-10)


И поэтому вознаграждение и наказание в будущей жизни будут за дела и за то,что в сердцах.Что касается этой жизни,то мы считаемся с внешними поступками.Поэтому мы относимся к людям в соответствии с тем,как они себя ведут.Однако если явное соответствует скрытому,то будет праведным и внешнее и внутреннее,и скрытое и явное.А если они не соответствуют,т.е. если намерение в сердце не будет праведным,то человек понесёт величайщий убыток.

Пользы,выведенные учеными из следующего аята:

قُلْ إِن تُخْفُواْ مَا فِي صُدُورِكُمْ أَوْ تُبْدُوهُ يَعْلَمْهُ اللّهُ وَيَعْلَمُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الأرْضِ وَاللّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ




(Скажи: “Станете вы скрывать то, что в сердцах ваших, или обнаружите это, Аллах это знает…


1) указание на то,что Посланник :саллаЛЛАгу алейги ва саллям должен был донести до людей то,что Аллах знает,что в их сердцах
2) указание на атрибут Аллаха - Знание
3) указание на то,что Знание Аллаха всеобъемлюще,что Он subwataala знает обо всём
4) указание на то,что разум и желание - в сердце. Как на это указывают и другие контексты Курана и Сунны
5) опровержение джабриитам,которые говорят,что у человека нет выбора
6) указание на то,что человек может скрывать в сердце то,чем недоволен Всевышний Аллах subwataala ,поскольку в нём есть угроза(перевод смысла):
<<Станете вы скрывать то, что в сердцах ваших, или обнаружите это>> и поэтому человек должен быть осторожен
7) указание на то,что человек всегда должен быть связан с Всевышним Аллахом :саллаЛЛАгу алейги ва саллям ,вспоминая о том,что Всевшний Аллах знает о том,что у него в сердце

Шейх Усеймин к толкованию хадиса от Умара :радыаЛЛагу ангу сказал:

"поскольку этот раздел посвящен искренности намерения ради Аллаха и тому,что такое намерение должно быть в каждом слове и деле и в каждом положении, имам ан-Навави упомянул аяты ,связанные с этим вопросом,а также он - да смилуется над ним Аллах - привёл хадисы на эту тему.И начал он с хадиса от Умара ибн Аль Хаттаба,который сказал: Я слышал, как посланник Аллаха :саллаЛЛАгу алейги ва саллям сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести).

Ученые разошлись во мнениях относительно этих двух предложений.Некоторые из них сказали,что оба они несут один и тот же смысл,и второе подтверждает первое.Однако,это не совсем правильно,поскольку основа в словах утверждения - что каждое предложение имеет свой отдельный смысл,а не подтверждение.Об этом гласит арабское правило.Кроме того,если внимательно посмотреть на эти предложения,то обнаружится,что между ними огромная разница.Первое предложение - это причина,а второе - результат.В первом предложении Пророк :саллаЛЛАгу алейги ва саллям говорит,что в каждом деле должно присутствовать намерение.Какое бы дело не совершал разумный человек по своей воле,он делает это намеренно.И невозможно,чтобы было иначе,если речь идёт о здравомыслящем,вольном человеке.Даже некоторые ученые сказали,если бы Аллах обязал нас делами без намерений,то это было бы для нас непосильно.И это действительно так.Как ты,будучи разумным ,вольным человеком можешь совершать дела без намерений? Это невозможно.Так как дело - это результат желания и возможности.А желание - это и есть немерение.И так первое предложение <<Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям >> означает ,что кто бы не совершил какое либо дело,он делает это по намерению.Однако разница между намерениями может быть огромная.У некоторых могут быть возвышенные намерения,а у других подобно мусору в глубокой яме.Иногда мы видем двух людей,совершающих одно и то же дело,одновременно начавших его и закончивших его вместе.Одни и те же слова,одни и те же дела,однако разница между ними может быть как между небом и землёй из-за различия в их намерениях.Поэтому основой является то,что в любом деле присутствует намерение.Однако намерения могут быть разными,значит результатом этому будут слова пророка <<каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести)>>.Поэтому человеку достанется только то,что он намеревался приобрести.Если при совершении благих дел ,в его намерениях был Аллах и тот свет,он приобретёт это.А если он желал чего-то мирского,то может быть ему будет дано это,а может быть и не будет ему это дано.Как сказал Всевышний Аллах:
مَّن كَانَ يُرِيدُ الْعَاجِلَةَ عَجَّلْنَا لَهُ فِيهَا مَا نَشَاء لِمَن نُّرِيدُ


Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем. (17:18)

Аллах subwataala ограничил в этом аяте то,что даёт,и тех,кому даёт.Отсюда следует,что есть такие люди,которым даётся из мирского то,что они хотят,а также те,которым даётся только часть того,что они хотят,а также есть те,которым ничего не даётся.В этом и заключается смысл аята:
مَّن كَانَ يُرِيدُ الْعَاجِلَةَ عَجَّلْنَا لَهُ فِيهَا مَا نَشَاء لِمَن نُّرِيدُ


Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем (17:18)

Дальше Аллах продолжает:
وَمَنْ أَرَادَ الآخِرَةَ وَسَعَى لَهَا سَعْيَهَا وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَأُولَئِكَ كَانَ سَعْيُهُم مَّشْكُوراً




А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены.(17:19)

Всевышний Аллах subwataala не сказал о тех,кто желает ту жизнь и стремится к ней,что Он даст ту жизнь,кому пожелает,и столько,сколько пожелает.Нет.Он сказал,что Он даст.Т.е. он (человек) обязательно соберёт плоды своих дел,которые он делал искренне ради Аллаха,желая той жизни.Поэтому,как сказал Пророк :саллаЛЛАгу алейги ва саллям <<каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести)>>.

Слова Пророка :саллаЛЛАгу алейги ва саллям <<Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям >> являются мерилом внутренней стороны всех дел.

А что касается хадиса,который передали имам альБухари,имам Муслим,со слов Аиши radiaLLax2 ,что Посланник Аллаха :саллаЛЛАгу алейги ва саллям сказал:
"Если кто-нибудь внесёт в это наше дело нечто новоe и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто",то он является мерилом внешней стороны всех дел.И это два условия для принятия дел.Поэтому ученые говорят,что в этих двух хадисах собрана вся религия.

Затем Пророк :саллаЛЛАгу алейги ва саллям привёл пример соответствующий этому хадису и сказал: <<и поэтому (человек, совершавший) переселение к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и посланнику Его переселявшийся же ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся >> И хиджра ,о которой говорит Пророк :саллаЛЛАгу алейги ва саллям в этом хадисе,это переселение человека из страны куфра в страну,где живут мусульмане.Намерения людей,совершающих хиджру могут быть различные.

Первая категория людей - это те,кто оставляет свою страну и совершает хиджру к Аллаху subwataala и Его Посланнику :саллаЛЛАгу алейги ва саллям ,т.е. к шариату,которым Он обязал людей языком Своего Посланника;и такой человек приобретает благое и приобретает то,чего он желал.Поэтому Пророк :саллаЛЛАгу алейги ва саллям сказал о таком человеке то,что он переселился к Аллаху и Его Посланнику.Т.е. он достиг того,что намеревался.

Вторая категория людей совершает хиджру ради чего-нибудь мирского.Например,человек любит копить деньги и услышал,что в какой-то арабской стране есть благодатная почва для заработка денег,и он переселяется из страны куфра в страну ислама только из-за этого.Он не желает укрепиться в своей религии и его это совершенно не заботит.Главное,что его заботит - это деньги.

Третья категория людей - те,кто переселяется из страны неверия в страну ислама,чтобы жениться на какой-то женщине.И тот,кто желает женщину,не является тем,кто переселился к Аллаху subwataala и Его Посланнику :саллаЛЛАгу алейги ва саллям .Поэтому Посланник Аллаха :саллаЛЛАгу алейги ва саллям говорит о нём <<переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся >>

Пророк :саллаЛЛАгу алейги ва саллям сказал <<переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся >> и не сказал <<он переселится к мирскому или переселится ради женщины,на которой хотел жениться>> Почему? Некоторые ученые сказали,чтобы сократить слова.Потому что если бы он сказал <<он переселится к мирскому или переселится ради женщины,на которой хотел жениться>> ,получилось бы длинное предложение,а Пророк :радыаЛЛагу ангу описан тем,что он говорил кратко,однако с большим смыслом.Поэтому он лишь просто сказал <<переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся >>

Другие же считают,что Пророк :саллаЛЛАгу алейги ва саллям не стал этого говорить из-за презрения и нежелания упоминать об этом,так как это порочное и презренное намерение.

В любом случае тот,кто желал в своём переселении чего то мирского или желал женщины,нет сомнения,что его намерение низкое и презренное,тщетное,в отличие от первого,который совершил хиджру к Аллаху subwataala и Его Посланнику :саллаЛЛАгу алейги ва саллям .

Пользы,извлекаемые из хадиса:



  • кто был искреннен в требовании Истины,Аллах даст ему больше ,чем он желал
  • гарантом действительности дел является искреннее намерение
  • искренность обязательна в намерении
  • искренностъ бывает двух видов ,как об этом говорят ученые:


1) намерение/искренность в поклонении (ради Аллаха)
2) намерение,которое различает дела человека


  • указание на величие намерения/искренности
  • запрет намерения не ради Всевышнего Аллаха
  • праведное намерение превращает простое дело в поклонение
  • указание на хороший метод преподавания Пророка :саллаЛЛАгу алейги ва саллям (процесс деления и сравнения)
  • намерение должно быть в сердце


Шарх шейха Усаймина к "Сады праведных" ан-Навави


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку][Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]



[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

АльЯсмин

avatar
Сестра
Сестра
Субхан Аллах
Джазаки Ллаху Кхайран ухти

UmmFatima

avatar
Admin
Admin
waiyaki2 linie4



[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

UmmFatima

avatar
Admin
Admin



[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Спонсируемый контент


Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения