7. Опасность слов, сказанных об Аллахе и Его посланнике без знания
Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Аллах, хвала Ему, запретил ссылаться на Него при вынесении фетв и судебных решений, не имея на то знания, сделав подобный поступок не только одним из величайших запретных деяний, но и возведя его в разряд самых тяжких.
Всевышний Аллах сказал:
Скажи: «Поистине, запретил Господь мой только непристойные дела, явные и тайные, и все греховное, и притеснение без права, и чтобы поклонялись вы наряду с Аллахом тому, о чем Он не ниспосылал никаких доводов, и чтобы говорили вы об Аллахе то, чего не знаете!» («Преграды», 33).
В этом аяте Аллах делит все запретные дела на четыре категории и перечисляет их, начиная с того, что запрещено менее строго, – мерзких поступков. Вторым Он упоминает то, что запрещено более строго, чем первое… А четвертым упоминает то, что запрещено более строго, чем все, перечисленное ранее, – говорить об Аллахе то, чего не знаешь. Сюда входят слова, сказанные без знания об Аллахе относительно Его имен, атрибутов и деяний, а также относительно Его религии и законоположений».
В другом месте Ибн аль-Каййим сказал: «Всевышний Аллах высказал свое порицание тем, кто разрешает или запрещает в Его религии что-либо от себя, не имея на то доказательств, ниспосланных Аллахом.
Всевышний сказал:
не говорите о лжи, слетающей с языков ваших: «Это дозволено, а это запретно»[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку], чтобы не возводить ложь на Аллаха («Пчелы», 116).
Один из предшественников сказал: «Пусть каждый из вас остерегается говорить: «Аллах разрешил то-то, Аллах запретил то-то», – чтобы не сказал Аллах (в ответ): «Ты солгал. Я не разрешал это, и не запрещал это». Т.е. (следует остерегаться) разрешать или запрещать что-либо, основываясь только на собственном мнении и не имея на то доказательств от Аллаха и Его посланника…».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Малик сказал: «Никто из тех, кто повелевал людям, а также из тех, кто жил до нас, и я никогда не видел, чтобы те, у кого я беру пример, говорили о чем-либо: “Это дозволено, а это запрещено”. Они не осмеливались на это, а только говорили: “Это нежелательно, мы считаем это хорошим, это необходимо, мы так не считаем”.
Аль-Касим ибн Мухаммад сказал: «Для человека лучше жить, оставаясь невеждой, чем говорить об Аллахе то, чего он не знает».
Аль-Асма‘и спросили о хадисе пророка, саллаЛЛАгу алейги ва саллям ,
إِنَّهُ لَيُغَانُ عَلَى قَلْبي
«Поистине, сердце мое окутывается»[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]. «Что означает «окутывается?». Он ответил: «Если бы эти слова были сказаны не пророком, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , то я бы объяснил их, но я не осмеливаюсь объяснить сказанное пророком, саллаЛЛАгу алейги ва саллям ».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] То есть не разрешайте и не запрешайте ничего такого, что выдумано вами самими и не имеет под собой никакой тв¸рдой основы.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] См.: Афат аль-‘ильм, с. 42.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Передал Муслим (2702) со слов аль-Агарр аль-Музани, да будет доволен им Аллах. Значение хадиса, ва-л-Лаху а‘лам (Аллах лучше знает), разъясняет кади ‘Ийад, да смилуется над ним Аллах: «имеются в виду моменты, когда он допускал невнимательность в совершении зикра
(произношении слов поминании Аллаха), который он произносил постоянно. И если по какой-либо причине он проявлял некоторое послабление в этом деле, то считал это грехом и просил прощения у Аллаха».