Красота и достоинство таухида
ФОРУМ ЗАКРЫТ!!
Красота и достоинство таухида
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Красота и достоинство таухида

Мудрые высказывания
Использование своего времени E39450899e0f2c8023ea26ab83e884cd
Са’ид ибн Джубайр, Хасан аль-Басри и Суфьян ас-Саури говорили: “Не будут приняты слова, кроме как с делами. И не будут приняты слова и дела, кроме как с правильными намерениями. И не будут приняты слова, дела и намерения, кроме как в соответствии с Сунной”. аль-Лялякаи в “И’тикъаду ахли-Ссунна” 1/57, Ибн аль-Джаузи в “Тальбису Иблис” 9, аз-Захаби в “Мизануль-и’тидаль” 1/90


Шейх Ибн Къасим говорил:
“В призыве к Аллаху (да’уа) необходимы два условия: первое, чтобы призыв совершался только ради Аллаха, и второе, чтобы призыв соответствовал Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). И тот, кто испортил первое, стал многобожником, а тот, кто испортил второе, стал приверженцем нововведений!” См. “Хашия Китаб ат-таухид” 55.


Имам Малик говорил:
“Клянусь Аллахом истина лишь одна и два противоречащих друг другу мнения, одновременно правильными быть не могут!” См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/82.


Имам аш-Шафи’и:
“Тот, кто требует знание без доказательств, подобен тому, кто собирает ночью дрова, который вместе с дровами берет и змею, жалящую его!” аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 1/211.


Шейх Ибн аль-Къайим сказал:
“Известно, что когда произносится ложь и умалчивается истина – это порождает незнание истины и приводит к заблуждению людей!” См. “ас-Сау’аикъуль-мурсаля” 1/315.

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Использование своего времени

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]






Введение.
Некоторые советы и наставления относительно распоряжения временем:
1. Составление подробного плана.
2. Необходимость соблюдения распорядка дня.
3. Начинание дел ранним утром.
4. Неуклонно совершаемое малое дело лучше, чем значительное, но не постоянное.
5. Уединение и редкое общение с простыми людьми. Что значит должное уединение?
Как следует общаться с простыми людьми?
6. Отдых.

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

Введение

Данная глава является частью предыдущей, но мы выделили ее отдельно, во-первых, в виду ее важности, а во-вторых, чтобы иметь возможность более подробно изложить (суть вопроса).

Знай, искатель знания, что тебе необходима точная и продуманная система, которой ты должен неукоснительно следовать, чтобы как можно более полно воспользоваться своим временем. Ведь беспорядок, небрежность и стихийность – самые большие враги искателя знания. И никто так не нуждается в распределении своего времени, как учащиеся, поскольку на их долю выпадает огромное бремя забот, и им даже кажется, что дел, которые они должны выполнить, больше, чем времени.

И искатель знания должен распределить свое время между обязательными и прочими делами с тем, чтобы одно не мешало другому, незначительные дела не мешали важным, важные – наиболее важным, а необусловленные временем – ограниченным по срокам. Срочные дела должны выполняться прежде остальных, а несрочные – после. То, что ограниченно по срокам, всегда следует выполнять вовремя.


UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

Некоторые советы и наставления относительно распоряжения временем

1. Составление подробного плана


Всегда старайся составить подробный план своих занятий и план заучивания наизусть (текстов Корана и хадисов) и соблюдай его. И не беда, если время от времени ты будешь вносить в
него изменения в соответствии с новыми требованиями[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

B книге «Фанн аль-кира’а ва-д-дарс» («Искусство чтения и учебы») говорится следующее: «В учебе так же, как в торговле и военных походах, человеку следует составить план работы. Учащийся, который четко устанавливает распорядок своего дня и затем принимается за учебу,
избавляет себя от многих забот и приобретает значительный заряд (энергии) и усердия. В действительности план, который человек составляет для себя и выполняет изо дня в день, вскоре становится для него обычным и простым делом, одним из многих. Другими словами, когда нам необходимо решить несколько вопросов одновременно, то, скорее всего, с некоторыми из них мы не справимся, поскольку один вопрос препятствует решению другого, и давление каждого из них мешает всецело отдаться решению кагого-либо одного из них. Таким образом, мы безо всякой пользы переходим от одного вопроса к другому сразу же после того, как (поверхностно) его рассмотрим, небрежно откладывая в сторону решение каждого из них…

Определенное место, отведенное для занятий, имеет не менее важное значение, чем определенное для этого время. Пусть у тебя будут личный стол и стул, предназначенные только для учебы и умственного труда. И через некоторое время это место станет
символизировать для тебя урок.

Многие полагают, что секрет успеха таится в приучении человеком самого себя к дисциплине и
постоянному труду. Один из крупных врачей, сэр Вильям Ослер, задал группе студентов следующий вопрос: «Как ты можешь наиболее эффективно воспользоваться своими талантами, затратив при этом минимум усилий?». Затем сам же ответил на поставленный вопрос: «Я смогу это сделать путем воспитания в себе духа дисциплины. Я говорю именно «воспитание»,
поскольку многим из вас будет довольно трудно приучить себя к ней. Есть люди, которые с рождения получили склад ума, предрасположенный к дисциплине. Но в то же время есть люди с другим складом ума, которые должны объявить самим себе долгую войну, чтобы искоренить врожденную предрасположенность к беспорядку и небрежности в делах… Я обращаюсь в
особенности к вам, поскольку вы пока еще в начале своего жизненного пути и будущее каждого из вас зависит от тех привычек, которые вы воспитаете в себе в этот щекотливый период жизни». Соблюдать обыкновенную системность (в каком-нибудь деле) довольно несложно, однако внедрять ее в распорядок своей повседневной жизни нелегко. Определи для каждой части своего дня обязательное дело[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку], (которым ты будешь заниматься в это время), и посредством упражнений и практики развивай в себе умение сосредоточиться.

Что же касается подробного изложения отдельных пунктов распорядка дня, то каждый определяет их для себя сам. Определи количество времени, которое ты собираешься уделить учебе, но помни, не строй чересчур «идеальных» планов. Будет лучше, если ты взвешенно и
справедливо оценишь свои умственные способности, не переоценивая себя и не умаляя своих возможностей. Затем выбери для себя время в течение дня, когда бы ты предпочел заняться умственным трудом, будучи уверенным в том, что регулярно и ежедневно в это время ты будешь иметь возможность для этого. Ты также можешь выбирать для своей учебы различное время в течение дня. Это неплохо при условии, что ты возьмешь за привычку неизменно учиться в это время.

Кроме того, тебе необходимо определить, сколько времени уделить каждому предмету, и, составить расписание занятий в соответствии с временными рамками. Конечно, ты не сможешь заранее точно определить, сколько времени тебе понадобится для изучения каждого предмета или когда ты предполагаешь начать следующий урок, ведь учебный процесс не может оставаться таким жестким. Но все же лучше, если каждый день ты будешь ориентировочно определять,
сколько примерно времени у тебя уйдет на то или иное занятие, и составлять расписание, на основе которого и будешь строить свои занятия. Таким образом, ты избавишься от вопроса, «с какого урока начать?», и перестанешь переживать по поводу тех «дел, которые должен был
выполнить».

Но большинство учащихся не знают, как распорядиться своим временем. Фактически знание в деталях о том, как следует распоряжаться своим временем, на сегодняшний день является
для тебя первым значительным шагом в сторону образа жизни на основе наиболее эффективного ежедневного графика…

Подумай над причинами напрасной траты своего времени и хорошенько поразмысли над тем, как можно восполнить каждую потерянную тобой минуту.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Важную роль при составлении плана и внесении в него изменений имеет испрашивание помощи у Аллаха (истрихара).

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Молитва, сроки совершения которой строго определены по времени, а также другие заповеди и нормы поведения в Исламе вселяют в мусульманина дух дисциплины и помогают ему определить для каждой части своего дня обязательное дело.

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

2. Необходимость соблюдения распорядка дня

Искатель знания! Не откладывай на завтра то, что должен сделать сегодня. Ведь завтра у тебя
будут другие дела и обязанности, которые не позволят заняться делами вчерашними.

На завтра не откладываю я, поддавшись лени,
Что и сегодня сделать я могу,
Поскольку завтра – это день того, кто слаб
(и в деле Не может сделать ровно ничего).

И знай, что если день пройдет, то он унесет с собой все, что в этот день было. И если ты отложишь свои дела сегодня, то завтра тебе придется выполнить работу за два дня. Омару ибн
‘Абдуль‘азизу сказали: «Отложи это на завтра». На что он ответил: «Мне трудно справиться с делами одного дня, а что будет, если на меня навалится работа за два дня?!»


Если ты всегда будешь исполнять обязанности и дела, которые наметил на день, то приобретешь покой и полноценно выполнишь свою работу.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] См. «Предостережение не оттягивать и не откладывать (дела)» в предыдущей главе «Бережливое отношение ко времени».

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

3. К делам следует приступать ранним утром

В книге «аль-Джами‘…» аль-Хатиб аль-Багдади написал главу под названием «Заблаговременный приход на урок хадиса», где привел следующий хадис:
اللَّهُمَّ بَارِكْ لأُمَّتِي فِي بُكُورِهَا


«О Аллах! Благослови мою умму в (их делах, которые они начинают) ранним утром!»
.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Затем автор передает, что Ибн Омар, комментируя слова «начинают ранним утром», сказал: «рано приходят на учебу и (в мечеть, чтобы занять место) в первом ряду».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]«Первая часть дня – это благословенное время для путника, когда он проходит огромные расстояния».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Но многие искатели знания сегодня упускают (эту возможность получить) благословение, обещанное им после того, как пророк, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , произнес словa мольбы (ду‘а)! Более того, некоторые из них просыпаются за несколько минут до восхода солнца, (поспешно) совершают утреннюю молитву,
будто что-то клюют, затем вновь продолжают спать, как будто они и не слышали подобного
хадиса!

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Достоверный хадис, который передали Абу Дауд (2606) и ат-Тирмизи (1212) со слов Сахра аль-Гамиди. См. «Сахих Абу Дауд» (2270).

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Аш-Шихаб аль-лами‘- краткое изложение «Аль-Джами‘ ли’ахлак ар-рави ва адаб ас-сами‘», с. 38.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] ‘Аид аль-Карни. Тадж аль-фава’ид, с. 30.

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

4. Неуклонно совершаемое малое дело лучше, чем значительное, но непостоянное

В хадисе говорится:

أَحَبُّ الأعْمَالِ إِلَى اللَّهِ تَعَالَى أَدْوَمُهَا وَإِنْ قَلَّ


«Больше всего Аллах любит те дела, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их будет немного»
.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Ан-Навави сказал: «Этот (хадис) побуждает к постоянству в делах, а также в нем говорится о том, что небольшое, но неуклонно совершаемое дело лучше, чем значительное, но непостоянное… Постоянно совершаемое небольшое дело приносит намного больше пользы, чем значительное, но непостоянное».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Распредели свое время как днем, так и ночью в соответствии со своими возможностями и условиями и специально выдели какую-то часть времени для определенного дела, которым будешь неуклонно ежедневно заниматься, например заучивать наизусть Коран. Другую часть
времени выдели для другого занятия, например заучивания хадисов, а третью – для изучения фикха…

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Передали аль-Бухари (5861) и Муслим (783) со слов Айши.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Комментарии ан-Навави к хадису Муслима (3/331).

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

5. Уединение и редкое общение с простыми людьми

Со знанием наедине оставшись,
Находит радость человек,
В душе он веру сохраняет,
Когда один он, одинок.
От сплетен бережет себя,
Обиды друг не причиняет,
Клеветника не видит он,
Завистников своих он не встречает.
А лучшие друзья для человека – книги,
Что знания ему дают и нравственности научают,
Они – как разум, здравый смысл,
Который в жизни человеку непременно помогает.

Ибн аль-Джаузи сказал: «Общение с простыми людьми – это искушение для веры человека, если только он не будет оберегать себя в своих беседах с ними и воспрепятствует им говорить, рассказывая сам, и предоставит им лишь только слушать».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

И искателю знания следует «отдать предпочтение уединению, ведь ничто так не напоминает о вечной жизни, как одиночество…И человек, прохаживаясь какое-то время по рынку, под впечатлением увиденного забывает то, что знает. А что если к тому же постоянно навещает богатых людей и прельщается их богатством?! Уединение же позволяет человеку успокоить
душу, собраться с силами, задуматься о последствиях, подготовиться к смерти и запастись для этого всем необходимым»
.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Ибн аль-Джаузи также сказал: «Я видел, как привычки заставляют людей напрасно терять время, тогда как наши предки предостерегали от этого.

Аль-Фудайл сказал: «Я знаю таких людей, которые подсчитывают все свои слова от пятницы до пятницы».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Доктор Халдун аль-Ахдаб сказал: «Если мы посмотрим на тех, кто смог воспользоваться короткими мгновениями своей жизни и добиться таких результатов и плодов своего труда,
что вызывает удивление и изумление, то увидим, что они дружили только с трудолюбивыми, старательными, выдающимися и умными людьми, которые дорожили своим временем так же, как дорожили своей жизнью, поскольку время – это жизнь.

И дружба с такими выдающимися, усердными и дорожащими каждой минутой и секундой людьми оказало серьезное влияние на деятельность таких (известных людей), как имам Ибн Джарир ат-Табари, Ибн ‘Акиль аль-Ханбали, Ибн ‘Асакир ад-Димашки, Ибн Таймиййа, Ибн
аль-Каййим, Ибн ан-Нафис, аль-Миззи, аз-Захаби, Ибн Хаджар и других подобных им ученых, оставивших после себя колоссальное неоценимое наследие.

Автор книги «аль-Фунун…» имам Ибн ‘Акиль аль-Ханбали сказал: «В молодости Аллах всячески оберегал меня от грехов и всю мою любовь ограничил любовью к знанию и его обладателям. Я
никогда не общался с любителями забав и дружил только с такими же студентами, как и я сам».

Того, кто предан (знанию), кому сопутствует помощь Аллаха и кто стремится к возвышенному, ты можешь увидеть только в обществе заслуженных, усердных, мудрых, умных и обладающих
знанием людей. (Ведь он желает), чтобы то, чем они обладают, или часть оного досталась и ему, чтобы стать таким же, как они, или (хотя бы) похожим на них.

Дружба с подобными людьми научит тебя опережать время, а дружба со скверными людьми – бесплодно терять его. Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «О человеке судите по его другу, ведь он берет себе в друзья лишь подобного себе». И да упаси нас Аллах от дружбы со скверными людьми».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Сайд аль-хатир, с. 419.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Сайд аль-хатир.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Сайд аль-хатир с.601-602.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Саваних ва та’аммулат фи кийймат аз-заман, с. 48.; Улув аль-химма, с.355 – 356.

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

Что значит должное уединение?

Имам аль-Хаттаби[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]сказал: «Говоря об уединении, да смилуется над тобой Аллах, которое мы избираем для себя, мы не хотим сказать, что (следует) отделиться от общества людей и отвергнуть их права, связанные с поклонением, распространением приветствий, ответом на приветствия (других) и тому подобными обязательными для них правами, делами сунны[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
и одобряемыми обычаями, уклоняясь от них под благовидным предлогом. Под уединением мы понимаем только необходимость отказаться от ненужных дружеских отношений и отвергнуть излишнюю дружбу и все бесполезные связи, в которых ты не нуждаешься».

Как следует общаться с простыми людьми?

Ибн аль-Джаузи, рассказывая о том, как простые люди растрачивают время ученых, сказал: «Если хозяин дома окажется мягок, то его гость проникнется сильным желанием (пообщаться) с ним, будет засиживаться, и не исключено, что причинит ему неудобства».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

В действительности общение с простыми людьми требует (от человека) огромной мудрости. Они навещают искателя знания, пользуясь своим правом быть гостем в его доме, однако засиживаются у него и с интересом слушают его, только если речь идет о мирских делах. Иной раз они сами начинают что-то рассказывать, и их уже не остановить! Лучшее, что может
сделать искатель знания в подобном случае, – это заранее подготовить для них некоторые подходящие книги и почитать им полезные стихи, мудрые изречения и поучительные рассказы. Его чтение будет для него самого учебой, а для них – уроком и наставлением. Ибн аль-Джаузи говорит: «Я заметил, как много людей по своему обыкновению часто приходят ко мне в гости и называют свои визиты услужением. Они хотят, чтобы им составили компанию, передают слова людей и говорят о том, что их не касается, перемежая свои рассказы сплетнями.

И это то, что делает большинство людей в наше время. А иной раз и тот, кого посещают, сам желает и жаждет подобных визитов, не терпя одиночества. Особенно в дни праздников
и поздравлений ты видишь, как люди навещают друг друга. Но они не ограничиваются
лишь высказыванием своих поздравлений и приветствий, а расточают время, предаваясь тому, о ч¸м уже упомянуто.

А когда я понял, что время – это самое дорогое и им необходимо воспользоваться для совершения благих дел, я возненавидел эти визиты и встал перед выбором: если я выскажу им свое неодобрение, то встречу непонимание, поскольку положу конец привычному, а если смирюсь с этим, то потеряю время. И я стал всячески избегать встреч. Когда же это мне не удавалось, я старался быть краток, чтобы быстрее расстаться.

Затем на время их визита я приготовил некоторые дела, которые не препятствуют беседе, чтобы время не прошло даром. Я был готов к тому, чтобы во время нежелательных встреч резать бумагу, очинять калем и сшивать тетради, поскольку делать это (все равно) необходимо, что (к тому же) не требует размышления и вдохновения. И я припас эти дела на время таких визитов, чтобы не терять ни минуты своего времени».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Проблема не только в простых людях. (Даже) многие искатели знания и некоторые ученые не считаются со временем и теряют как свое время, так и время тех, с кем общаются и кого
навещают. И это заставило Ибн аль-Джаузи сказать следующее: «Нет сегодня лучшей компании, чем книга, которая раскрывает тебе тайны предшественников. Что же касается компании ученых, то она (может оказаться) опасной, если они не будут разговаривать, вспоминая по большей части о вечной жизни».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

«Разумный человек общается только с наилучшими, достойными подражания людьми: набожными, знающими, серьезными и кроткими. И если он не найдет того, кто бы обладал этими качествами, то пусть предастся знанию и чтению книг, как сказано (в стихах):

Знание – друг преданный,
Когда я одинок, то с ним уединяюсь,
В тоске и горести в нем утешение ищу,
Когда ж делами я не занят,
То слаще знания услады не найду.

Достойные люди сказали: “Книга – это собеседник, который не лицемерит, не дает скучать, не упрекает, если оставишь его, и не выдаст твоих секретов”.

Один халиф послал за одним ученым, чтобы посоветоваться с ним. И когда слуга пришел к нему, то нашел его сидящим среди книг и читающим их. Слуга сказал: “Повелитель правоверных зовет тебя!”. Тот ответил: «Скажи ему: “У меня сейчас мудрые люди, с которыми я веду беседу. Когда освобожусь от них, приду”. Когда слуга вернулся и сообщил об этом халифу, тот воскликнул: “Горе тебе! Кто те мудрецы, что были у него?”. Слуга ответил: “Клянусь Аллахом, о повелитель правоверных, у него не было никого!”. Халиф повелел: “Сейчас же приведи его ко мне, так или иначе!”.Когда ученый пришел, халиф спросил: “Кто те мудрецы, что были у тебя?”. Он ответил:

“О повелитель правоверных!
Есть собеседники у нас, чьи разговоры никогда не утомляют.
Они умны, всегда верны, и им неважно, коль с ними ты или одни они.
Мы знание прошлых лет, умение мыслить, воспитание,
И славу, и господство получаем, общаясь с ними. Кто же вы?
Коль скажешь, что мертвы они, то не познаешь,
А скажешь – живы, то никто не сможет отрицать слова твои».

И понял халиф, что речь идет о книгах, и не стал порицать гостя за опоздание.

Аль-Джахиз сказал: «Я пришел к Мухаммаду ибн Исхаку, когда он был правителем Багдада. Он был в своем диване[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку], а люди стояли перед ним как вкопанные. Затем через какое-то время я вновь пришел к нему, когда он был один, и обнаружил его сидящим в своей библиотеке среди
книг, тетрадей и рукописей, и я никогда не видел его более благоговеющим и робким, чем тогда».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] См. также: ‘Амр ‘Абдульмун‘им. Ахлак махмуда фи талаб аль-‘ильм, с. 46; см. также заключительную часть работы «аль-‘Узла фи аль-адаб аш-шар‘иййа», т. 3, с. 449 и далее.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Сунна – здесь: пример жизни пророка Мухаммада, , как руководство для мусульман.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Сайд аль-хатир, с. 602.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Там же.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Саид аль-хатир, с. 419.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Диван – ведомство, канцелярия.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Иршад ат-туллаб, с. 121 – 123.

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

6. Душевный отдых и покой

В сущности искатель знания все свое время проводит в учебе, однако время от времени ему обязательно необходим отдых, чтобы (впоследствии он не был вынужден) прервать все (свои
занятия). Ведь душа человека не терпит однообразия. Абдуллах ибн Масуд сказал: «Поистине, душа человека обладает стремлением и увлеченностью. Но ей также свойственна вялость и отсутствие интереса. Беритесь за дело, когда душа стремится, и дайте ей отдохнуть, когда пропадает интерес».

«Время следует распределить так, чтобы было предусмотрено и время для отдыха, поскольку после длительной работы душа человека начинает испытывать к ней отвращение и устает так же, как устает тело.

‘Али сказал: «…и не пристало мусульманину обременять себя настолько, чтобы это отнимало у
него силы и мешало ему продолжить то, что он делал».

B хадисе говорится:

إِنَّ هَذَا الدِّين مَتِين فَأَوْغِلْ فِيهِ بِرِفْقٍ ، فَإِنَّ الْمُنْبَتّ لا أَرْضًا قَطَعَ ، وَلا ظَهْرًا أَبْقَى

«Поистине, эта религия прочна, так проникай же в (глубины) е¸ постепенно. Поистине, отставший (от каравана все равно) не проедет необходимого расстояния, (чтобы догнать его), хотя и не щадит спины верблюда».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Автор книги «Тазкират ас-сами…» говорит: «Вместе с тем пусть он не возлагает на себя
непосильное, чтобы у него не возникло чувства усталости и отвращения (к этому делу). И, быть может, он возненавидит его и уже не сможет побороть в себе это. Но пусть он будет умерен в подобных делах, да и каждый человек знает себя лучше».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку], да смилуется над ним Аллах, сказал о мудрости запрета на совершение любых добровольных видов поклонения в некоторые определенные промежутки времени: «В этом запрете заключено и другое благо, связанное с отдыхом в это время от
тяжести поклонения подобно тому, как человек отдыхает во сне и т.п. Поэтому Му‘аз сказал:
«Поистине, я рассчитываю на награду от Аллаха за свой сон так же, как за время, проведенное на ногах…».

Ибн Таймиййа также сказал:
«Но говорят, что одной из мудростей запрета на совершение любых добровольных видов поклонения в некоторые определенные промежутки времени является отдых в течение запретного времени с тем, чтобы набраться сил для молитв после него. Аллах лучше знает».


Однако отдых искателя знания отличается от отдыха других людей
, поскольку даже в это время или во время прогулки он старается приобрести какую-нибудь пользу:

а) некоторые предшественники использовали перерывы во время меджлисов (уроков), на которых они рассказывали хадисы, для произнесения слов поминания Великого и Могущего Аллаха (зикр).

Аль-Хатиб аль-Багдади, рассказывая о правилах поведения мухаддиса[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку], сказал: «Когда он перестает рассказывать хадисы во время меджлиса, отдыхая, то произносит слова поминания Всевышнего Аллаха. Так поступали многие величайшие люди из числа предшественников».

Затем аль-Багдади рассказывает о том, что, когда аль-Хасан прерывался (на время) и переставал
рассказывать хадисы, он обычно произносил следующие слова: “Субхана Ллахи ва бихамдихи, субхана Ллахи-ль-‘Азым” (“Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Великому”).

Мухаммад ибн Сирин в это время обычно говорил: “Аллахумма ляка-ш-шукр…” (“О Аллах! Тебя я благодарю…”)».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

б) Если ты устал от изучения одного предмета, займись изучением другого, ведь это лучше, чем вовсе прекратить занятие. Перейди от одной формы занятия к другой, чтобы сменить род деятельности.

Душа, что устала, ни на что не способна,
И ты состояние ее поменяй одно на другое.

в) Каждый раз, когда ты чувствуешь прилив энергии, займись заучиванием Корана, изучением хадисов и фикха. А изучение историй жизнеописаний и рассказов (из жизни предшественников), чтение мудрых изречений и стихов отложи на другое время, когда почувствуешь в себе усталость, причем тебе следует выбирать полезные стихи, как, например,
диван аш-Шафи‘и, диван Абу аль-‘Атахии и других поэтов, прославлявших воздержанность и отрешенность (зухд).

Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, когда утомлялся от речей, говорил: «Дайте мне диван (какого-нибудь) поэта».

‘Али сказал: «Дайте себе отдохнуть и отвлекитесь чтением занимательных мудрых изречений».

Аз-Зухри говорил: «Давайте ваши стихи, давайте ваши рассказы! Ведь уши (больше) не способны воспринимать (знание), хотя душа и стремится к нему».

Когда Шу‘ба ибн аль-Хаджжадж уставал диктовать хадисы, он декламировал стихи.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Хороший хадис, который передал Ахмад со слов Анаса. Сахих аль-джами‘ (2246).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим, с. 28.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] См.: Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 47.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Мухаддис – человек, рассказывающий хадис; знаток и передатчик хадисов.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Аль-Хатиб. Аль-Джами‘ (1/651).

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения