1. Знание – дар АллахаВсевышний Аллах говорит:
…и говори: «Господь мой, прибавь мне знание!» («Та ха», 114).В хадисе говорится:
سَلُوا اللَّهَ عِلْمًا نَافِعًا ، وَتَعَوَّذُوا
بِاللَّهِ مِنْ عِلْمٍ لا يَنْفَع ُ
«Просите у Аллаха полезного знания и молите, чтобы Он защитил вас от знания, не
приносящего пользы»[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку].
Передают со слов Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, что после таслима
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] на утренней молитве пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ عِلْمًا نَافِعًا ، وَرِزْقًا طَيِّبًا وَعَمَلاً مُتَقَبَّلاً
«Аллахумма инни ас’алюка ‘ильман нафи‘ан ва ризкан таййибан ва ‘амалян мутакаббалян»
(«О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя полезного знания, благого удела и такого дела, которое будет принято»)[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку].
Малик сказал: «Знание и мудрость – это свет, которым Аллах направляет того, кого пожелает, а не владение многочисленными вопросами мусульманского права».
Он также сказал: «Факих не тот, кто разбирается в многочисленных вопросах мусульманского
права, а к пониманию религии Аллах приводит, кого пожелает».
Ибрахим ан-Наха‘и сказал:
«Тому, кто учится ради лика Аллаха и вечной жизни, Аллах дает
то знание, в котором он нуждается».
Ибн Хазм сказал: «Знай, что многие из тех, кто стремится к знанию, усердно читают,
погружаются в учебу и уроки, но не получают от него никакого удела. И пусть знает обладатель знания, что если бы оно приобреталось только благодаря усердию, то кто-нибудь другой превзошел бы его. В действительности же знание – дар Всевышнего Аллаха, и чему здесь
удивляться? Это лишь причина для смирения и благодарности Всевышнему Аллаху,
просьбы приумножить благо и не лишать его».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Искатель знания! Не забывай произносить следующие слова мольбы:
اللَّهُمَّ
إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عِلْمٍ لا يَنْفَعُ
«Аллахумма инни а‘узу бика мин ‘илмин ля йанфа‘»
(«О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя защиты от бесполезного знания»)[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку].
اللَّهُمَّ انْفَعْنِي بِمَا عَلَّمْتَنِي ، وَعَلِّمْنِي مَا يَنْفَعُنِي ، وَزِدْنِي
عِلْمًا
«Аллахумма инфа‘ни бима ‘аллямтани уа ‘аллимни ма йанфа‘уни уа зидни ‘ильман»
(«О Аллах! Сделай знание, которому Ты меня научил, полезным для меня и научи меня тому, что принесет мне пользу, и приумножь мои знания»).[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
«Искатель знания! Удвой свое стремление (к знанию) и обратись к Аллаху с мольбами и
покорностью.
Шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, когда затруднялся прокомментировать какой-нибудь аят из Корана, часто обращался к Аллаху со словами мольбы и говорил:
“О Аллах! О тот, кто научил Адама и Ибрахима, научи меня! О тот, кто разъяснил Сулейману, разъясни мне!”, – и ему открывалось (значение аята)».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Достоверный хадис, который передали Ибн Маджа (3843) и др. со слов Джабира. См.
«ас-Сахиха» (1511).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Таслим – приветствие, произносимое в конце молитвы.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Достоверный хадис, который передал Ибн Маджа (925). См. «Сахих Ибн Маджа» (753).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Аль-ахлак ва-с-сийар. С. 75: Дар аль-фатх.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Передал Муслим (2722) со слов Зейда ибн Аркама.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Достоверный хадис, который передали ат-Тирмизи (3599) и Ибн Маджа (251) со слов
Абу Хурайры. См. «Сахих Ибн Маджа» (203).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 42.