Красота и достоинство таухида
ФОРУМ ЗАКРЫТ!!
Красота и достоинство таухида
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Красота и достоинство таухида

Мудрые высказывания
2. Сущность полезного знания  и его плоды E39450899e0f2c8023ea26ab83e884cd
Са’ид ибн Джубайр, Хасан аль-Басри и Суфьян ас-Саури говорили: “Не будут приняты слова, кроме как с делами. И не будут приняты слова и дела, кроме как с правильными намерениями. И не будут приняты слова, дела и намерения, кроме как в соответствии с Сунной”. аль-Лялякаи в “И’тикъаду ахли-Ссунна” 1/57, Ибн аль-Джаузи в “Тальбису Иблис” 9, аз-Захаби в “Мизануль-и’тидаль” 1/90


Шейх Ибн Къасим говорил:
“В призыве к Аллаху (да’уа) необходимы два условия: первое, чтобы призыв совершался только ради Аллаха, и второе, чтобы призыв соответствовал Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). И тот, кто испортил первое, стал многобожником, а тот, кто испортил второе, стал приверженцем нововведений!” См. “Хашия Китаб ат-таухид” 55.


Имам Малик говорил:
“Клянусь Аллахом истина лишь одна и два противоречащих друг другу мнения, одновременно правильными быть не могут!” См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/82.


Имам аш-Шафи’и:
“Тот, кто требует знание без доказательств, подобен тому, кто собирает ночью дрова, который вместе с дровами берет и змею, жалящую его!” аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 1/211.


Шейх Ибн аль-Къайим сказал:
“Известно, что когда произносится ложь и умалчивается истина – это порождает незнание истины и приводит к заблуждению людей!” См. “ас-Сау’аикъуль-мурсаля” 1/315.

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

2. Сущность полезного знания и его плоды

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

Введение.
1. Богобоязненность – суть знания.
2. Знание: форма и содержание.
3. Богобоязненность и ее влияние на знание.
4. Влияние грехов на знание.
5. Предостережение от знания, не приносящего пользы.
6. Побуждение к использованию приобретенного знания.
7. Невежда в образе ученого.
8. Один из путей, которым пользуется шайтан.
9. Стремление ученых-предшественников использовать приобретенное ими знание.
10. Именем Аллаха заклинаю тебя не быть из числа недобрых ученых и рабом мирских
благ.
11. Качества тех, кто не использует свое знание.
12. Искатель знания – пример для подражания.


Введение

Поистине полезное знание приносит спелые плоды и излучает ослепительно яркий свет,
которые непременно сопровождают его обладателя. Аль-Хасан сказал: «Ищущего знание можно узнать по тому, как он слушает, смотрит и боится Аллаха». Плоды знания – это поступки, богобоязненность и благоговение перед Аллахом. Эти три качества тесно взаимосвязаны и не
отделимы друг от друга.



Последний раз редактировалось: UmmFatima (Вт 20 Окт 2009, 17:48), всего редактировалось 1 раз(а)

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

1. Богобоязненность – суть знания

Всевышний Аллах сказал:

إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاء
Поистине, боятся Аллаха из (числа) рабов Его только знающие. («Творец», 28).

Ибн Мас‘уд сказал: «Знание – это не большое количество переданных высказываний, а только лишь богобоязненность».

Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Ученый тот, кто боится Всемилостивого, когда даже его не видят (другие), стремится к тому, что любит Аллах, и отказывается от того, что вызывает Его гнев. Затем он прочитал (следующий аят):

إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاء

Поистине, боятся Аллаха из (числа) рабов Его только знающие.

Са‘ид ибн Джубайр сказал: «Богобоязненность – это то, что отделяет тебя от неповиновения Аллаху».

Йахья ибн Абу Касир сказал: «Ученый – тот, кто боится Аллаха, а боязнь Аллаха есть благочестие».

Говорят: «Ученые бывают трех типов: знающий Аллаха и Его заповеди, знающий Аллаха,
но не знающий Его заповедей, и знающий заповеди Аллаха, но не знающий самого Аллаха.
Знающий Аллаха и Его заповеди – тот, кто боится Всевышнего Аллаха и знает (установленные Им) пределы и обязанности. Знающий Аллаха, но не знающий Его заповедей – тот, кто боится Аллаха, но не знает (установленные Им) пределы и обязанности. Знающий заповеди Аллаха, но не знающий самого Аллаха – тот, кто знает (установленные Им) пределы и обязанности, но не боится Его
».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Указывая на то, что полезное знание ведет к богобоязненности, Имам Ибн Раджаб аль-Ханбали, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Причиной этого является
то, что полезное знание указывает на две вещи:

первое – знание Аллаха, а также Его прекраснейших имен, высоких атрибутов и превосходных дел, что вызывает благоговение, боязнь, почтительный страх перед Ним, любовь к Нему, надежду и упование на Него, проявление смирения по отношению к тому, что Он предопределил, и терпение в ниспосылаемых Им бедах;

второе – знание о том, какие убеждения и какие явные и тайные дела и слова Аллаху
угодны, а какие Ему ненавистны, ибо знание об этом обязательно побудит знающего поскорее устремиться к тому, что угодно Аллаху и что Он любит, и удалиться от того, что Ему ненавистно и что вызывает Его гнев.

И если знание приносит своему обладателю плоды, то это – полезное знание. А коль скоро знание будет полезным и глубоко запечатлится в сердце, то оно возбоится Аллаха и предастся Ему из почтительного страха перед Ним, благоговения, боязни, любви и почитания.
Когда же сердце возбоится Аллаха, предастся и покорится Ему, то и душа удовлетворится и насытится даже малой толикой дозволенных ей мирских благ, что непременно станет причиной ее удовлетворенности и отрешенности в этом мире
».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Всевышний Аллах сказал:

Скажи: «Уверуете ли вы в (Коран) или не уверуете, (все равно) те, кому знание было даровано до этого[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку], падают ниц, (касаясь земли) подбородками, когда им читают его,и они говорят: «Слава нашему Господу!» И они падают ниц, (касаясь земли) подбородками и
плача, что увеличивает их смирение.
(«Ночное путешествие», 107 – 109).

Абд аль-А‘ля ат-Тайми сказал: «Тот, кому даровано знание, которое не заставляет его плакать, не достоин знания, которое приносило бы ему пользу. Ведь Великий и Всемогущий Аллах описал знающих людей: «Те, кому было даровано знание (в писаниях, ниспосланных) до
него (Корана)…»
, сказав про них: «…рыдают они, и увеличивает в них (Коран) смирение
(предАллахом)»
.

Не тот обладает знанием, кто выучил множество вопросов, (касающихся знания), а тот, кто
проливает слезы из страха пред Аллахом.

Всевышний сказал:

Неужели тот, кто всю ночь посвящает поклонению, склоняясь до земли и стоя, страшится мира вечного и надеется на милость своего Господа (подобен тому, кто не делает этого)? Скажи:
«Разве равны друг другу те, которые знают, и те, которые не знают? Поистине, внемлют наставлениям только обладающие разумом».(«Толпы», 9).

Ибн Раджаб, да смилостивится над ним Аллах, говоря о смирении, сказал: «Это смирение
есть полезное знание, и это первое, что дает нам знание… Полезное знание – это то знание, которое проникает в сердце и приносит ему умиротворенность, страх и покорность перед Аллахом, кротость и смирение. Если же знание не управляет сердцем, то оно остается лишь на языке человека и становится доводом Аллаха против него и против других людей. Так
Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Есть люди, которые читают Коран,
но он не опускается ниже их горла. Однако если он проникнет в сердце и укрепится
в нем, то принесет пользу человеку, читающему его
».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Аль-Хасан сказал: «Знание бывает двух видов: знание на языке и знание в сердце. Знание в
сердце есть полезное знание, а знание на языке станет доводом Аллаха против человека
».

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] См. Тафсир Ибн Касир, сура «Творец», аят 28.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Фадль ‘ильм ас-салаф ‘ала-ль-халаф, с. 38 – 39.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Т. е. до ниспослания Корана.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Муслим (822).

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

2. Знание: форма и содержание

Искатель знания! Не утруждай себя поисками внешней формы знания, пренебрегая его сутью,
ведь форма без содержания бесполезна. И ты уже узнал, что сущность знания – это богобоязненность, а его форма – заучивание тех или иных его вопросов.


Ибн аль-Джаузи сказал: «Я увидел, что многие ученые занимаются изучением внешней
формы знания, не вникая в его суть и заложенный в нем смысл. Чтец (Корана) занят освоением различных версий-разновидностей чтения, всецело отдавшись изучению редких и исключительных моментов. Он считает, что смысл заключен в самом чтении, и не замечает величия Говорящего, не видит ни предупреждения, ни обещания, содержащихся в Коране. Быть может, он решил, что заучивание Корана защитит его, и ты видишь, как легко он
относится к своим грехам. Но если бы он поразмыслил, то понял бы, что доводы
(Аллаха) против него будут сильнее, чем против человека, не читавшего (Коран).

Знаток хадисов изучает методы, заучивает иснады (цепи передатчиков хадисов), но не вникает
в смысл передаваемых слов. Он считает, что сохранил для людей хадисы, и надеется тем самым на спасение. Но, быть может, он легко относится к своим грехам, думая, что его заслуги перед религией защитят его.

Факих (знаток мусульманского права), благодаря знанию различных религиозных вопросов
по тому или иному мазхабу, снискал уважение и заслужил прощение грехов, вынося решения по религиозно-юридическим вопросам, интересующим людей. И, быть может, он начинает совершать грехи, думая, что его заслуги защитят его. Быть может, он не выучил Корана и не знает хадисов, которые мягко, а иногда и сурово предостерегают от совершения непристойных
поступков. Если же при этом он еще и стремится к власти и любит побеждать в спорах, это лишь добавит в его сердце еще больше черствости.

Таково большинство людей. Заниматься постижением форм знания – для них ремесло, которое
придает им гордыни и глупости. Такие люди не смогли понять смысла знания, ведь знание – это не словесная форма, а лишь постижение его сути, что приводит к богобоязненности и страху перед Аллахом, и человек, благодаря знанию, видит оказанную Аллахом милость…»[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку].


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Сайд аль-хатир, с. 544.

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

3. Богобоязненность и ее влияние на знание

Искатель знания! Остерегайся, чтобы твой Владыка не увидел тебя совершающим то, что Он
тебе запретил, и не выполняющим то, что Он тебе велел.

Всевышний Аллах сказал:

О те, кто уверовал! Если вы будете бояться Аллаха, Он наделит вас (способностью)
различения
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] («Добыча», 29).

О те, кто уверовал![Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Бойтесь Аллаха и уверуйте в Его посланника, и Он одарит вас своей милостью вдвойне, и дарует вам свет, благодаря которому вы будете идти, и простит вас, (ведь) Аллах – Прощающий Милосердный! («Железо», 28).

(Ибн Джама‘а), разъясняя вопрос благочестия и богобоязненности, сказал в «Тазкират
ас-сами‘»: «Всегда оставаться благочестивым, выбирать для себя только дозволенное в еде, питье, одежде, жилье и во всем, в чем нуждается он и его семья, чтобы просветлить свое сердце, сделать его способным воспринять свет знания и воспользоваться им. Он не должен
удовлетворяться внешней дозволенностью того или иного поступка, а по мере возможности руководствоваться благочестием, поскольку его не вынуждает необходимость, как не должен считать все то, что разрешается шариатом, дозволенным для себя, а должен стремиться
к более высоким ступеням благочестия.

Ему необходимо следовать примеру предшественников из числа праведных знающих людей, которые из благочестия отказывали себе во многом из того, что позволяли другим. И наиболее достойным примером для подражания в этом является наш посланник Аллаха, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , который не съел финик, найденный им на дороге, опасаясь, что это может быть милостыней, хоть это
и представлялось мало вероятным. Ведь обладателям знания всегда подражают и у них берут пример. И если они не будут руководствоваться благочестием, тогда кто же?

Он должен совершать дозволенное, когда это приемлемо и необходимо, имея на то
основания и следуя примеру (благочестивых предшественников). Поистине, Всевышний
Аллах любит, когда совершается дозволенное Им и исполняются Его веления».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Имеется в виду способность отличать добро от зла и истинное от ложного, благодаря чему человек достигнет спасиния.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Здесь – обращение к людям Писания.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Тазкират ас-сами‘, с. 75.

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

4. Влияние грехов на знание

О знания обладатель! Потише, не спеши! Не запятнай его, творя бесчинство.
И знай, что, потеряв его однажды, вернуть уже не сможешь никогда!

Са‘ид ибн Исма‘иль аз-Захид сказал: «Тот, кто возьмет себе в руководители в словах и
поступках Сунну пророка, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , будет источать мудрость; а тот, кто возьмет себе в
руководители свою страсть, будет измышлять нововведения (бид‘а), ведь Аллах говорит:

А если вы будете повиноваться ему, то выйдете на верный путь («Свет», 54).

Передают, что имам Малик сказал аш-Шафи‘и, да смилостивится над ними Аллах: «Поистине,
Аллах вложил в твое сердце луч света, так не погаси же его греховными делами».


Да смилостивится Аллах над аш-Шафи‘и, который сказал:

К Ваки‘у обратил я жалобы свои, что трудно мне запомнить, помоги!
Он к благочестию меня призвал, сказав, что виноваты в том грехи мои.
Затем добавил: «Посмотри, ведь знание свет,так не греши!
И не забудь, что свет Всевышний не дает тому,
Кто непокорным станет вдруг Ему.

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

5. Предостережение от знания, не приносящего пользы

В хадисе говорится:
وَإِنَّ عِلْمًا لا يَنْفَعُ كَكَنْزٍ لا يُنْفَقُ مِنْهُ

«…и, поистине, знание, не приносящее пользы, что богатство, из которого ничто не расходуется»[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку].

Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, все люди красиво
говорят. И тот, чьи слова не расходятся с делом, получит свой удел. А тот, чьи слова разнятся с делами, пусть порицает только самого себя».

Аль-Хасан сказал: «Сын Адама! Как же поможет тебе мудрость мудрецов, которую ты собрал,
когда в делах своих ты следуешь пути глупцов?!».

Также он сказал: «Приобретайте знание, не нанося ущерба поклонению».

Малик ибн Динар сказал: «Я понял, что мудрость в малом. Не принесет тебе блага познание
того, чего ты не знал, если не применяешь ты того, что тебе уже известно. Поистине,
поступающий так подобен человеку, который нарубил дров, связал их в вязанку, попытался поднять е¸ и не смог сделать этого, но тем не менее положил сверху еще одну».

Некоторые мудрецы сказали: «Пусть сделает Аллах знание полезным для нас и для вас, да не сделает Аллах нашим уделом от знания лишь слушание и удивление».

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Достоверный хадис. Передал аль-Куда‘и со слов Ибн Мас‘уда. Сахих аль-джами‘ (4024).

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

6. Побуждение к использованию приобретенного знания

Сколько, сколько еще я за знанием буду утром опять уходить,
И, почтенно его собирая, своих сил не жалеть, не щадить.
Сколько буду я отрасли знания и все новое в нем постигать,
И при этом не делая ровно ничего, чтобы знание в дела воплощать.


Аль-Касимибн Мухаммад сказал: «Я застал людей, которых словами было не удивить, их
привлекали только дела».

Му‘аз ибн Джабаль сказал: «Учитесь столько, сколько вам угодно, но не вознаградит вас Аллах за это до тех пор, пока вы не станете использовать полученное знание».

Абу-д-Дарда сказал: «Больше всего я боюсь, что в День расчета меня спросят: “Ты приобрел
знание. А что ты сделал со знанием, которое приобрел?!”».

Аль-Хасан сказал: «Тот, кто превосходит людей своим знанием, достоин того, чтобы
превосходить их и в делах».

Также он сказал: «Вера – это не то, что можно надеть, как одежду, или приобрести по желанию. Но вера – это то, что глубоко западает в душу и подтверждается делами. Но слова того, кто скажет доброе слово, но сделает недоброе дело, будут отвергнуты Аллахом. А слова того, кто скажет доброе и сделает благое, будут приняты благодаря делам, т.к. Всевышний Аллах сказал:

К Нему восходит благое слово, и возносит его праведное дело
(«Творец», 10).

Сахль сказал: «Знание – жизнь ближайшая, а его использование – жизнь вечная».

Он также сказал: «Знание – это одно из удовольствий этой жизни, а если его применить, оно станет одним из дел, совершаемых для жизни вечной».

Бишр ибн аль-Харис сказал: «Ты только получаешь удовольствие, слушая и повествуя. Под
знанием же понимается его использование: слушай, узнавай, используй, обучай и убегай (от мирских благ). Разве ты не видел, как Абу Суфьян искал знание, узнавал, обучал, использовал и убегал? Это и есть знание. Оно указывает на бегство от мирских благ, а не на стремление
к ним».

Говорят, что мудрость изрекла о себе: «Сын Адама! Если ты будешь искать меня, то найдешь
в двух вещах: делай то лучшее, о чем ты знаешь, и отстраняйся от худшего, что тебе известно».

Аль-Хатиб аль-Багдади[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]сказал: «Знание постигается для того, чтобы воплотить его в делах подобно тому, как дела совершаются для того, чтобы найти спасение. Если в делах не
воплощается знание, оно превращается для ученого в тяжелую ношу. Упаси нас Аллах от знания, которое может превратиться в бремя, стать причиной унижения и железными оковами на шее своего обладателя.

Один мудрец сказал: «Знание – служитель дела, а дело – это цель знания. Если бы не дело, не приобреталось бы знание, а если бы не знание, не стремились бы к делам. И оставить истину, не зная о ней, лучше для меня, чем оставить, не пожелав ее».

Разве не достигли наши предшественники столь высоких степеней только благодаря
искреннему убеждению, праведным делам и отрешенности, которая всегда одерживала
верх над всеми привлекающими нас благами этого мира?!

Разве не достигли мудрецы великого счастья только благодаря усердному труду, довольству малым и щедрым подаяниям из излишков своих средств просящим и обездоленным?! И разве собирающий книги о знании не подобен тому, кто собирает золото и серебро?! И разве страстно увлеченный книгами не подобен накопителю богатств…?!»

Ты знание свое применяй, человек, если хочешь добиться успеха,
Ведь то знание, что ты приобрел, бесполезно, коль дела и поступки твои непригожи.
Знание – это блеск и краса, а его украшение – твоя набожность, страх перед Богом,
Кто ж страшится Всевышнего, кто благочестен, превратить в дела знание, конечно, он
должен.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Тахзиб иктида аль-‘ильм аль-‘амаль, с. 6, 7.

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

7. Невежда в образе ученого

Если ты не будешь использовать (свое знание), не будешь бояться Аллаха, то потеряешь
истинное знание, благодаря которому ты бы мог называться ученым, и тогда тебе
лучше называться невеждой.


Суфьян ас-Саури сказал: «Знание призывает к себе дело, которое откликается, а если
нет, то знание уходит».

Ибн Мас‘уд сказал: «Богобоязненность является достаточным качеством (для человека), чтобы стать обладателем знания, тогда как заблуждение по отношению к Аллаху является достаточным качеством, чтобы быть невеждой».

Говорят: «Знание лицемера воплощается в его словах, а знание верующего – в его
делах».

Суфьян ас-Саури также сказал: «Если я буду претворять в дела то, о чем имею знание,
то я самый знающий из людей. Если же я не буду претворять в дела то, о чем имею
знание, то нет на земле человека невежественнее меня».

Он также сказал: «Знание приобретается только для того, чтобы благодаря ему возбояться Аллаха. Знание получило преимущество над всем остальным только потому, что оно является причиной, по которой человек боится Великого и Всемогущего Аллаха».

Аль-Фудайль сказал: «Ученый не ведает тем знанием, которое приобрел, до тех пор, пока не
использует его, а если использует, то становится знающим».

Ахмад сказал: «Обладателем хадиса у нас является тот, кто воплощает его в делах».

Аль-Хасан сказал: «Ученый тот, кто делает то, о чем имеет знание. А кто не делает то, о чем
имеет знание, является рассказчиком хадисов, который, услышав что-то, лишь передает услышанное им».

Он также сказал: «Факих тот, кто воздерживается от мирских благ, знает свою религию и
неустанно поклоняется Великому и Всемогущему Аллаху».

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

8. Один из путей, которым пользуется шайтан


Oднако подобные предостережения относительно отказа от использования полученного
знания не должны означать для тебя, что шайтан, придя к тебе, охладит твой пыл
приобретать знание или одну из его отраслей под предлогом того, что ты никогда не будешь его использовать! Иначе ты упустишь и знание, и дело.

Один человек сказал Абу Хурайре: «Поистине, я хочу приобрести знание, но я боюсь его
потерять». На что Абу Хурайра ответил: «Уже то, что ты его не приобретаешь, является для тебя достаточной потерей».

Одним словом, знание, которое не используется, подобно дереву, не приносящему плодов,
а дело, совершенное без знания, подобно испорченному плоду или завалявшемуся товару. И единственным спасением является совместить знание и дело.

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

9. Стремление ученых-предшественников использовать приобретенное ими знание

Имам Ахмад сказал: «Я записывал (какой-нибудь) хадис только после того, как воплощал
его на деле. Даже когда мне встретился хадис о том, что пророк, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , сделав себе
кровопускание, дал Абу Таййибу динар, я также дал цирюльнику динар, сделав себе кровопускание».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

‘Асим ибн ‘Исам аль-Байхаки сказал: «Однажды я ночевал у Ахмада ибн Ханбаля, и он
принес (сосуд) с водой и поставил его. А наутро он посмотрел на воду и, увидев, что она осталась нетронутой, сказал: «Субхан Аллах! Как может быть, чтобы у человека, ищущего знание, не было определенного времени, предназначенного им для различных видов добровольного поклонения (вирд)!».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Абу Килаба сказал: «Если Аллах даст тебе знание, то воздай Ему поклонением, и пусть не будет твоей главной заботой (лишь) передать его, (не воплощая в делах)».

Абу ‘Убайд аль-Касим ибн Салам сказал: «Меня услышал Абдуллах ибн Идрис, когда я
(говорил) о своем страстном желании (учиться) у некоторых шейхов, и сказал мне: “Абу ‘Убайд! Как бы ни ускользало от тебя какое-либо знание, пусть никогда ни ускользает от тебя дело”».

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] См.: «Аш-Шихаб аль-лами‘» – краткое изложение «Аль-Джами‘ ли’ахлак ар-рави ва адаб ас-сами‘», с. 37. Хадис о кровопускании пророка, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , и выплате им вознаграждения цирюльнику передают аль-Бухари (2102), Муслим (1577) и Ахмад (3/99, хадис 11950) со слов Анаса, да будет доволен им Аллах.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] «Аш-Шихаб аль-лами‘», с. 36.

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

10. Именем Аллаха заклинаю тебя не быть из числа недобрых ученых и рабом мирских благ

Всевышний Аллах сказал:

И передай им весть о том, кому даровали Мы Наши знамения, а он их отбросил, и
последовал за ним шайтан, и стал он одним из заблудших. А если бы Мы пожелали, то
непременно возвысили бы его по средством (Наших знамений), однако он склонился к
земному и последовал за своими страстями. (Такой) подобен псу: если бросишься на
него, он будет высовывать язык, и если оставишь его в покое, он будет высовывать
язык. Эта притча о людях, которые отвергли Наши знамения. Передавай же им (такие)
рассказы, чтобы они поразмыслили
. («Преграды», 175 – 176).

Малик ибн Динар сказал: «Ты встретишь человека, который не знает ни одной буквы, и все
его дела наполнены ошибкой».

Ибн ‘Акиль сказал в «аль-Фунун»: «Ученые! Мы не удовлетворены тем, что вы делаете.
Ведь в качестве примера можно привести врача, который ограничивает меня в пище,
сам не придерживаясь диеты, и я сомневаюсь в его правдивости. Посмотрите на того,
чьими наследниками вы являетесь[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку], как были прощены ему грехи, но и после этого он выстаивал молитву до тех пор, пока не опухали его ноги! Хищники!Разбойники! Вас можно увидеть только там, где валяется падаль…».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Вухайб ибн аль-Вард сказал: «Приводя пример недоброго ученого, говорят: недобрый ученый подобен камню, брошенному в ручей так, что ни воды не попить, ни из ручья его не вытащить, чтобы вода смогла оживить деревья. И если бы недобрые ученые, призывая к Аллаху, давали добрые наставления Его рабам и сказали: “Рабы Аллаха! Слушайте, что сообщим мы вам со
слов вашего пророка и ваших праведных предшественников, и выполняйте это, но не смотрите на наши тщетные дела, ведь мы люди, поддавшиеся соблазну”, то призвали бы их к Аллаху своими наставлениями. Но они хотят призвать рабов Аллаха к своим мерзким делам и
совершать их вместе с ними».

Ибн ‘Уйайна сказал: «Иса, мир ему, сказал: «Недобрые ученые! Вы этот мир возвысили
над собственными головами, а вечный мир оставили под ногами, ваши слова – лекарство, а ваши дела – недуг. И вы подобны олеандру: кто его увидит, восхищается, а кто съест, тот умирает».

Передают, что Иса сын Марьям, мир ему, сказал: «Горе вам, рабы мирских благ! Что за польза
слепому от обильного солнечного света, когда он его не видит? Также и ученый не получит пользы от своего большого знания, если не будет его использовать. Как много разных плодов, но не все они полезны и съедобны! Как много разных ученых, но не все они используют полученное ими знание! Остерегайтесь лжеученых, слова которых расходятся с делами. Кто ж собирает виноград с колючки, а инжир с колоквинта?! Так же и слова лжеученого лишь только ложь. Горе вам, рабы мирских благ! Поистине, любая вещь имеет свои признаки, которые ее отличают и свидетельствуют либо за, либо против нее. Религия же имеет три признака, которые ее отличают: вера, знание, дело».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Имеется в виду посланник Аллаха, саллаЛЛАгу алейги ва саллям .

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] См.: аль-Адаб аш-шар‘иййа (3/468).

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Тахзиб иктида аль-‘ильм аль-‘амаль, с. 24 – 26.

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

11. Качества тех, кто не используют своего знания

Имам Абу Бакр аль-Аджурри подробно описал тех, кто не использует своего знания в книге «Ахлак аль-‘улама» («Нравственные качества ученых»).[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Мы решили привести здесь слова имама аль-Аджурри для того, чтобы они стали критерием для ищущего знание, с которым бы он соизмерял себя и, обнаружив в себе несоответствие и отклонения, мог бы многократно перечитывать их. Он, да смилостивится над ним Аллах, сказал:

«Если кто-либо скажет: “Опиши нам нравственные качества тех ученых, знание которых является свидетельством против них самих, чтобы, увидев того, кто известен своими делами, извлечь урок из проявляемого им внешнего благонравия, а, увидев качества, недостойные обладателя знания, избегать их, зная, что скрываемые этими людьми дурные качества хуже того, что они проявляют внешне, и это – искушение, и их необходимо сторониться, чтобы не
поддаться искушению, подобно им, и да поможет нам Аллах и поведет нас по верному пути”, ему ответят: «Да, мы упомянем некоторые из их качеств, услышав о которых, тот, кто относится к числу обладателей знания, внимательно посмотрит на себя и, если обнаружит в себе какое-либо из дурных и порицаемых качеств, обратится к Аллаху с мольбами о прощении и поспешит избавиться от них, приобретя другие качества, которые более достойны знания
и приблизят его к Великому и Всемогущему Аллаху, и будет сторониться качеств, отдаляющих его от Аллаха.

Одним из качеств такого человека, проявляемых им в его учебе, является то, что он учится
небрежно и нерадиво. Из знания он берет только то, что ему захочется. Он устремляется и живо постигает любое знание, услышав или выучив которое, он возвысится над людьми. А любое знание, касающееся его отношений с Великим и Всемогущим Господом, изучение и
использование которого является для него обязательным, он постигает с неохотой и сознательно бросает, несмотря на то, что сильно в нем нуждается.

Его тяготит, если он пропустит, не услышав, какое-либо знание из того, что хотел бы получить. И он заставляет себя усердно слушать, воспринимая знание, а, услышав, с легкостью его бросает, не воплотив в делах, и не заставляет себя применять то знание, использовать которое он обязан, как делал это, когда приобретал его. Это страшное нерадение.

Он переживает и сожалеет о знании, которое пропустил, но лучше, если бы он переживал
о знании, которое получил, но не использовал, что непременно явится свидетельством против него.

Он изучает религию и участвует в спорах, чтобы похвастаться перед людьми, его участие в дискуссиях приводит его к греху: вступая в них, он хочет приобрести известность своим красноречием и желает, чтобы его оппонент совершил ошибку. Если его соперник в споре добьется истины, это его огорчает. Ему всегда доставляет радость то, чему радуется шайтан, и ему неприятно то, что любит Всемилостивый. Он удивляется тому, кто в споре бывает нечестен, но сам поступает несправедливо. Он настаивает на своей ошибке и не признает е¸, боясь позора.

Он жд¸т от человека, которого учит, только мирской выгоды. Если ученик приносит ему пользу, он его обучает с охотой, а если нет от него мирской выгоды, а лишь награда в вечной жизни, он ему оказывается в тягость.

Он надеется на награду от Аллаха за знание, которое не использовал, но не боится страшных последствий задаваемых вопросов (в Судный день) о неиспользованном знании. Он надеется на вознаграждение за то, что благочестивые люди его возненавидели, подумав о нем недоброе,
но не боится ненависти Аллаха за свое потворство перед теми, кого он обвинил.

Он говорит мудрые слова и думает, что он мудрец, но не боится он свидетельства этих слов против него за то, что не воплощал в делах.

Знание увеличивает в нем хвастовство и вычурность, но если возникает у него необходимость в каком-нибудь знании, он гордо отворачивается от него.

Если ученых-современников, известных своим знанием, становится много, он хочет быть
известным, как они.

Если спрашивают у ученых, но не спрашивают у него, он хочет быть спрошенным, как и
они. Но лучше бы он восхвалил Аллаха, когда спросили не его и кто-то другой избавил его от ответа.

Услышав о том, что один из ученых ошибся, а он оказался прав, радуется чужой ошибке,
хотя это должно бы его огорчать. Он радуется смерти какого-либо ученого, т.к. теперь люди станут нуждаться в его знании.

Если его спросят о том, чего он не знает, он гнушается сказать «Аллаху а‘лам» («Аллах лучше знает») и берется ответить на вопрос, на который не знает ответа.

Узнав, что кто-то приносит больше пользы мусульманам, чем он, он не желает его жизни и не направляет к нему людей. Если он скажет слово, благодаря которому за ним последуют люди и он добьется высокого положения среди тех, кто его не знал, а затем поймет, что ошибся, то не признает ошибки и будет доказывать свою правоту, чтобы не потерять уважения людей.

Он выслуживается своим знанием перед королями и знатными людьми, чтобы получить от них свой удел, находя оправдание, и обращается надменно с порядочными и бедными людьми, не
занимающими знатного положения в этом мире, и лишает их своего знания, также находя оправдание. Он считает себя ученым, а ведет себя как глупец. Его увлекла любовь к этому миру, славе, почету и положению среди знатных людей. Знание для него – как красивая одежда,
которой он украшается для этого мира, но не украшает он свое знание, воплотив его в делах.

Мухаммад аль-Хусайн[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]сказал: «Кто поразмыслит над этими качествами и поймет, что обладает
некоторым из того, что мы упомянули, должен устыдиться Аллаха и немедля вернуться к истине».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

В другом месте он сказал: «Другим его качеством является то, что он заботится о приобретении
средств, необходимых ему для жизни, из того, что ему запрещено, опасаясь бедности, которая может его постигнуть. Он не удовлетворен тем, что ему даровано (Аллахом), и с нетерпением ожидает того, что ему не отпущено судьбой. Его сердце всегда занято мирскими делами, а о жизни вечной он вспоминает лишь иногда. Он добивается мирских благ, не жалея ни
сил, ни труда, а дела вечной жизни откладывает на потом, стремясь к ним лишь в своих мечтах.

Совершая грехи, он вспоминает о своей мольбе (к Аллаху о прощении), а душа стремится к греху. Желая сделать что-либо, повинуясь Аллаху, он вспоминает о том, что не в силах это
совершить, и удерживается от этого… Он так радуется мирским благам, дарованным ему Аллахом, что даже забывает возблагодарить за них своего Господа.

Он так горюет из-за несчастий, что даже забывает о том, что необходимо довольствоваться (тем, что ниспослано ему) его Господом. Если его постигнет беда, его сердце устремляется к рабам Аллаха, у которых он просит о помощи.

Отчаявшись же найти утешение в людях, он просит облегчения у Господа. Если кто-либо совершит для него благодеяние, то его сердце пронизывается любовью к нему, и оно занято лишь воспоминаниями об этом человеке, и он заставляет свое сердце любить и благодарить его, забывая при этом о своем Господе.

Ему жалко немного денег тому, за кого вознаградит его только Господь. Но ему не жалко больших средств для того, кто не воздаст ему ничем или от кого он надеется извлечь мирскую выгоду.

Он совершает грех, когда несправедливо восхваляет того, кого любит, и не повинуется Аллаху, когда несправедливо ненавидит кого-то. Он принимает решение, основываясь на
предположении, а действует, основываясь на (недоказанном) обвинении
. Он избегает
причинять обиды тому, кто может постоять за себя сам или кого защищает кто-то из людей, но, не задумываясь, обижает того, кого защищает только его Господь.

Он мало поминает (Аллаха), но говорит много ненужных слов. Он радуется, развлекается,
чинит несправедливость и распутство в дни благополучия. А когда благополучие его покидает, его душа уже не желает выполнять обязанности, и он думает, что уже больше никогда не будет радоваться и веселиться.

Заболев, он откладывает покаяние, показывает раскаяние (в совершенных грехах) и обещает, что больше к ним не вернется. Но, почувствовав облегчение, нарушает свое обещание и
вскоре вновь возвращается (к грехам).

Устрашившись кого-то из людей и пожелав (что-либо из имеющихся у них) мирских
благ, он угождает им, совершая то, что ненавистно его Владыке. Но, возбоявшись, как ему кажется, Аллаха, он не угождает Ему, боясь совершить то, что может не понравиться людям.

Oн прибегает к Аллаху от зла людей, стоящих выше него, но не просит защиты от
собственного зла для тех, кто ниже его.

Его беда в собственном гневе, который он проявляет, даже несмотря на недовольство
Аллаха. Он смотрит на того, кто превосходит его в пропитании, считает свои блага,
дарованные ему Господом, незначительными и не благодарит Аллаха. Он не смотрит
на того, кто живет хуже него, чтобы воздать Аллаху благодарностью за имеющиеся блага. Он отвлекается ненужными делами от молитв, которые откладывает до самого конца дозволенного срока.

Молитвы он совершает невнимательно и не возвеличивает Аллаха, представ пред Ним. Он мало обращается к Аллаху с мольбами, пока не приключится с ним беда или болезнь, а если и взывает к Нему, то сердце его поглощено мирскими заботами».

Мухаммад ибн аль-Хусайн сказал: «Эти и подобные нравственные качества овладевают
сердцами тех, кто не использует свого знания, и они приобретают эти качества. Ведь душа такого человека стремится к почету и высокому положению, он любит общество королей и знати, он хочет разделить с ними их благоденственную жизнь, роскошный дом, великолепное
верховое животное, благородного слугу, нежную одежду, мягкую постель и вкусную еду. Он хочет, чтобы люди приходили к его дверям, слушали его слова, исполняли его приказы. И все это он может получить, только став кадием (судьей).[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Он стремился к этому, но мог добиться желаемого, только пожертвовав своей религией. Он душой покорился королям, их подданным и слугам, он пожаловал им свое имущество и промолчал, (закрыв глаза на) мерзости, творящиеся у их дверей и в их домах, на отвратительность их слов и поступков. Затем он приукрасил многое из скверных дел, неправильно растолковав их, чтобы произвести хорошее впечатление. И, поступая так довольно долго, он превращается в безнравственного человека, и вот тогда его назначают
кадием, зарезав без ножа. Они делают ему великое одолжение, за которое он обязан их благодарить. И он вынужден это делать,чтобы не разгневать их и не оказаться смещенным с поста кадия, не обращая никакого внимания на гнев своего Благородного Владыки (Аллаха)».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Это очень ценная книга и весьма полезная, хоть и небольшая. Имам Ибн Раджаб аль-Ханбали отозвался о ней: «Автор книги имам Абу Бакр аль-Аджурри был одним из величайших ученых, писавших о нравственных качествах и благопристойности ученых в начале четвертого столетия с начала хиджры. Его книга – одно из наилучших сочинений, написанных по этой теме, и кто внимательно ее прочитает, узнает о пути ученых-предшественников и о путях, противоречащих ему, из числа тех, что возникли после».

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Т.е. аль-Аджурри, да смилостивится над ним Аллах.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Ахлак аль-‘улама, с. 97 – 100.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] В наше время это сравнимо с желанием человека стать муфтием, директором и т.п.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Ахлак аль-‘улама, с. 118 – 120.

UmmFatima

UmmFatima
Admin
Admin

12. Искатель знания – пример для подражания

В хадисе говорится:

مِثْلُ الذي يُعَلِّمُ النَّاسَ الخَيْرَ ويَنْسَى نَفْسَهُ ، مَثَلُ الفَتِيْلَةِ تُضِيءُ للنَّاسِ وتَحْرِقُ نَفْسهاَ

«Тот, кто обучает людей благому, забывая о себе[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку], подобен фитилю (лампы), который дает
людям свет, сжигая себя».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Людей от учебы удерживает только то, что они
видят, как мало использует обучающий из того , что он знает».

Малик ибн Динар сказал: «Поистине, если ученый не будет использовать (свое знание), то
его назидание будет стекать с сердец (людей) так же, как дождь стекает по (гладкому) камню».

Ибн аль-Мубарак сказал: «Наиболее знающие из вас должны быть наиболее богобоязненными».

Абу Хазим сказал: «Людям нравится, когда знание воплощается в делах, а сказанное
исполняется».

Искатель знания! Знай, что ты наставляешь людей своими делами больше, чем словами, и
знай, что тот, кто превосходит людей знанием, достоин превосходить их и делами. И пусть первой обязанностью, которую ты возложишь на себя, будет постоянное совершение коллективных молитв в мечети. Затем всегда стремись произносить слова мольбы и упоминания
Аллаха в соответствующих случаях в течение дня, ведь это имеет огромное значение и серьезные последствия. И выдели для себя часть ночи для совершения добровольной молитвы
.

Суфьян ибн ‘Уйайна сказал: «Если мой день будет похож на день глупца, а ночь – на ночь невежды, то что же мне делать с тем знанием, что я записал?!».

И пусть твоей заботой будет следование по пути пророка, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , и благочестивых предшественников, а также предпочтение благородных дел и высоких нравственных качеств (всему остальному).

Аль-Хатиб аль-Багдади сказал: «Человек, ищущий хадисы, во всех своих делах должен
отличаться от простых людей, руководствуясь, насколько это возможно, делами посланника
Аллаха, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , и возлагая на себя исполнение его Сунны, ведь Всевышний Аллах сказал:

Посланник Аллаха является для вас хорошим примером[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку](«Сонмы», 21).

Остерегайся, остерегайся быть одним из тех, о ком говорит поэт:

О человек, что других обучает,
Не себя ли ты учишь, взгляни?
Ты пишешь лекарство больным и хворым,
Желая им здравья, но ты же сам болен, пойми!
Начни же с себя и с грехами покончи,
Когда ж перестанешь, то значит – мудрец.
И вот наставления твои понимают, тебе
подражают, за знанием идя,
И все, чему учишь, идет им на пользу.
Но страшным позором покроешь себя,
Коль ты запретишь им дурное, но в нем же
и увидят тебя.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Т. е. не жалея ради этого ни сил, ни средств.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Сахих аль-джами‘ (5837).

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] аль-Джами‘ (1/215).

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения