5. Предостережение не выставлять себя знающим и не превозноситься этим
Аль-Хафиз
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]аль-Мунзири написал главу «Предостережение не выставлять себя человеком, обладающим знанием и знающим Коран» и привел в ней следующий хадис:
В хадисе о Мусе и Хидре или Хадире, да пребудет над ними мир, для которого имам аль-Бухари
выделил главу в своем сборнике «Сахих» в разделе «Книга о знании» и назвал «глава о том, что желательно говорить ученому,
если его спросят, кто из людей самый знающий, то пусть предоставит знание об этом Аллаху», говорится:
قَامَ مُوسَى النَّبِيُّ خَطِيبًا فِي بَنِي إِسْرَائِيلَ ، فَسُئِلَ أَيُّ النَّاسِ أَعْلَمُ ؟ فَقَالَ :أَنَا أَعْلَمُ ، فَعَتَبَ اللَّهُ عَلَيْهِ إِذْ لَمْ يَرُدَّ الْعِلْمَ إِلَيْهِ ، فَأَوْحَى اللَّهُ إِلَيْهِ أَنَّ عَبْدًا مِنْ عِبَادِي بِمَجْمَعِ الْبَحْرَيْنِ هُوَ أَعْلَمُ مِنْكَ ،
قَالَ يَا رَبِّ وَكَيْفَ بِهِ
«(Однажды) пророка Мусу, мир ему, обратившегося с проповедью к израильтянам, спросили:
«Кто из людей обладает наибольшим знанием?» И он ответил: «Самым знающим
являюсь я». И Аллах выразил ему (за это Свое) порицание, так как Муса должен был
ответить, что это известно только Аллаху. И Aллах ниспослал ему откровение (,сказав): «Поистине, один из рабов Моих, (живущий) у места слияния двух морей, знает больше, чем ты!» (Муса), мир ему, спросил: «О, Господь мой, как мне найти его?».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку][Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
В другом хадисе со слов Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, сообщается,
что однажды посланник Аллаха, саллаЛЛАгу алейги ва саллям , сказал:
يَظْهَرُ الإسلامُ حتى تَختَلِفَ التُّجَّارُ في البَحْرِ ، وحتى تَخوضَ الخَيْلُ في سَبِيلِ اللَّهِ ، ثَّم يَظْهَرُ قَوْمٌ
يَقْرَؤونَ القرآنَ يقولونَ: مَنْ أقرأُ مِنَّا؟ مَنْ أَعَلَمُ مِنَّا ؟ مَنْ أفْقَهُ مِنَّا ؟ ثم قال لأَصْحابِهِ : هَلْ
في أولئكَ مِنْ خَيْرٍ.قالوا : اللَّهُ
ورسولُهُ أَعْلَمُ قال : أولئكَ مِنْكُمْ مِنْ هذه الأمَّةِ وأولئك هُمْ
وَقودُ النَّارِ
«Ислам будет одерживать верх, пока купцы не перестанут часто пересекать моря, а конница – сражаться на пути Аллаха, а затем появятся люди, которые будут читать Коран и говорить: «Кто лучше нас читает и знает наизусть (Коран)? Кто лучше нас знает религию? Кто лучше нас
разбирается в вопросах мусульманского права (фикха)?». Затем он спросил своих сподвижников: «Есть ли в этих людях хоть что-нибудь благое?». Они ответили: «Аллах
и Его посланник знают лучше». Он сказал: «Будут они из вашей среды и из числа (членов) этой общины, и это они послужат топливом для огня».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] В «Афат аль-‘ильм» говорится: «Знание – это дар Великого и Могущего Аллаха обладателям
чистых сердец, которые не стремятся к высокому положению на этой земле и не желают творить нечестие. Оно - горе для тех, которые совершают свои поступки не ради лика Аллаха и направляют свои устремления не к Нему. Поэтому они часто выставляют себя людьми знающими и превозносятся этим. Но если бы они поразмыслили, то обратились бы к самим
себе и поняли, что все в руках Аллаха и что Аллах произвел на свет людей из утроб их матерей не знающими ничего. Затем Он научил их, предоставив им средства приобретения знания и даровав способность понимать. После чего Он оказал им милость, устранив все препятствия, возникшие у них на пути знания, и отвратив все преграды, отвлекавшие их от его приобретения».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Хафиз – Известно два мнения о смысле этого слова.
а) Многие мухаддисы считают, что это слово является синонимом слова
“мухаддис”. б) Говорят также, что слово
“хафиз” служит для обозначения мухаддиса высшего класса, иначе говоря такого мухаддиса, для которого в каждой области этой науки есть больше известного,
чем неизвестного.– человек, знающий Коран наизусть, а также человек, помимо Корана выучивший большое количество хадисов.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Передали аль-Бухари (74, 122) и Муслим (2380) со слов Убаййа бин Ка‘ба, да будет
доволен им Аллах.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Аль-Мунзири сказал, что этот хадис передали ат-Табарани в «Аль-Аусат»,
аль-Базар с неплохим иснадом, аль-Албани отнес его к категории хороших
хадисов в «Сахих ат-таргиб ва-т-тархиб», т. 1, с. 58. См. также «Афат
аль-‘ильм», с. 57.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Мухаммад ибн Са‘ид ибн Руслан. Афат аль-‘ильм, с. 472.